Мои любимые книги - 3 (много фоток)

Dec 31, 2012 15:25

Оригинал взят у faber_fortunae в Мои любимые книги - 3 (много фоток)
Третий пост из серии "Мои любимые книги" посвящаю своей любимой книге о самолётах - "Самолёты Страны Советов"



Читал эту книгу с самого раннего детства, проникался любовью к советской авиации и советским самолётам - лучшим самолётам мира. Возможно, что кто-то из вас имел удовольствие держать её в руках - тогда напомню её содержание, тех, кто незнаком с ней - познакомлю:)
На первой картинке вы видите мой экземпляр каким он живёт в моей библиотеке. Я настрого запретил всем чинить переплёт. Хочу сохранить его как можно дольше в оригинальном виде. Это ж память о детстве! Храню бережно, лишний раз не достаю.

На первом и последнем разворотах вот такой коллаж, сочетающий, по мысли составителей, историю авиации - крылья Икара, знаменитый штурмовик Ил-2, оригинальную "утку" МиГ-8, первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 и современнейший на момент издания книги (1974) боевой самолёт неуказанного в книге типа.


Свойственная советской литературе на оборонную тематику излишняя секретность весьма ярко проявилась и здесь - в книге имеются несколько изображений самолётов без пояснений, о названии которых можно только догадываться. Ракурсы съёмки и ретушь зачастую делают опознание этих аппаратов весьма трудной задачей. Кто первым правильно назовёт этот неизвестный самолёт - получит поощрительный жетончик :)

Следующий разворот и сразу пара необозначенных самолётов


Первому назвавшему тип - жетончик! За определение ракет - ещё один :)

Аннотация


Упоминается Коммунистическая партия - без этого тогда никак.
Указан источник - журнал "Крылья Родины", кстати, замечательный журнал. Вот уж не знаю издаётся ли он в наши дни.
Есть и про меня :) "Массовый читатель, интересующийся авиацией" - это я и есть!

В раннем детстве мне очень нравился "Вуазен". Казался просто супер-самолётом! Куда там "Рэптору"!



Один из первых советских УТС - "Конёк-Горбунок". Собран из того что осталось на складах от проклятого царизма. Дешевизна, простота пилотирования и оригинальное название впечатляют.



Вот такие статьи посвящены знаменитым советским конструкторам. Первой идёт статья о Туполеве, помещённая рядом с первым советским цельнометаллическим самолётом АНТ-2.



А вот и работяга-"кукурузник"! Поликарповский У-2 (По-2). Для знаковых самолётов приведены цветные схемы по которым очень легко получить представление о конструкции самолёта.



[Spoiler (click to open)]Ещё раз. Крупнее и с поворотом.




Встречаются вот такие экзотические конструкции, малоизвестные широкой публике. Обозначение самолёт Ми-3 упорно заставляло думать об участии конструктора вертолётов в данном проекте :)



Павел Осипович рядом со своим первым серийным самолётом Су-2. Привожу его для любителей Резуна - они меня в 90-е просто достали рассказами, что проект "Иванов" был жутко секретным и правду про него злые коммуняки скрывают до сих пор.



"Летающее крыло" Калинина - бомбардировщик К-12 в экзотической окраске


[К-12 в цвете]К-12 в цвете (из другого источника)


Товарищ Сталин отлично разбирался в том как надо демонстрировать достижения авиапрома! Новейший экспериментальный самолёт окрашенный в невообразимые цвета для парада - учитесь, политтехнологи и маркетологи XXI века!

Один из ранних вариантов ДБ-3.


Признаюсь кое в чём... Два предыдущих самолёта почему то пугали меня в детстве. В их очертаниях мне виделось что-то пугающее и я старался быстрее пролистнуть эти страницы :)

А вот "ишачок"! Учитывая, что моей любимой книгой была "Скорость, маневр, огонь" А.Л. Иванова, то естественно, И-16 был одним из самых интересных для меня самолётов.


Как Грицевец спас Забалуева? До сих пор не пойму...

Одно из последних детищ "короля истребителей". Именно проблемы с этим самолётом послужили одной из причин снижения авторитета Поликарпова и "раздёргивания" его КБ. В детстве я думал, что всё дело в недоведённом до ума моторе М-71, гибели Чкалова и прочем. Всегда настораживало самовыгораживание Яковлева, когда он, замнаркома авиапрома упоминает о "некоторых, которые не стеснялись пинать заслуженного конструктора"...


Очень жаль что, ВВС так и не получили этот истребитель. Ведь даже в 1942 году (с мотором меньшей мощности чем М-71) И-185 в ходе войсковых испытаний оставил очень благоприятное впечатление. А ведь возможно было поставить его в серию ещё в 1940 году! Но... Мотор и интриги!

А вот - Як-3, один из самых лёгких самолётов войны



Первый в мире реактивный истребитель БИ-1


Специально для жителей Екатеринбурга: знаете ли вы, что "Бахчиванджи" - это не только рынок? Знаете ли вы какому самолёту стоит памятник в Кольцово?

Советские экспериментальные истребители с комбинированными силовыми установками


Быстро разрабатывались, а прототипы показывались на парадах. Потому что демонстрация достижений!

Кто из вас слышал про эту "уточку" Микояна?


Справа вы видите название раздела послевоенной авиации.

А вот и "летающая парта" 50-60-х - Як-18.



"Самолёт-солдат" МиГ-15.


В сопроводительной статье, со ссылкой на шведский журнал, упоминаются "лётчики КНДР" громившие "авиацию американских агрессоров". Своих-то источников не было. Потому что в корейском небе дрались исключительно "смелые корейские и китайские лётчики Ли Си Цын и Ван Ю Шин". Вот же дурь какая - весь мир знал, но у нас - не положено!

А вот и создатель МиГ-15-го Артём Иванович Микоян.
Статья - это просто эталон агитпропа тех лет. Привожу начало и продолжение, потому что "горящая шапка" и через много лет заставляет вставлять оправдания некоторых поступков.


Как вам Артём Иванович этак "непроизвольно рисующий самолёт", а?



Здесь то же упоминается встреча с героем и разговор об Испании, а потом уже ЦК, правительство и инициатива Микояна. Было тогда Арёму Ивановичу лет этак 35, ага...
Процитирую что говорится в Вики об этих событиях: Весной 1936 года Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.
По окончании академии, Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939 г. на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Н. Н. Поликарпова, которого назначили Главным конструктором завода. Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист и вскоре ему поручили контролировать разработку истребителя И-153.
В мае 1939 года на ГАЗ № 1 были переданы работы по скоростному истребителю И-180. Вскоре Н. Н. Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода П. А. Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути - новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор Микоян. Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. 8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А. И. Микояна.
Конец цитаты.

Про брата Анастаса, который "от Ильича до Ильича" я тут не упоминаю, но в общем вы поняли... Примерно вот так армянский паренёк, недавний выпускник академии и стал главным конструктором. Зато как красиво в статье: "непроизвольно нарисовал". Отжали и КБ и проект МиГ-1 у Поликарпова  наглые армяне пользуясь своими связями. Рейдерство!

Антоновские транспортник и пассажирский Ан-12 и Ан-10. Уже произошла серия страшных катастроф с Ан-10, годом ранее (в 1973) было принято решение о прекращении его эксплуатации, но в книге он всё-таки присутствует. И без всякого негатива! Должен заметить, что в некоторых изданиях вышедших позднее середины 70-х про Ан-10 не упоминалось вовсе.


Почеркушки ручкой на проекциях - это мой личный вклад в проектирование аэропланов. Хотелось улучшить дизайн. Размещённые на одном развороте "аны" показались мне, мальцу, слишком одинаковыми :)

Ещё один загадочный самолёт :)


Курсанты ЧВВАКУШ до 2-го курса включительно опознать самолёт не могли. Проверял многократно!
Не забываем про угадайку!

Предполагаемый флагман "Аэрофлота" - красавец Ту-144.
До катастрофы в Ле-Бурже и прочих проблем ещё несколько лет, поэтому статья - исключительно в хвалебном тоне.


Обратите внимание на дату первого вылета. Отрапортовали до конца года!
Этим самолётом заканчивается книга. Символизм! Начали с "этажерок", а закончили невиданным доселе "прорывным" самолётом.

Ещё несколько цветных разворотов устройства современных тогда Ту-154 и Ил-62



Все кто упомянуты на страницах сведены в именной указатель



Содержание



Не знаю как правильно называется... Выходные данные?


И цена всей этой красоте была 2 рубля 47 копеек - меньше чем 2,87 (для тех, кто понимает!)...
Спасибо издательству "ДОСААФ" и "Полиграфкниге"!

Книга эта оказала на меня огромное влияние - я её прочитывал десятки раз, а статьи про те самолёты которые особенно нравились - ещё чаще. Обязательно демонстрировал эту книгу всем друзьям и тем взрослым, которые по неосторожности могли спросить "Чем интересуешься?" или "Что читаешь?" :)
Когда старший брат учился в авиаучилище и в гости приходили его друзья-курсанты - они могли устраивать мне целый экзамен по ней: закрывали все данные, показывали изображение самолёта, а я называл его и все его ТТХ.

Сейчас, при изобилии информации, она уже не кажется тем "сокровищем", как в начале 80-х. Фотографии не очень, список далеко не полный, статьи куцые... Но она для меня по-прежнему очень дорога именно как память о тех временах.

Все картинки в полном размере доступны в фотоальбоме.

Книга ни разу не переиздавалась, но на "Озоне" есть возможность заказать из букинистических разделов:

"Самолеты Страны Советов" на OZON.ru

Очень рекомендую всем любителям авиации! Это конечно же не Всеобъемлющий и Всезнающий Первоисточник, но это действительно моя первая и самая любимая книга об авиации.

[Обратиться к Первоисточнику]
История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. | В. Б. Шавров

История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. | Б. В. Шавров

авиатехника, опознать самолет, литература, ретро, Скулте, старые страницы, СССР, авиастроение, летная книжка

Previous post Next post
Up