Франконская Швейцария, Бавария, 20.03.2011 г.
- Сэр, на какой высоте мы летим?
- Четыреста семьдесят футов.
- Моя любимая высота, сэр! (х/ф "Сердца трех")
Удивительно, но почему то летчики всё меряют не так, как все. Я не о тех пилотах, которые объявляют по громкой связи: "Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады приветствовать Вас на борту нашего лайнера..." Я о тех, что летают на маленьких винтовых самолетиках, взлетающих с коротеньких, хорошо хоть не грунтовых полос, на маленьких, обычно частных аэродромах. Эти пилоты меряют высоту в английских футах, т.е. для них самолет летит не на высоте 900 метров, а где то около 2500 футов. Немного странно было слышать это, сидя в кабине самолета и глядя на альтиметр, который показывал около километра, что мы должны держаться на высоте 2-3 тысячи, т.е. сейчас как раз нормально. Но об этом по порядку, итак...
Воскресное утро, автобан, звонок по телефону.
- Алексей, привет! Сегодня отличная погода, давай полетаем. Я заеду за тобой в Эрланген и поедем на аэродром.
- Привет, Майкл! Знаешь, вообще то я не в Эрлангене, я сейчас на пути в Карловы Вары и уже около Бамберга. Давай я сейчас вернусь обратно и поедем летать.
- Ты на машине?
- Да.
- Байерсдорф знаешь?
- Да.
- Давай встречаемся через полчаса там на заправке.
- Идет.
1.
Проходит около часа. Я сижу в тесной кабине самолета, стараясь устроится так, что бы не уткнуться ногами в педали и не сильно прижимать штурвал..
- Мы полетим на этом красном самолете. Мой любимый самолет сейчас в ремонте, потому мне дали этот.
2.
Майкл пристегивает меня в кресле и запрыгивает в кабину сам. Короткая рулежка по грунтовке и выезжаем на взлетную полосу. Запрашивает разрешение на взлет и дает полный газ. Самолет срывается с места. Короткий разбег, метров 100, и мы плавно отрываемся от земли задолго до конца взлетной полосы.
3.
Майкл делает левый поворот и берет курс на Вальберлу. Внизу проплывают небольшие деревеньки.
4.
- Вальберла.
- Ага, я там только на прошлой неделе был!
Вальберла быстро остается позади. Под нами снова мелькают деревеньки.
5.
Так вот как выглядит Франконская Швейцария с высоты птичьего полета:-)
6.
Щелканье затвора напоминает пистолетные выстрелы.
7.
- Вон видишь, еще один аэродром.
-Где?
- Ну, вооон...
- Не вижу, но я тебе верю.
Трудно увидеть сквозь все эти пестрые краски тоненькую, коротенькую полоску взлетной полосы...
8.
- Форхайм! А там на горизонте - Бамберг!
Молча киваю головой. Слов нет, остаются одни эмоции... и фотоаппарат. Я в небе, я так долго этого ждал.
9.
10.
- Сейчас я сделаю правый разворот над центром города и ты сможешь нормально сфотографировать.
Майкл закладывает вираж, самолет почти встает на крыло и начинает кружиться на месте, словно орел, высматривающий добычу.
11.
12.
13.
Отсняв длинную серию, поворачиваю голову и против солнца на фоне яркого голубого неба успеваю уловить улыбку Майкла.
14.
- А теперь летим в сторону Эрлангена.
15.
- Это Альтэрланген.
- Ага, - узнаю я.
16.
- Эрланген - опасная зона для полетов. Тут проходит граница контроля Нюрнберга, куда мне без разрешения залетать запрещено.
Снова молча киваю...
17.
- Погоди, сейчас сделаю правый разворот на 360 градусов над центром Эрлангена для фотографий.
Самолет снова кренится, а я продолжаю нажимать затвор.
18.
- Нюрнберг начинается как раз над университетом, потому туда мы не полетим.
19.
20.
21.
- Майкл, вон мой дом.
22.
- А знаешь, у многих в таких самолетах появляется воздушная болезнь. Однажды я вот так же катал одну девушку, так у нее была очень тяжелая форма этой болезни. Ее вырвало и она стала терять сознание. Никогда в своей жизни я с такой скоростью не спускался. Еле успели откачать, а через пять минут после посадки она уже снова была бодрячком. Но у тебя вроде с этим все в порядке:-)
23.
- Майкл, а что показывают все эти приборы?
- Вот это скорость, это альтиметр, радиосвязь, GPS, включение двигателя...
24.
Мы берем курс назад.
25.
26.
-Все, садимся?
- Да.
На полосе уже стоит планер, готовый к взлету.
27.
Самолет касается земли, короткий пробег и мы освобождаем взлетную полосу.
- Теперь нам нужно заправить самолет и подготовить его к следующему полету.
Майкл подруливает к заправке и ловко выпрыгивает из кабины. Я долго вожусь с ремнями и осторожно выбираюсь, придерживая фотоаппарат рукой.
28.
Наконец я тоже на земле. Майкл вставляет пистолет в бак и заливает топливо под завязку.
- Самолет уже арендован под длинный полет в Пегнитц, потому нужен полный бак.
29.
-Теперь нам нужно внести информацию о маршруте и заправке самолета в книгу полетов.
Мы поднимаемся на вышку и Майкл заполняет журнал.
30.
На аэродроме, меж тем, вовсю кипит жизнь. Тихо, осторожно, но непрерывно, и потому получается быстро.
Возвращается самолет, только вытащивший очередной планер в небо.
31.
Техники, а может летчики, за бутылочкой воды разбирают маршрут по карте.
32.
- Майкл, а можно я погуляю тут, пофотографирую?
- Конечно, - улыбнулся Майкл, - у нас нет секретов.
33.
Мы спускаемся с вышки и Майкл дублирует информацию о нашем полете и сделанной заправке в книгу из кабины самолета.
34.
- Ну вот и все, осталось только откатить его (самолет) в сторону.
- Тебе помочь?
- Не надо, я попрошу тех, кто умеет это делать.
35.
- А как вы зовете этот самолет?
- На котором мы летали? Рафт.
- Почему?
- У него очень тонкие стенки, - Майкл похлопал рукой по борту самолета, - шумный он.
36.
- На планере тоже летаешь?
- Летаю, но предпочитаю самолеты. На них чувствуешь себя более независимым.
37.
- А на реактивном пробовал?
- Нет, это очень дорого. Две тысячи евро в час! Но однажды, когда разбогатею, я обязательно куплю себе маленький реактивный самолетик.
38.
А жизнь на аэродроме, тем временем, продолжается.
39.
Около ангара скромно припарковалась машина скорой помощи. На всякий случай, с небом не шутят.
40.
В небо один за другим уходят планеры.
41.
Готовятся к взлету самолеты.
42.
- Майкл, я правильно понял, он взял парашют? - показал я на планериста.
- Да, они все летают с парашютами.
- А почему мы летали без них?
- На Рафте стоит система спасения, разработанная Юнкерсом еще в тридцатые годы. В случае аварии срабатывают заряды и самолет весь целиком приземляется на парашюте. Вот только стоит такой спуск очень дорого. Около 6 тысяч евро, но жизнь дороже.
43.
- Майкл, а сколько примерно будет стоить получить права пилота?
- Трудный вопрос. Все зависит от налета часов. Самый дешевый способ - начать с планера, потом пересесть на самолет с маломощным двигателем, потом немного помощнее, ну и так далее... Это самый дешевый путь.
44.
45.
- Ну, а все таки, сколько стоит полет?
- Например на Рафте около 40 евро в час.
- Ого, так дешево! Как в автошколе при занятиях на автобане!
46.
Очередной планер заходит на посадку.
47.
48.
Все события фиксируются дежурным по аэродрому. В два часу Майкл должен заступить на дежурство и занять место на вышке.
49.
Уходит в небо самолет.
- Они полетели на Нюрнберг. Сдает на лицензию.
- Пилота?
- Нет, радиооператора. В Германии на все нужна лицензия:-)
50.
Готовится взлет следующего планера.
51.
52.
Пять минут и он снова в небе.
53.
- А хочешь я тебя познакомлю с нашим преподавателем? Задашь ему все вопросы...
- Хочу, конечно. Вот только сейчас у меня столько впечатлений и вопросов, что я не знаю, что спросить. Давай в следующий раз.
Буксировщик возвращается на землю.
54.
Здесь его ждет уже следующий планер.
55.
56.
Возвращается самолет с Нюрнберга, тот самый, который летал на сдачу на лицензию радиооператора.
57.
Короткий пробег по полосе и он уходит на грунтовку.
58.
И сразу же в небо поднимается Рафт. Провожаю старого знакомого взглядом:-)
59.
60.
Не успел Рафт исчезнуть из вида, а полоса уже занята планером.
61.
А в только что севшей Баварии уже сидят очередные двое пилотов и обсуждают маршрут полета.
62.
Все всё время заняты делом. Ни минуты отдыха, и только тот самолетик, что вытаскивает планеры в небо, пользуется каждой свободной секундой, что бы немного передохнуть.
63.
Близится два часа. Майклу пора заступать на дежурство.
64.
- Алексей, ну ты звони, пиши, приезжай. Я все равно летаю, так какая разница, одному летать или вдвоем. Вдвоем то интереснее:-)
- Договорились, Майкл! Огромное спасибо за полет. До встречи!