Любителям этого жанра посвящается... Бортовые и забортные развлечения, Су-30МК2 и C-130 или путевые заметки (с фотографиями) по мотивам полёта
в Уганду и обратно.
Авиакомпания Эмирейтс. Летел сначала до Дубая на Boeing 777, а потом до Кампалы на Airbus A340-500. И
тот и
тот - примерно ровестники (777-й даже чуть старее) но на 777-м есть электророзетки в эконом-классе, а на Эйрбас 340-500 - розеток нету. Впрочем, на 777-м из восьми мест в ряду розетки есть только в четырёх (да и те, как я выяснил ранее, не тянут мой мощный ноут):
Система развлечений на борту в Emirates недаром считается одной из самых лучших среди всех авиакомпаний, - она требует внушительных вычислительных ресурсов. Прибор в железном ящике, обслуживающий развлечения на двух посадочных местах, занимает почти половину пространства для багажа под креслом. И по размеру выходит, что твой мини-тауэр.
А вот в таких баулах бортпроводники возят запасные наушники для системы развлечений (тоже, между прочим, занимают место пассажирского багажа).
Еще на этой фотке, в нижнем левом углу, (плохо) видно, что дверь туалета оборудована кодовым замком. Весь полёт она была заперта. Как рассказали проводники, этот туалет был переоборудован под спальню для отдыха экипажа на дальних перелётах, и по прямому назначению не используется. Как там можно спать - для меня осталось загадкой. Помещение оное длиной аккурат в ширину трёх кресел, что составляет, ориентировочно, около полутора метров. Т.е. спать в том закутку можно только свернувшись "калачиком"... или стоя...
Кстати, в этот раз опробовал
довольно долго вынашивавшийся план организации ночёвки в экономическом классе. Его формула проста:
+
То есть надувается обычный детский мячик, и на него кладётся голова и верхняя часть туловища (для большего комфорта можно ещё что-нибудь подстелить под голову). Затея себя оправдала. Такой вариант, по крайней мере мне, показался значительно удобнее надувного воротника, не говоря уже про варианты спать просто сидя, или облокотившись на соседа... Единственное замечание, - шар диаметром 45см оказался объективно мал. К следующему дальнему перелёту постараюсь найти что-нибудь побольше.
Перелет в Энтеббе (EBB, рядом с Кампалой) происходит с посадкой в Аддис-абебе (ADD). Аэропорт этот маленький, и ссадить пассажиров там, похоже, некуда, поэтому все, кто не остаются в Эфиопии - торчат в салоне. Экипаж же, перед подсадкой новых пассажиров, пересчитывает по головам старых (особо тщательно, в этот раз каждый бортпроводник прошелся по салону с механическим счетчиком раза 2-3). В плюс к этому - отдельный проход для идентификации всех сумок, оставшихся в салоне, с целью убедиться, что каждая имеет хозяина.
Порадовался организации труда в аэропорту - тягачи катаются вокруг, а персонал руками толкает тележки для разгрузки контейнеров с багажом. Сразу после того, как выгруженный контейнер оттолкали от самолета, грузчики начинают его потрошение (вытаскивают весь багаж и раскладывают его на бетоне).
В очередной раз заворожено наблюдал за работой погрузчика. Благодаря остроумной кинематической схеме приводного механизма, он с легкостью оперирует багажными контейнерами, перемещая их в произвольном направлении на плоскости, и разворачивая вокруг вертикальной оси. Всё это при том, что подающие колесики могут крутиться только вперед-назад.
Click to view
Пока катались по рулёжкам, я щёлкнул заморского гостя: USAF C-130 Hercules с бортовым номером
08-8606.
Что он тут делает? Может, привёз
гуманитарную помощь? (там, наверное, половина самолётов, стоящих на стоянке, несут символику
UN и
WFP)
До Энтеббе долетели без приключений. Чтобы у пассажиров не возникало сомнений, название аэропорта написано прямо на холме.
Сам аэропорт не представляет особого интереса, а вот когда мы ехали оттуда в столицу, на глаза попались интересные вещи...
Вот это - знаменитое старое здание аэропорта "Энтеббе".
Знаменито оно тем, что в нем, летом 1976 года разворачивались действия
операции "Энтеббе". В ходе неё израильский спецназ, тайно, ночью, на четырёх C-130 прилетел из Израэля в Уганду, высадился (буквально сел, на ВПП) в аэропорту, охраняемом солдатами Иди Амина, захватил, здание аэропорта, освободил заложников с угнанного самолёта AirFrance, уничтожил все ВВС Уганды, собрался, и улетел обратно. На всё про всё ушло 53 минуты. Статья на эту тему в русской википедии довольно унылая, так что рекомендую всем, кто еще не знает про ту операцию, почитать английскую википедию, и поискать в интернете. Про неё было написано несколько книжек, и снято несколько фильмов, в том числе и художественных.
Чуть дальше справа можно заметить африканскую специфику - три русских
"крокодила" И чуть дальше, гвоздь сезона! Свеженький Су-30МК2, только в июле
переданный Уганде. Фотки делались из машины на ходу, на максимальном зуме, так что качество вышло не ахти...
На обратном пути приключились ещё две забавы. Я
уже писал про то, как жестоко колбасит бортовую развлекательную систему в KLM. В этот раз таких массовых заскоков, как в тот - не было, но без курьёза не обошлось. По мнению бортового летописца, маршрут полёта нашего Boeing 737-700 представлял собой вот такую неровную загогулину:
Причем, на всём своем протяжении.
Нет нужды говорить, что в действительности мы не закладывали таких резких виражей, и маршрут полёта, записанный моим GPS, являет собой почти идеальную прямую.
Ещё мне довелось наблюдать довольно редкое оптическое явление -
глорию. Тень самолёта, отбрасываемая на облака, была окружена радужным ореолом. Заснять эту штуку через грязный иллюминатор оказалось нелегко, но все же, пара кадров "для протокола":