После того, как нас с вокзала привезли в Армавирское ВВАУЛ (которое с некоторого времени стало филиалом всеми ненавистного Краснодарского ВВАУЛ), первое, что с нами сделали, это конечно же построили. Это такая традиция. Святой процесс, так скажем. Хотя, признаться честно, в армии личный состав строят и тогда, когда никто не знает что надо сделать, или когда что-то сделать жизненно необходимо, но в принципе, этого можно и не делать, но очень хочется. Бывают разные способы построения: в одну шеренгу, в две, в колонну. Бывают построения "свиньей", "конем". Все зависит от фантазии командира. Причем, интересно то, что в армии все происходит наоборот. Если на гражданке человек взрослеет и его мечты и фантазии угасают, то в армии у военных они с годами становятся лишь ярче. Оно и не удивительно. Еще Суворов говорил: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". В целом я с этим согласен, правда, на деле все думают примерно так: "Вот стану генералом, вот я вам п...сам покажу". Генералами, конечно, становятся не все, но амбиции от этого никуда не деваются.
Первое построение в Армавире, конечно, было символическое. Строй никак не формировался - всем мешали "крылья", полученные ранее в Тихорецке. Какая тут дисциплина может быть - летчики в строю. С этим, в принципе, авиация всегда испытывала проблемы. "Пока Бог на земле наводил порядок, летчики были в воздухе". Хотя, если серьезно, то это даже не недостаток, а достоинство Военно-Воздушных Сил. На протяжении многих лет формировалась идеология, которая, к сожалению, ныне забыта. Летчик, по сути - индивидуальный боец, принимающий решения самостоятельно, он обязан быть интеллектуалом, обладать волей, характером, решительностью, умением мыслить нестандартно. Воздушный бой, нанесение удара по наземным объектам, все это обречено на провал в том случае, если летчик действует согласно установленным штампам. К великому сожалению, умы небесных генералов, находящихся ныне у руля ВВС, понять этого не могут. Они пытаются сделать из летчиков солдафонов. Об этом, правда, потом...
На плаце перед казармой мы встретили наших товарищей, которые проходили летную практику в Армавире и Майкопе. Короткие разговоры, обмен впечатлениями, все как всегда. Отличало лишь одно: теперь большинство разговоров шло о полетах, а не о нарядах, работах на складах и идиотизме командования Краснодарского ВВАУЛ. Наверное, тогда мы уже и смотрели друг на друга по-другому, как летчики. Только лишь спустя несколько месяцев каждый из нас начал осознавать, что небо поменяло очень многих. Эти изменения становились все больше с каждым днем, месяцем, годом. Уже после выпуска, встречая своих друзей и товарищей, однокашников, я удивлялся тому, кем они становились. Не скажу, что небо очищало душу, но многих оно делало мудрее, добрее и жизнерадостнее. Правда, не всех. Я думаю, зависит это от того, влюблен ли человек в небо, жаждет ли он полета всей душой. Те, кто бредят высотой, романтикой, те с годами становятся чище, другие, кто видит в авиации лишь высокие зарплаты, с годами лишь черствеют.
На построении нас познакомили с курсовыми офицерами, начальником курса. Все они у нас вызвали у нас самые лучшие впечатления, которые до конца обучения, в принципе, и сохранились. Людям свойственно иметь недостатки, естественно, но я, почему-то, недостатки армавирских курсовых офицеров вспоминаю с улыбкой на лице. Как же не улыбаться, если среди офицеров был и мотострелковый офицер, и замполит, и тяжелоатлет... Гремучая смесь. Были и другие, не менее яркие личности, с которыми я вас познакомлю немного позже. А пока...нас знакомили с казармой, столовой, ну и конечно же, командованием авиацентра.
В казарме нас расселили в первой ее половине, в один ярус. Сказать честно, условия были нормальные, но ремонт оставлял желать лучшего. Горячей воды, как и ранее мы не видели, хотя нас это и не смущало, но те же туалеты сначала повергли всех в ужас. Потом, конечно, привыкли и даже юморили по этому поводу. Евроремонта, естественно, не было, как и европакетов, поэтому условия жизни ничем не отличались от тех, в которых жили старшие поколения. Курилка, тумбочка дневального, все было точь-в-точь такое же, как и десятки лет назад.
Набирая на компьютере эти строки, я начинаю немного грустить...Грустить по тем временам, в которых мы были беззаботные, веселые и во многом глупые, грустить по самоволкам, по ночным разговорам в казарме, по зимнему холоду, пронизывающему даже через одеяло, по вечерним построениям... Временами хочется вернуться туда, собраться с друзьями, и обернуть время вспять. Построиться, услышать команды своего курсового офицера, проверить список личного состава, "отбиться", а потом собраться вместе на соседних кроватях и говорить до утра, вспоминая полеты, курьезы, радости и разочарования. Почему-то такие чувства у меня вызывает только Армавир, Краснодар же никогда не появляется в моих воспоминаниях. Наверное, все это - заслуга тех людей, которые вкладывали душу в нас, молодых парней.
Вокруг витал дух Советского Союза. Оказываясь на территории училища, мы прикасались к великой истории Армавирского училища, сделавшего важный вклад в развитие советской и российской авиации. По дороге от КПП к казарме, на центральной алее все напоминало о прошлом, которым можно было гордиться. Весь этот дух мы чувствовали в словах, сказанных начальником авиацентра на первой встрече с нами. Фраза "летчик-истребитель" произносилась с гордостью, которая была оправданна и заслуженна. Мы слушали и с каждым произнесенным словом становились все тверже в своей уверенности необходимости стране и Родине. Армавир должен был воспитать нас воздушными бойцами, решительными и нацеленными на победу воинами...
Жаль, что таковыми стали не все...
Дорога в небо. Часть десятая. Дорога в небо. Часть девятая. Дорога в небо. Часть восьмая. Дорога в небо. Часть седьмая. Дорога в небо. Часть шестая. Дорога в небо. Часть пятая. Дорога в небо. Часть четвертая. Дорога в небо. Часть третья. Дорога в небо. Часть вторая.