На честном слове и на одном крыле

Apr 03, 2013 11:55



Университет Эври изучает реакцию пилотов на всякие непредвиденности.

Я напросился туда морской свинкой. Несколько часов бесплатного симулятора - уже само по себе замечательно. А уж когда опытный инструктор щупает тебя на прочность, анализирует и демонстрирует, на что ты годишься как пилот - вообще грех отказываться.

Приезжаю на кампус. Нахожу факультет гражданской авиации. Везде стоят полуразобранные двигатели, обломки самолетов, на стенах висят плакаты про сверхзвуковые элероны и прочее сопротивление материалов.




На входе встречают двое, веселая тетка психолог и суровый дядька летный инструктор.
- Как я и предупреждала, нужно будет пролететь вот этот маршрут. Нант Атлантик - Сан-Назер - Ля Боль (оооо, родные места!) - Нуармутье - Монтэгю и обратно в Нант.



Вот сводка погоды, ничего особенного, хороший ясный осенний день.

Покатайтесь на самолете, это обычный DR400, сделайте пару кругов, чтобы привыкнуть, как он себя ведет. Посмотрите документы и скажите, когда будете готовы.

Самолет простой, но странный. Ощущения от экрана тоже. Картинка болтается перед глазами, впервые в жизни меня подташнивает за штурвалом. Сделал два конвейера, все получается.

Пытаюсь побороть естественное желание заранее вычислить по косвенным данным, что за свинью они мне приготовили. Почему такой маршрут? Выключат мотор над водой?
Почему он так по-идиотски спланирован? Ежу понятно, что Монтэгю найти невозможно: длиннющая dead reckoned ветка на 20 минут над полями без визуальных ориентиров. А на этом симуляторе же еще и не видно ничего. Ни ветряков, ни дорог, ни деревень. Вода синяя, земля зеленая, бетонные аэродромы серые, а Монтэгю грунтовый - зеленая блямба на зеленом фоне. Будешь в упор смотреть, не увидишь. Могу поспорить, что они еще боковой ветер воткнут. Что же делать? Прикинул радиалы от двух VORов. Вот радость-то, триангулировать там на лету... Ладно, увидим. Заданная высота 2000. Над морем! Я бы сам раза в два выше летел. Что с погодой? Температура 12, точка росы 09 - как пить дать вклепают обледенение.

- А данные по влажности вы мне дадите?
- Ну у вас же есть вся погода.
- Нет, мне нужен ATIS, чтобы послушать влажность.
- Нет, ATISа нет, диспетчеров нет, зон нет, растительности нет, населена роботами
- А топлива сколько?
- 50 литров.
Не густо вообще-то, DR400 жрет 35 в час, бензина у меня впритык, чтобы пролететь запланированный маршрут. На непредвиденности запаса нет. Я бы сам взял раза в два больше топлива. В брифинге написано, что механик осмотрел самолет и одобрил, ну-ну.

На пузо вешают кардиодатчик. Одну камеру на лоб, одну напротив, чтобы снимать выражение лица (покажу видео, когда пришлют).
- Теперь вы один в самолете. Летите как обычно, сами принимаете все решения. Если обычно размышляете вслух или наоборот молчите - пожалуйста, делайте все как привыкли. В случае проблемы, вы должны четко сказать, какую проблему обнаружили и какое в связи с этим принимаете решение. Поехали!

Ну поехали, так поехали. Взлетаю. Все хорошо. Ложусь на курс, Сан-Назер видно издалека. Лечу как примерный мальчик, заполняю лог, estimated time, actual time, estimated time, actual time. Сдувает немного, пара градусов, не проблема.

Warning light. Генератор!
- Отказ генератора. Отключаю все потребители питания, не являющиеся необходимыми (закрылки-то электрические). Буду садиться в Сан-Назере.
И это все? Вся эта возня ради 15 минут полета и несчастного отказа генератора? Что-то не так. Из-за спины доносится вкрадчивый голос психологини
- Хм, может просто, хм, предохранитель выбило, а?

Щелк, щелк. Генератор включается. Мне не нравится летать на таких развалюхах, но кажется до своего главного отказа я еще не добрался :) Сан-Назер остается позади. Следующий курс. Гирокомпас не крутится. Виражик направо, виражик налево, так и есть
- Гирокомпас сдох!
Тоже мне проблема. У меня есть замечательный магнитный компас, переживем. Опа, морской участок. Сейчас начнется? Нет, не начинается, лечу, нормально. Скорость только странно ползет вниз.
- Скорость странно ползет вниз! Пока не знаю почему.
А она уже совсем ненормально ползет вниз, на 30 узлов упала.
- Это попахивает обледенением, включу-ка я обогрев пито.
Хоп, скорость прыгает на нормальное значение. Хорошо, заскучать не дают, вот и морской кусок кончился, пора поворачивать к Монтэгю. Помоги мне, святой Сусанин. В Нанте VORDME, это очень кстати, DME нам пригодится. Настраиваю. Не показывает. Даже жаловаться не буду, чего уж тут, не работает DME, как и все остальное на этой прекрасной машине. Хорошо хоть мотор крутится. Зато гирокомпас ожил, чего это?
- Гирокомпас ожил. Странно.

Жрет эта бандура изрядно. Полбака уже сожгли, а пролетели только половину пути. Не нравится мне все это. Чешу над огромной зеленой простыней, как здесь можно что-то увидеть? Мотор начинает чихать. Раз, два. Приехали, дорогие товарищи. Будь проклят механик, который сказал, что можно безопасно садиться за баранку этого пылесоса. У меня нервы не железные. Настраиваю VOR напрямую в Нант.
- Мотор плохо себя ведет, топлива мало, вероятность найти Монтэгю никакая, пионэры идите в жопу, я возвращаюсь в Нант.

Через пару минут Нант уже видно. Стрелочка топлива в красном секторе. И температура масла полезла в красный сектор, еще не хватало.
- Температура масла в красном секторе, уменьшаю обороты, overhead join делать не буду, еду прямо на downwind и на посадку.

На малых оборотах на снижении температура масла возвращается на место. На прямой иду выше глиссады. На этом высоконадежном тарантасе лишняя высота не помешает. Здрааасьте...
- Остановка мотора!
Дежа вю. Тихо вокруг, только ветер гудит в проводах. Выключить аккумулятор и зажигание. Касание. Тормоз. Ффффууууу. Сам жив, самолет цел, даже сел в аэропорту назначения! Полет удался.

Сзади голос инструктора.
- Браво! Какая у вас лицензия, говорите? PPL?
- Да, PPL.
Инструктор и психологиня удивленно переглядываются.
- А вы на CPL случайно не учитесь?
- Учусь, как вы догадались?
Переглядываются снова, на этот раз победно друг другу улыбаются.
- Сейчас я вам объясню. Дело в том, что наше исследование подходит к концу и некоторые выводы уже видны. Точка, в которой вы принимаете решение прервать запланированный маршрут очень четко свидетельствует о вашей подготовке. Например, практически все пилоты-профессионалы принимают решение вернуться примерно в Нуармутье. Простые PPL чешут как по рельсам в сторону Монтэгю, естественно, не находят его, бензин кончается, плюхаются в поля.



Что интересно, это не зависит от опыта. PPL с 50 часами налета, PPL с 3000 часов и инструктор PPL действуют одинаково и не могут заставить себя отклониться от плана. Также это не зависит от эмоционального состояния человека, посмотрите как хорошо его видно на кардиограмме: здесь вы спокойны, здесь пик стресса, пульс 120, что это? Это отказ, здесь вы сомневаетесь, здесь вы решили проблему. Здесь тоже скачок, но нет фазы сомнения, вы точно знаете что делать с этим отказом. Здесь отказа нет, но у вас стресс. Начинается полет над водой... Эмоциональные реакции у всех разные, но они не играют роли. После полета мы попросили вас сделать тест, который отражает ваши когнитивные стратегии. Как выясняется, они тоже не играют роли. В конечном итоге на качество навигации влияет только летная подготовка. По вашему полету можно даже довольно достоверно сказать, на каком этапе обучения вы находитесь.
Вы прекрасно отследили все отказы до единого. Многие не замечают отказ гирокомпаса, поэтому мы его потом потихоньку включаем снова. Это была наша ошибка, вы увидели, что гирокомпас сломался, он должен был оставаться сломанным до конца :) Многие не видят температуру масла. Вам воткнули 20 узлов бокового ветра, вы это заметили и это вас не очень смутило. Но все эти мелочи призваны замаскировать основную проблему. Утечку топлива! Разве вы не увидели что у вас расход вдвое выше нормы?
- Вдвое выше? Нет. Я увидел, что мне залили впритык. А из-за ветра на весь маршрут бы не хватило.
- Ну как же, вам залили 50 литров, а расход какой?
- 35.
- ??? нет, 20!
- ??? нет, DR400 кушает 30-35, я это твердо знаю.
- О боже, но в брифинге же написано, что 20!
- кхм, да? И правда...
- Все понятно :) Тем не менее, поздравляю с отличным результатом, удачи в дальнейшей учебе. Через несколько месяцев мы соберем всех пилотов-участников, устроим тусовку и я расскажу вам о финальных результатах исследования.



.

отчет, Франция, малая авиация

Previous post Next post
Up