Рассказывает геральдика: самолёт на гербе герцогини

Mar 02, 2013 21:58

Оригинал взят у faber_fortunae в Рассказывает геральдика: самолёт на гербе герцогини
Неофициальный герб Мэри Рассел герцогини Бедфордской (Mary Russell, Duchess of Bedford), урождённой Мэри Дю Корроу Трайб (Mary Du Caurroy Tribe):

Её муж, 11-й герцог Бедфордский впервые в истории английской геральдике включил в герб самолёт.Сделал он это в честь своей жены, известного в 20-30-х годах прошлого века авиатора. Когда герцог  подал в Геральдическую Коллегию этот вариант герба, то герольды отвергли эскиз. Это ничуть не обеспокоило Его Светлость. Он во всеуслышание заявил что его предки пользовались гербом, который не был им пожалован каким-то герольдом (которых в то время попросту не существовало), а то что было сделано в прошлом может служить достаточным основанием для составления его герба в настоящее время.
Замечательный ответ, по-моему! Это так по-английски!
И всяческого уважения достоин муж так отстаивающий интересы жены. Надо думать, что жена его была весьма и весьма примечательной женщиной.

Итак, представляю Её Светлость, герцогиню Бедфордскую!


Какова красотка, а?

Родилась в 1865 году, в 1888 году вышла замуж за лорда Рассела, в том же году у них родился сын. В 1893 году её муж стал герцогом, а она, соответственно - герцогиней (такие сложности от британских законов наследования титулов).
Несмотря на высокое положение в обществе, Мэри Расселл активно занималась медициной, орнитологией, благотворительностью и общественной деятельностью. Сама она работала медицинской сестрой и рентгенологом аж до 1930 года. На её средства было построено несколько больниц и госпиталей, некоторые из которых существуют и по сей день.

Герцогиня была коллекционером и признанным знатоком птиц, и проявил интерес к миграции птиц. В период перед Первой Мировой войной она потратила много времени на наблюдения за миграцией птиц и их образом жизни. Журнал наблюдений, который она вела был опубликован только в 1938 году после её смерти и был признан серьёзным научным исследованием.
Она была членом Лиги Женского Налогового Сопротивления, существовавшей в то время общественной организации, боровшейся против бесправия  женщин и за получение женщинами избирательного права. Как они использовали при этом налоги мне выяснить не удалось. Уверен что много в этой области при нравах Old Good England было не намутить - строгие законы жёстко карали за неуплату.

Являлась Командором Дам Ордена Британской Империи, Дамой Милосердия ордена Святого Иоанна Иерусалимского, единственной в то время женщиной принятой в Общество Линнея в Имперском колледже. Чтоб вы знали, всё перечисленное - это нереально круто. И в те времена, и сегодня.
Ну а что же совершила герцогиня что удостоилась самолёта на гербе?

В конце 20-х годов Мэри Расселл увлеклась авиацией. Как она объясняла близким - при полётах её переставал мучить постоянный шум в ушах, который немало отравлял ей жизнь. Она совершала полёты в качестве пассажира на небольшие расстояния, пока однажды ей не пришла в голову замечательная идея - совершить рекордный перелёт из Англии в Индию и обратно.

Есть самолёт - Fokker F.VIIA с собственным именем “The Spider” ("Паук"),

Есть пилот - капитан Королевских ВВС Чарльз Барнард К сожалению не нашёл его фото) и есть необычная пассажирка - которой на момент старта перелёта оставалось чуть больше месяца до 64-х лет.

Вот маршрут перелёта:

Старт - 2 августа 1929 года.

Путь от Фолкстона в Южной Англии до Карачи в Индии и обратно длиной около 10000 миль занял менее 8 суток.

Если вы думаете, что лететь пассажиром в то время было также приятно как и теперь - вы глубоко ошибаетесь. Герцогиня, кстати, являлась не пассажиром, а командиром экипажа. Кроме командира и пилота в экипаже также состоял механик, имя к сожалению не нашёл.


По возвращении в Англию экипаж и прежде всего Мэри встретили как героев. Но неистовая герцогиня не успокоилась - в 1930 году она совершила первый самостоятельный полёт на самолёте DH.60G Moth.
Вот он на фото справа:

Именно этот самолёт в конечном счёте и попал на личный герб.

Позднее с тем же капитаном Барнардом в качестве пилота она совершила рекордный перелёт из Кейптауна (Южная Африка, южнее просто уже некуда) в Англию.

Скончалась Мэри Рассел в 1937 году.

Как вы считаете, достойна она была столь необычного герба?

Хочу заметить, что Расселы, они же герцоги Бедфордские, и их жёны - это сливки из сливок британской аристократии. Они постоянно встречаются в английской и европейской истории, например:
*Френсис Рассел (1-й граф Рассел) был премьер-министром Великобритании в середине XIX века, а его внук Бертран Рассел - известный математик и философ, один из инициаторов Пагуошского движения, соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна.

*Жена 7-го герцога Бедфордского, Анна Рассел была близкой подругой королевы Виктории и считается изобретательницей традиционного английского пятичасового чаепития. Официальная версия, признанная историками, гласит, что придворных дам так задолбало долгое ожидание ужина, что  Анна придумала полдник с печеньками. "А иначе, Вика, мы тут околеем все!" - якобы заявила она своей подружайке, когда та застала её уминающей бутерик в неурочное время.
Неофициальная же версия говорит о том, что "файв о`клок" был придуман герцогиней Бедфордской как неофициальное мероприятие с участием королевы (в противовес официальному королевскому ужину) чтоб вволю сплетничать в узком кругу.

*Даже в кинематографе имеются эпизоды с участием этого семейства, так в фильме Люка Бессона "Жанна д`Арк" есть эпизод с герцогиней Бедфордской (сыграла Джина Макки).

Интересная подробность о самолёте на котором был совершён рекордный перелёт:
Последний F.VIIA летал в Швейцарии до 1955 г. Он использовался медицинской легочной клиникой для лечения детей, больных коклюшем: маленьких пациентов поднимали на высоту, где они дышали чистым озонированным воздухом. И это, может быть, самая добрая память о замечательном самолете.

А ведь всё началось когда я наткнулся на описание необычного герба в этой книге



Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия | Стивен Слейтер

Всем интересующимся геральдикой - таки рекомендую!

dehavilland, рекорд дальности, история авиации, люди

Previous post Next post
Up