Оригинал взят у
alexey_viper в
Индонезия под крылом Sukhoi Superjet 100Индонезия.
Страна тысячи островов.
Когда-то между клочками суши, хаотично разбросанными в безбрежном океане, сновали утлые судёнышки, огибая рифы и открывая всё новые и новые территории. Пальмы, кокосы, белоснежный песок и невероятное по своей красоте небо.
Сегодня в это небо ежечасно поднимаются сотни лайнеров. В стране проживает немногим менее 300 миллионов человек, это четвёртое по численности населения государство в мире. Рынок авиаперевозок находится в фазе активного роста. Здесь можно встретить совершенно экзотические машины, многие из которых уже не выпускаются и в Европе или Америке давно стали музейными экспонатами.
Авиакомпании испытывают острый дефицит воздушных судов.
Недавно это небо стало домом и для российского лайнера Sukhoi Superjet 100, который уже успел налетать здесь сотни часов и оставить за кормой тысячи миль. Как летается нашему самолёту в Индонезии? Что думают о нём пассажиры и пилоты? Чем кормят на борту Суперджета и какие красоты можно увидеть через иллюминатор «Сухого»?
01. 16 апреля
Раннее утро. Джакарта просыпается. На улицы, отчаянно сигналя, выливаются нескончаемые ручейки автомобилей и байков. Считанные минуты - и транспортные артерии закупорены. Город встает в глухих пробках. Дорога до аэропорта «Халим Перданакусума», где расположен офис перевозчика Sky Aviation, занимает почти два часа.
02. Авиакомпания Sky Aviation основана в 2010 году и осуществляет регулярные и чартерные региональные рейсы в Индонезии. Парк включает пять самолетов Fokker F50, один самолет Boeing 737 и один (пока один) самолет Sukhoi Superjet 100. Также есть несколько совсем небольших машин вместимостью до 30 пассажиров.
03. В 10 утра солнце припекает словно свежий горчичник. Ощущение, что земля плавится под ногами. Воздух бурлит маревом, размывая очертания зданий и лайнеров. Из кабинета генерального директора Sky Aviation Крисмана Таригана открывается не просто шикарный вид - кажется, что на экране окна спроецирован фотомонтаж. Самолетами заполнено все пространство перрона. Отличное место для споттинга.
04. Спустя несколько минут появляется и сам хозяин кабинета. Крисман Тариган без лишних сантиментов начинает рассказ о реалиях авиаперевозок в Индонезии. Эту территорию именуют «страной тысячи островов». Туриндустрия на подъеме, местные жители также довольно активно мигрируют. Водный транспорт не всегда удобен. Долго... Очень долго.
05. Крисман Тариган: «События прошлого года - катастрофа Суперджета - унесла жизни наших коллег. Но мы не поддались эмоциям, и прежде чем принять решение о судьбе контракта на покупку лайнера, решили дождаться результатов расследования. Катастрофы, к сожалению, в авиации иногда случаются. Буквально на днях в Индонезии произошёл инцидент с самолётом Boeing 737 другой авиакомпании. Нам важно было понять, что стало причиной катастрофы. И когда было установлено, что произошедшее не имеет ничего общего с техническим состоянием самолёта, мы не стали менять свои планы касательно покупки самолёта Sukhoi Superjet 100».
06. 22 ноября 2012 года авиационные власти Индонезии валидировали сертификат типа самолета Sukhoi Superjet 100, что также разрешает экспорт и эксплуатацию воздушных судов этого типа в Индонезии без ограничений.
07. Крисман Тариган: «Применительно к существующей маршрутной сети Sky Aviation самолёт Sukhoi Superjet 100 обладает рядом преимуществ перед другими машинами своего класса. Он может осуществлять взлёт и посадку на короткие ВПП. В Индонезии очень много таких аэродромов. Низкий расход топлива также является важным параметром для нас. Кроме того, мы проанализировали множество важных для комфорта пассажиров параметров, среди которых уровень шума в салоне, а также размер салона и объём багажных полок. Здесь Sukhoi Superjet 100 также превосходит конкурентов в своём классе».
08. Недавно Sky Aviation открыла новый рейс Макассар - Соронг - Джайапура.
Он выполняется на самолете Sukhoi Superjet 100. Каждый из сегментов маршрута занимает примерно два часа. На пароме аналогичная поездка отнимет у пассажира примерно неделю.
Крисман Тариган: «Именно этот маршрут для SSJ100 был выбран неслучайно. Авиакомпании-конкуренты на данном маршруте используют далеко не новые самолёты. Мы предлагаем своим пассажирам больший комфорт, и это является нашим преимуществом. Также в Соронге и Джайапуре длина ВПП существенно меньше 2000 метров. Сейчас ежедневный налёт лайнера составляет 8 часов. Мы расширяем маршрутную сеть, и планируемый налёт для SSJ100 составит 11 часов в сутки».
09. Контракт между ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и авиакомпанией Sky Aviation был заключен в 2011 году на Международном авиационно-космическом салоне МАКС на 12 самолетов SSJ100 с поставками до конца 2015 года.
Конфигурация салона SSJ100: первые три самолета - 12 бизнес-класс + 75 эконом-класс, остальные девять самолетов - 8 бизнес-класс + 90 эконом-класс.
По договору послепродажную поддержку осуществляет SuperJet International (SJI).
10. 27 февраля 2013 года первый из 12 Sukhoi Superjet 100, самолет с серийным номером производителя 95022, прибыл в Индонезию и пополнил парк авиакомпании Sky Aviation, получив регистрацию PK-ECL. 23 марта 2013 года лайнер выполнил первый внутренний коммерческий полет из Макассара в Соронг. На данный рейс было зарегистрировано 67 пассажиров, при этом полет занял около двух часов.
Следующая поставка Sukhoi Superjet 100 планируется во втором квартале 2013 года. Пока у авиакомпании один SSJ 100, но до конца 2015 года в парке перевозчика будет уже 12 машин. Это позволит открыть 48 новых маршрутов.
11. Вечер. Транспортный коллапс по-прежнему сковывает город. По дороге в аэропорт приходится изрядно понервничать - временами возникает ощущение, что сдвинуться с места не удастся уже никогда. Но ровно в 21:00 телетрап, присосавшийся к фюзеляжу, откатывается и самолет отталкивают от здания терминала. В 00:30 мы уже в Макассаре. Аэропорт «Султан Хасануддин». Отсюда авиакомпания Sky Aviation выполняет рейс Макассар - Соронг - Джайапура.
12. Вылет запланирован на 6 утра. Регистрация начинается за два часа. Знакомимся с экипажем. Командир Керу Трипалрианду, правое кресло сегодня занимает Стефано Сансалоне - пилот-инструктор SJI. Он занимается подготовкой экипажей для Sky Aviation и, несмотря на роль второго пилота в этом полёте, контролирует технологию работы. Это стандартная практика при вводе в строй новых командиров.
13. Быстро светает. Несмотря на то, что внутренние часы воспринимают это утро как продолжение предыдущего нескончаемого дня, на календаре уже 17 апреля. Пассажиры осваиваются в салоне, бортпроводники проводят передполётный инструктаж.
14. Короткий разбег, отрыв... Под крылом проплывают рисовые поля, постепенно сменяясь водной гладью.
15. Проходит всего несколько минут, и мы уже занимаем свой эшелон в 35 тысяч футов. Бортпроводники приступают к обслуживанию пассажиров питанием и напитками.
16. Продолжительность полёта на сегменте Макассар - Соронг составляет два часа, и кто-то из пассажиров решил вздремнуть. Правильное решение, и старший бортпроводник Gieta Yuliana его одобряет.
17. Этот кадр для меня - один из самых ценных. Любимый жанр...
18. Главный конструктор лайнера Владимир Лавров внешне отличается от того образа Главного, который существует в представлениях большинства обывателей. Грозно насупленные брови, очки в роговой оправе, толпа свиты вокруг... Ничего этого нет. Когда в автобусе, везущем от терминала к лайнеру, Владимир Николаевич достал из рюкзака камеру с телеобъективом, а затем открыл форточку и начал снимать, удивлению моему не было предела. Главный Конструктор - споттер! И одновременно с этим спокойный, обаятельный, влюблённый в авиацию человек. С улыбкой взирая на приготовления съёмочной группы Первого Канала, он неспешно начинает рассказ о своём детище.
«У каждого заказчика свои требования. Поскольку Sky Aviation была в числе первых клиентов «Гражданских самолётов Сухого», мы с особым вниманием относились к их пожеланиям в части компоновки салона и размещения пассажиров. Сейчас вы можете оценить большой шаг кресел, ширину салона и прохода, размер багажных полок. Бортпроводники оценят просторную кухню. Всё это разрабатывалось в непосредственном контакте с заказчиком, который пожелал создать в салоне лайнера условия, не уступающие по степени комфорта салонам Boeing и Airbus. Если взять ширину прохода SSJ100, то даже при обслуживании напитками и питанием люди могут перемещаться по салону, что существенно повышает уровень комфорта как пассажиров, так и кабинного экипажа».
19. Владимир Лавров: «Для валидации Сертификата типа самолет был представлен делегации авиационных властей Индонезии, были продемонстрированы все необходимые сертификационные документы. Реалии эксплуатации воздушных судов в этой стране - высокие температуры и высокая влажность - сильно отличаются от условий эксплуатации в России.
Стоит сказать, что каждый самолёт в процессе создания и последующей сертификации проходит целый комплекс испытаний. Sukhoi Superjet 100 не является исключением. Мы предпринимали целые экспедиции для того, чтобы изучить поведение бортовых систем лайнера в условиях высоких температур. На первоначальном этапе нами была организована экспедиция в Армению. В Ереване самолёт проходил испытания при температуре окружающего воздуха до +40 градусов. Следующий этап испытаний проходил в Объединённых Арабских Эмиратах, где температура воздуха достигала +45 градусов. Но самолёт спроектирован таким образом, что он может обеспечить безотказную эксплуатацию и при ещё более экстремальных температурных режимах. Конечно, параллельно мы испытывали лайнер и в других погодных условиях: мороз, снег, слякоть, ветер».
20. Владимир Лавров: «Первые серийные машины нами были выпущены для авиакомпаний Armavia и Аэрофлот. Самолёт постоянно совершенствуется, и в лайнере для авиакомпании Sky Aviation уже есть отличия по комплектации от «первых ласточек». Конструкция оттачивается, улучшается удобство для экипажа и технического персонала в части обслуживания бортовых систем. Эти работы не прекращаются и по сей день. Аналогично поступают и другие производители, это нормальный рабочий процесс. Требования рынка постоянно растут, и стоять на месте нельзя. В этом смысле особенно ценным является опыт коммерческой эксплуатации. И мы продолжаем его накапливать, внедряя новые решения на самолётах, которые выпускаются сейчас и будут выпускаться в дальнейшем.
Если говорить об эксплуатации в условиях высоких температур, нами были выполнены доработки по части системы кондиционирования и системы отбора воздуха от двигателей для повышения эксплуатационных характеристик и увеличения надёжности. Выполнен комплекс работ, который коснулся пассажирского оборудования. Здесь, в салоне лайнера компании Sky Aviation, можно увидеть панели с индивидуальным обдувом. Какие-то усовершенствования подчас кажутся небольшими, но мы считаем, что к любым вопросам и пожеланиям перевозчиков следует относиться внимательно. Здесь мелочей не бывает».
21. Владимир Лавров: «Когда новая машина «встаёт на крыло», производитель постоянно фиксирует те сложности, которые обнаруживаются в процессе коммерческой эксплуатации и вносит необходимые изменения в конструкцию новых лайнеров. Самолёты, поставленные ранее, также «не забываются» - они, если говорить бытовым языком, также «апгрейдятся» согласно выпускаемым сервисным бюллетеням. Период локализации, так называемых, «детских болезней» проходят все без исключения новые лайнеры, независимо от того, кто является их производителем. Эти болезни касаются и конструкции, и обеспечения необходимой технологичности. Требующие корректировки нюансы не всегда можно выявить в процессе сертификационных испытаний и заводских проверок, многое становится очевидным лишь при эксплуатации самолёта в различных климатических условиях, с различной интенсивностью полётов. Это тот опыт, который нам необходим. Это опыт, который компания «Гражданские самолёты Сухого» приобретает в настоящий момент.
Жизнь не стоит на месте, она постоянно ставит перед нами новые задачи. И мы должны находить пути их решения для того, чтобы обеспечить самолёту успешное вхождение на рынок. И мы благодарны нашим эксплуатантам за сотрудничество.
Сегодня я нахожусь на борту нашей серийной машины. Это сложные и смешанные чувства. Вспоминается первый вылет самолёта... Сертификационные испытания, первый коммерческий рейс... И вот сегодня мы летим с пассажирами в Индонезии с острова Сулавеси на остров Папуа Новая Гвинея. С одной стороны, я испытываю некую удовлетворённость. С другой - чувство большой ответственности, потому что мы обязаны делать всё для обеспечения успешной эксплуатации даже в столь отдалённом регионе. Мы прикладываем для этого все возможные усилия и будем делать это и в дальнейшем».
22. Владимир Лавров: «Индонезия - удивительная страна. Здесь очень приветливые люди, они каждую минуту наслаждаются жизнью. Интересный факт: в их языке абсолютно отсутствуют ругательства. Самое страшное здесь - сказать человеку, что он невежлив. В Индонезии не принято отвечать собеседнику отказом, говорить «нет» в лицо. Они могут уйти ответа, но всеми способами будут избегать слова «нет». Общение, внимание, уважение стоят в Индонезии на первом месте.
Катастрофа 9 мая 2012 года была тяжёлым испытанием для всех, кто работает в компании «Гражданские самолёты Сухого». Я прилетел к месту трагедии 10 мая. Это был невероятный удар. И «Сухой», и Sky Aviation потеряли самых дорогих людей... Ту боль невозможно передать словами... Но даже когда причины катастрофы ещё не были известны, я постоянно ощущал очень внимательное отношение к себе, искреннее участие со стороны всех окружающих людей: военных, спасателей, экспертов... Это очень ценно и остаётся в сердце навсегда».
23. Тем временем командир сообщает, что самолёт приступил к снижению, и бортпрводники просят застегнуть ремни безопасности.
24. Глиссада, касание, и вот под крылом мелькает бетон ВПП Соронга.
На пробеге ощутимо трясет, на кухне позвякивает посуда. Покрытие такого качества нередко именуют «стиральной доской». Ощущения и впрямь не самые приятные. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют авиакомпании летать не только на аэродромы больших городов с качественными полосами, но и на довольно отдаленные островки. В интернете часто можно увидеть опасения относительно того, что «у SSJ100 двигатели будут засасывать камни, песок, и воду с ВПП региональных аэропортов». Как обстоят дела с этим у Суперджета на самом деле можно понять, посмотрев следующее видео:
25. Соронг. Удивительный аэропорт. Дети играют в футбол на ВПП в перерывах между взлётами и посадками лайнеров. Эта территория на северо-западе острова Новая Гвинея также принадлежит Индонезии и является одним из центров нефтяной и газовой промышленностей страны.
Служба Авиационной Безопасности вынуждена проводить инспекцию полосы перед каждым взлётом или посадкой, о чём сигнализирует вой сирены. От ее рёва и шума двигателей дети падают на землю и затыкают пальцами уши.
26. На обслуживание лайнера SSJ100 уходит менее получаса, и детворе приходится освободить ВПП. Первым делом самолёты.
27. Пока лайнер совершает полёт по маршруту Соронг - Джайапура - Соронг, есть время на то, чтобы понять, какие машины используют здесь другие авиаперевозчики.
28. Тем временем погода стремительно портится. Грозовые тучи обволакивают аэропорт со всех сторон и начинается ливень.
29. Пока бушует тропический шторм, Суперджет успевает совершить рейс в Джайапуру и вернуться обратно. Вой сирены оповещает о предстоящем прибытии лайнера, САБ привычно зачищает ВПП и, спустя несколько секунд, в глиссаде загораются посадочные фары. Ещё минута и борт касается неровного бетона полосы.
30. Лайнер уже встречают.
31. «Рукавов» в аэропорту нет и бортпроводники с неизменной улыбкой встречают подъезжающий трап.
32. Выгрузка багажа.
33. Заправка.
34. Пассажиры.
35. В ближайшее время парк Sky Aviation пополнится ещё несколькими Суперджетами, также 2 лайнера получит мексиканская авиакомпания Interjet. Подготовка экипажей может осуществляться как в России в Жуковском, так и в Италии в Тренажёрном центре SuperJet International SJI в Венеции.
36. SuperJet International - совместное предприятие Alenia Aermacchi (51%) и ОАО «Сухой» (49%), осуществляющее маркетинг, продажи, кастомизацию и поставки самолета Sukhoi SuperJet 100 в Европу, Америку, Океанию, Африку и Японию. Компания отвечает за обучение и глобальное послепродажное обслуживание, а также за дизайн и разработку бизнес-версии самолета Sukhoi Business Jet (SBJ). Представительство SuperJet International находится в Москве (Россия), офис продаж в Вашингтоне, округ Колумбия (США).
37. В ноябре 2012 года в Венеции был установлен первый комплексный пилотажный тренажер (FFS).
За 2013 год на базе этих двух учебных центров должно быть подготовлено 230 пилотов, 150 бортпроводников и 350 технических специалистов.
38. В феврале 2013 года этот полнопилтажный тренажер был успешно сертифицирован Европейским агентством по авиационной безопасности EASA. FFS самолета SSJ100 принадлежит к новейшему поколению тренажеров «Reality 7» и имеет электрогидравлическую систему подвижности, современную систему визуализации с LCOS-проекторами и рабочую станцию инструктора с улучшенной эргономикой.
В преддверии передачи самолётов компании Interjet экипажи мексиканского перевозчика под руководством инструкторов проходят тренинги, совершенствуя навыки полётов в горной местности. В данном случае для тренировки выбран аэропорт Инсбрук.
39. Мексиканская авиакомпания Interjet была создана в 2005 году и в настоящее время занимает 25% рынка внутренних перевозок Мексики. Парк воздушных судов включает 35 самолетов типа A320. Interjet выполняет более 150 рейсов в день. В маршрутной сети авиакомпании 26 внутренних направлений и 8 международных.
Interjet является первым заказчиком SSJ100 на западном рынке. В настоящее время компания оформила твёрдый контракт на поставку 20 лайнеров и опцион на 10 бортов.
40. Самолеты заказаны в одноклассной компоновке на 93 пассажирских места и будут выполнять полеты на маршрутах средней интенсивности: Агуа-Кальенте, Дуранго, Леон, Нуэво Ларедо, Манзанило, Сан-Луис-Потоси, Тореон, Минатитлан.
41. 16 апреля 2012 года Мексиканские авиационные власти (Direccion General de Aeronautica Civil) выдали компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) валидационное письмо (сертификат типа) на самолет Sukhoi Superjet 100 (модель RRJ-95B).
Данный документ удостоверяет соответствие самолета SSJ100 сертификационным требованиям Мексиканских авиационных властей и разрешает экспорт и эксплуатацию воздушных судов этого типа в Мексике без ограничений.
42. Передача первого самолета для Interjet на площадку SuperJet Intenational для проведения кастомизации состоялась в начале октября 2012 (MSN 95023), второго (MSN 95024) - в феврале 2013 года.
43. Ожидается, что первый самолет Interjet (MSN 95023) будет поставлен авиакомпании во втором квартале 2013 года после его кастомизации в SJI.
44. Президент SJI Назарио Каучелья: «Интерьер лайнера целиком разработан известным дизайнерским бюро Pininfarina. Мы старались, чтобы атмосфера в салоне была лёгкой, настраивала пассажиров на комфорный и приятный полёт. Вы можете просто присесть в кресло. Открыть багажную полку. Обратите внимание: несмотря на то, что Sukhoi Superjet 100 - региональный самолёт, нам удалось добиться того, чтобы размер полок для ручной клади пассажиров соответствовал размеру полок лайнеров с большим диаметром фюзеляжа, таких как среднемагистральные самолёты семейства A320. Мы старались сделать индивидуальную панель для пассажира удобной и легкодоступной».
45. Назарио Каучелья: «Этот дизайн должен воплотить новейшие тенденции в интерьере и вобрать в себя всё лучшее, что существует в мире. Сейчас вы можете наблюдать лишь фрагмент тестовой инсталляции. Но буквально через несколько дней мы завершим все работы по сертификации кабинного оборудования, после чего сможем оперативно завершить оснащение этого самолёта и передать его заказчику».
46. Сегодня портфель заказов Sukhoi Superjet 100 включает 179 твердых заказов по всему миру. По состоянию на март 2013 года было поставлено 15 самолетов SSJ100. В общей сложности они выполнили более 12 000 рейсов общей продолжительностью свыше 22 600 летных часов.
В 2013 году будет произведена поставка самолетов Sukhoi Superjet 100 в компании:
-Sky Aviation (Индонезия)
-Lao Central (Лаос)
-Interjet (Мексика)
-Аэрофлот (Россия)
-Газпромавиа (Россия)
Click to view