Тренировочные полеты вертолетной эскадрильи морской авиации Балтийского флота

Feb 14, 2012 00:04

Оригинал взят у grunge_kgd в Тренировочные полеты вертолетной эскадрильи морской авиации Балтийского флота
По приглашению пресс-службы Балтийского флота, в конце января группа блогеров и журналистов интернет-изданий побывала на тренировочных полетах вертолетной эскадрильи ВВС Балтийского флота на аэродроме в поселке Донское Калининградской области.





Историческая справка

Аэродром в поселке Донское (немецкое название поселка - Гросс Диршкайм) построен еще при немцах, и назывался также как и расположенный неподалеку на мысе Брюстерорт маяк (теперь это мыс Таран - самая западная точка России). До Великой Отечественной войны на этом небольшом аэродроме с травяным покрытием располагались подразделения 51-й истребительной эскадры Люфтваффе (Jagdgeschwader 51 «Mölders» (JG 51)).
После войны на аэродроме некоторое время базировались следующие авиационные части:
- 28-й гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова III степени полк
- 51-й Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова II ст. и Нахимова I ст. минно-торпедный авиационный полк Краснознаменного Балтийского флота.

Подразделение в котором мы побывали ведет свою историю с 7 июля 1955 г. когда вышла директива начальника штаба 4-го ВМФ, которая предписывала к 30 июля 1955 г. сформировать 509-ю отдельную авиационную эскадрилью вертолетов на аэродроме Коса (Балтийская коса, Калининградская область). Командиром части был назначен м-р Алексей Иванович Прибылов. 1 октября того же года эскадрилья приняла первый вертолет Ми-4. Годовым праздником части было объявлено 3 августа.
5 февраля 1958 г. 509-я ОАЭ вертолетов была переформирована в 113-й отдельный авиационный полк вертолетов с передислокацией в пос. Донское. На вооружение части начали поступать первые корабельные вертолеты Ка-15. Всего в этот год полк принял 12 Ми-4, 6 Ка-15 и 6 УКа-15. Формированием 413-го ОАП занимался м-р Кораблев Н.И. План боевой подготовки включал полеты экипажей днем в ПМУ и СМУ па обоих типах имевшихся в полку вертолетов.
26 апреля 1960 г. полку Командующим ВВС БФ было вручено Боевое Знамя. В1960 г. экипаж ст. л-та Минемко (штурман ст. л-т Веденеев, техник звена ст. л-т Цибулин, механик по радиооборудованию м-с Гнусарев) на вертолете Ка-15 выполнял правительственное задание в Атлантике в составе экспедиции «Акула» па танкере «Коканд» и налетал в ее ходе 115 часов.
В феврале 1961 г. полк был переформирован в 308-ю вертолетную эскадрилью, но менее чем через полтора года, в октябре - эскадрилья вновь была развернута в полк - 745-й ОВП ближнего действия. В этом году группа офицеров (командир Ка-15 к-н Миненко А.И., штурман звена Федоровский Ю.Л., техник звена ст. л-т Цибулин) впервые приняла участие в дружеском визите советских кораблей - крейсера «Комсомолец», эсминцев «Справедливый» и «Светлый» - в Копенгаген.
В начале 1970-х на вооружение полка началось поступление вертолета Ка-25,
и уже в 1972 г. 10 экипажей Ка-25 освоили посадку на палубу корабля днем и ночью. В этот же год за образцовое выполнение поставленных задач полк был награжден Юбилейным знаком.
В 1975 г. одна эскадрилья полка начала переучивание на новый тип противолодочного вертолета Ми-14. Освоение на собственной учебной базе прошло в кратчайшие сроки, и в том же году эскадрилья Ми-14 была введена в боевой состав флота.
В 1976 г. полк был переименован в 745-й отдельный противолодочный вертолетный полк.
В 1978 г.. в ходе учений «Балтика-78», полк в полном составе перебазировался на о. Саарема, где принял участие в высадке морского десанта. Впервые экипаж п/п-ка Марченко Л.И. на вертолете Ми-8 выполнил задачу по уничтожению надводной цели неуправляемыми ракетами. 12 марта экипажи Ми-8 (командиры: к-ны Лаврентьев А.К. и Горбунов В.А., ст. л-т Малай В.В.) участвовали в спасении рыбаков любителей, терпящих бедствие на льдине. В ходе операции был спасен 171 человек.
Немало ярких страниц в историю морской авиации Балтийского флота вписали вертолетчики полка в 1970-80 годы. Это было время напряженной боевой подготовки, освоения нового поколения авиационной техники, отработки новых тактических приемов поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме боевых задач полку приходилось порой выполнять и довольно неожиданные миссии. Так, во время проведения Олимпийских игр в 1980 г. экипажи майоров Грачева и Никифорова на Ка-25 и капитана Малай В.В. обеспечивали проведение парусной регаты в Таллине. В 1982 г. в полку были впервые выполнены посадки Ми-14ПС на водную поверхность. В 1983 году полк в составе 32 вертолетов выполнил межаэродромный маневр на АС Вайноде (Прибалтийский военный округ) и с него по плану учений «Союз-83» произвел высадку морского десанта ночью.
В 1985 году началось освоение нового поколения авиационной техники: вертолетов Ка-27, Ка-29 и переучивание на нее 2-й эскадрильи полка в г. Николаеве. После освоения новой техники, в 1988 г. полк стал отдельным корабельным противолодочным.
Наряду с боевой подготовкой вертолетчики выполняли и немало народно-хозяйственных задач. Практически все эти годы экипажи участвовали в обеспечении полетов космических аппаратов. С 1979 года на базе полка происходило переучивание авиационных специалистов ГДР, Югославии, Польши и Ливии. На протяжении многих лет вертолетчики части представляли морскую авиацию Балтийского флота на воздушных парадах и смотрах авиационной техники в Москве.
Одной из важнейших задач для вертолетчиков полка была и остается задача по оказанию помощи терпящим бедствие на море. В 1983 году экипажи Ми-14ПС и Ми-8 спасли 172 человека, унесенных штормом в Куршский залив, в марте 1991 г.  - еще 138.
В 1994 году 745 ОКПЛВП     был переформирован в 396-ю отдельную корабельную противолодочную эскадрилью. Задачи и их объем для эскадрильи остались прежними.
13-14 марта 1994 года экипажами подполковника Петрова А.А. и майора Комарова И.О. проведена спасательная операция по снятию со льда в Куршском заливе рыбаков-любителей. Спасено 63 человека.
В июле того-же года  экипаж майора Комарова И.О. на Ка-27ПС мастерски выполнил задачу по установке купола на Кафедральный собор в Калининграде.
С 1994 г. эскадрилья ежегодно принимает участие в учениях «Балтопс», демонстрируя при этом боевое применение противолодочного комплекса и проведение спасательных работ. В 1997 году личный состав эскадрильи представлял ВМФ России в ходе визита в Кейптаун (ЮАР), где демонстрировал авиатехнику в рамках празднования 75-ти летия ВМС ЮАР.
В 2004 году авиагруппа эскадрильи на Ка-27ПС, успешно выполнила задачи боевой службы на ПСР «Неустрашимый» с заходом в порты: Канн, Картахена и Лиссабон. Впервые выполнялись полеты с палубы корабля в Средиземном море.
В 2005 году личный состав эскадрильи участвовал в совместных учениях с Северным флотом ВМФ России.
В настоящее время на вооружении вертолетной эскадрильи стоят вертолеты Ка-27ПС (поисково-спасательный вариант) и Ка-27ПЛ (противолодочный вариант).

Источник: А.Зинчук. 396-я отдельная противолодочная эскадрилья. Журнал "Мир Авиации" №1 2006 г.

В новом учебном году летчиков вертолетной эскадрильи морской авиации Балтийского флота ждет увеличение интенсивности полетов. Если в прошлом году средний налет на пилота составлял 50-60 часов в год, то в 2012 году планируется увеличить эту цифру до 110 часов в год. С целью познакомить журналистов с процессом подготовки экипажей при выполнении поисково-спасательных задач нас и пригласили в Донское. Еще заранее, пресс-службой Балтийского флота было обещано что нас возьмут на борт и мы сможем сами посмотреть за работой экипажа в полете при выполнении поисково-спасательных задач.
Приехав в назначенное время на место мы обнаружили что вертолет Ка-27ПС на котором нам предстояло подняться в воздух  уже стоит с запущенными двигателями и мы не успеваем, т.к. полет должен был выполняться над морем и нам как и членам экипажа было необходимо соответствующим образом экипироваться  - одеть ВМСК. С грустью проводив "наш" борт в полет... мы принялись осматривать аэродром (пока решался вопрос - сможем ли мы в этот день вообще попасть на борт или нет)...



Ангар ТЭЧ






КДП аэродрома Донское



Группа руководства полетами



Вагончики техсостава, вывеску "Донское-Новое" видимо позаимствовали с расположенной поблизости закрытой железнодорожной станции



Техники выполнят обслуживание вертолета Ка-27ПЛ, несмотря на яркий солнечный полдень, на улице морозе -13 градусов и большая влажность (море всего в километре от аэродрома).





















Помощник командира вертолета занимает свое рабочее место









Экипаж занял свои рабочие места



























Борт 37 выруливает со стоянки...

































Ка-27ПЛ б/н 37 выруливает на ВПП, на заднем плане Ка-27ПС отрабатывает подъем пострадавшего с земли...






Отрыв...


















тем временем Ка-27ПС заходит на посадку...

























После того как борт 28 после полета зарулил на стоянку мы узнали что этому-же борту предстоит еще один полет на отработку поисково-спасательных операций в море и нас берут на борт. Перед полетом как я уже говорил выше необходимо соответствующим образом экипироваться одеть высотный морской спасательный комплект (ВМСК-4). Который позволяет в случае аварийного приводнения находиться в холодной воде до12 часов (при температуре воды не ниже 0 градусов).
Сам процесс облачение в ВМСК-4 я к сожалению не запечатлел, т.к. после съемок на холоде и последующего попадания в отапливаемое помещение на линзах начал скапливаться конденсат. А поскольку время на экипировку "поджимало" - пришлось пропустить съемку. Надо заметить, что одеть на себя костюм задача не из легких, без посторенний помощи мы не обошлись...


Передвигаться в костюме достаточно удобно, а при температуре на улице -10 градусов в костюме было даже слегка жарковато (представляю каково в нем летать летом). Правда, по словам экипажа в костюме предусмотрена вентиляция костюма от бортовой системы кондиционирования путем подачи воздуха по специальному шлангу, на следующем снимке его как раз видно...











пока мы одевали ВМСК, вертолет дозаправили и подготовили к новому вылету...



мы с экипажем прибыли к вертолету...












Один из штатных членов экипажа вертолета Ка-27ПС -  фельдшер-спасатель, который собственно и спускался с вертолета на лебедке. Он единственный из членов экипажа одет не в ВМСК, а в гидрокостюм…






члены экипажа выполняют заключительные проверки перед запуском двигателей...






запуск, обороты растут…



GPS приемник Garmin - видимо на всякий случай…



Выруливаем на ВПП



...и вот мы уже в воздухе, справа по борту остаются дачи на побережье рядом с поселком Донское...






и сам поселок Донское



через открытый люк грузовой кабины можно поснимать с вертолета…












старый железнодорожный мост



курс в море...









пересекаем береговую черту












высота 150 метров...










Вертолет зависает на высоте 50 метров, борттехник готовит лебедку к работе…








Так как температура воздуха за бортом была -15 градусов, а воды около 0 градусов, то здоровьем фельдшера-спасателя решили не рисковать и выполнили условный подъем пострадавшего с воды (просто окунув трос лебедки в море).






После подъема "пострадавшего" его было необходимо доставить на берег, для посадки использовалась вертолетная площадка в г. Балтийск, неподалеку от памятника императрице Елизавете…

По пути в Балтийск пролетели около стоящего на якоре БДК "Минск" проекта 775 II












памятник императрице Елизавете



Зависаем над площадкой...







Постояв пару минут снова взлетаем...и берем курс обратно на Донское...



судя по следам и разложеным на плитах покрышкам - в остальное время площадка используется начинающими водителями…



Бывший гидроаэродром на Балтийской косе, именно здесь в 1955 году была сформирована эта вертолетная эскадрилья












Балтийская коса






Туалет. За время полета, который продолжался 1 час 10 минут, желающих воспользоваться им - не нашлось :)



Подлетаем к Донскому, фельдшер-спасатель и борттехник готовятся к работе...








Фельдшер-спасатель крепит карабин от лебедки к лямочному сиденью



Вертолет зависает над площадкой на высоте 50 метров



























рукоятка управления спуском-подъемом электролебедки ЛПГ-300












поднимаем фельдшера-спасателя обратно на борт






Закончив выполнения задания вертолет садится на полосу аэродрома Донское















Экипаж покидает свои рабочие места






Замечаний нет...



Снятие данных с бортовых систем объективного контроля на переносной магнитофон после полета



Садится и заруливает на стоянку вертолет Ка-27ПЛ


















Топливозаправщик спешит к вертолетам, которым предстоит еще вылет в ночную смену



А мы покидаем летное поле и идем снимать ВМСК




Снимать их с себя оказалось гораздо легче, чем одевать













Выражаю огромную благодарность "Отделу информационного обеспечения пресс-службы западного военного округа по Балтийскому Флоту" за возможность посетить военный аэродром в пос. Донское.

Previous post Next post
Up