История "Сибирских" Ил-86

Sep 15, 2011 22:53




По теме уходящих советских лайнеров. Текст написан в начале 2000-х.

История эксплуатации лайнера Ил-86 в Новосибирске - куда летали, с кем летали, из каких аэропортов, легендарные шоп-чартеры в Китай, китайские Ил-86 из Урумчи, перевозка турков, полеты в Бангладеш и Чад...

Создание гиганта

После появления на трансконтинентальных трассах в 1970 году американского самолета-гиганта Боинг-747 и на фоне завершения строительства первого европейского аэробуса А300 Совет Министров СССР в марте 1972 года принял постановление о начале работ над первым советским "аэробусом" Ил-86.
Стоит отметить, что на уровне Совета Министров СССР возможность создания самолета на 250 мест рассматривалась еще в октябре 1967 года. Исследовательские работы проводились на базе лайнера Ил-62. В разработке находился вариант самолета с удлиненным фюзеляжем. Однако развития он не получил. В ОКБ им. Ильюшина на этом этапе также рассматривались вариант лайнера с двухпалубной компоновкой пассажирских кабин, и однопалубный вариант с фюзеляжем, имевшим овальное поперечное сечение с двумя раздельными кабинами. Но и эти предложения были отклонены.
Самолет Ил-86, спроектированный в начале 1970-х годов, должен был перевозить 350 пассажиров на дальность до 3500 км. Начало летных испытаний нового лайнера было назначено на 1976 год. В полном соответствии с правительственным заданием Ил-86 (СССР-86000) впервые взлетел с Центрального аэродрома им. Фрунзе 22 декабря 1976 года. В июне 1977 года новый лайнер демонстрировался на крупнейшем международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция).
В апреле 1978 года состоялся первый технический рейс на Ил-86 по маршруту Москва-Сочи. В этом же были совершены демонстрационные полеты в Ленинград, Симферополь, Минеральные Воды. По данным КБ им. Ильюшина в конце 1970-х годов Ил-86 впервые побывал и в Новосибирске, однако официальной датой первой посадки Ил-86 в "Толмачево" считается февраль 1980 года. В сентябре 1979 года начались эксплуатационные испытания нового лайнера (самолеты СССР-86003 и СССР-86004) во Внуковском производственном объединении гражданской авиации. В декабре 1980 года самолет получил Сертификат летной годности и 26 декабря выполнил первый регулярный рейс Москва-Ташкент. В следующем году коллективу создателей Ил-86 была вручена Ленинская премия, а генеральный конструктор Генрих Новожилов "за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники" был награжден второй Золотой медалью героя Социалистического труда.
В сентябре 1981 года на Ил-86 было установлено в общей сложности 17 официальных мировых рекордов скорости полета по замкнутому маршруту длиной 1000 и 2000 км с разным количеством груза в классе самолетов без ограничения взлетной массы. В ходе рекордных полетов была достигнута скорость, соответствено, 962,0 км/ч и 975,3 км/ч. Эти показатели Ил-86 не превзойдены уже в течение 20 лет.
Спустя 25 лет после первого полета Ил-86 остается самым надежным самолетом в отечественной гражданской авиации.

Первые новосибирские рейсы Ил-86

6 февраля 1980 года считается официальной датой первого полета Ил-86 в Новосибирск. В канун Дня Аэрофлота лайнер привел в «Толмачево» летчик-испытатель, командир летно-испытательного отряда ГосНИИ гражданской авиации (ГА) Валентин Кляус, бывший пилот-инструктор Новосибирского авиапредприятия. В том же году технические специалисты цеха оперативного обслуживания авиационно-технической базы Толмачевского объединенного авиаотряда (ТОАО) прошли соответствующее обучение и были готовы к приему Ил-86.
25 мая 1982 года, накануне сезона массовых перевозок, состоялся первый рейс №181/182 на Ил-86 по маршруту Москва-Новосибирск-Москва, выполняло который Внуковское производственное объединение ГА. Этот рейс стал четвертой регулярной воздушной линией для Ил-86 в СССР. После прибытия самолета в "Толмачево" здесь состоялся торжественный митинг.
В марте 1984 года открылось регулярное сообщение на Ил-86 между Новосибирском и Ташкентом. Рейсы выполняли самолеты Узбекского управления гражданской авиации. В январе 1985 на линию Ленинград-Новосибирск вышли Ил-86 Ленинградского авиапредприятия.
31 августа 1989 года в аэропорту "Толмачево" приземлился первый базовый новосибирский лайнер Ил-86 (СССР-86105). В середине сентября был выполнен технический рейс по маршруту Новосибирск-Москва.
21 сентября 1989 года в Москву на новосибирском лайнере отправились первые пассажиры. Командиром корабля в этом рейсе был Николай Лямичев, вторым пилотом - Юрий Лебединский (летал на Илах до 2008 года - прим.), штурманом - Николай Арефьев, бортинженером - Станислав Токарев.

Подготовка к базовой эксплуатации

Во второй половине 80-х, когда самолеты Ил-86 уже активно эксплуатировались авиапредприятиях Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, Ташкента, Еревана и Екатеринбурга. В Западно-Сибирском управлении гражданской авиации (ЗСУ ГА) в связи с ростом пассажиропотока также был поднят вопрос о переходе на более вместительную авиационную технику. В качестве вариантов рассматривались самолеты Ил-62М и Ил-86.
В середине 1988 года было принято решение о начале эксплуатации на базе Толмачевского авиаотряда широкофюзеляжного лайнера Ил-86. Основной задачей для Ил-86 в Новосибирске была эксплуатация на сильно загруженных маршрутах, связывающих Сибирь с Москвой, Дальним Востоком и южными курортами. В связи с этим в ТОАО был разработан специальный "План освоения самолета Ил-86", который предусматривал проведение соответствующих мероприятий практически во всех подразделениях авиаотряда.
Уже в ноябре 1988 года первая группа новосибирских летчиков прошла проверку в Высшей квалификационной комиссии Министерства гражданской авиации (МГА) СССР и приступила к переучиванию на новый тип воздушного судна в Ульяновске. Первыми новосибирскими пилотами-командирами Ил-86 стали Сергей Микрюков, Николай Лямичев, Леонид Турцев, Юрий Мостовой, Владимир Мичкаев, Лев Никонов, Юрий Лебединский, Андрей Чистосердов, Петр Крупненко, Олег Панкратов.
В начале 1989 года пилоты из Новосибирска, прошедшие курс теоретического обучения, приступили к выполнению полетов в составе экипажей Внуковского, Ташкентского и Ленинградского авиапредприятий. Первые группы штурманов и бортинженеров ТОАО также закончили подготовку в Ульяновске и приступили к полетам на Ил-86. На учебу в учебно-тренировочный центр Казахского управления ГА была направлена первая группа бортпроводников.
В начале 1989 года для обслуживания самолета Ил-86 в базовом варианте в учебно-тренировочные центры Москвы, Алма-Аты и Новосибирска были направлены первые группы инженеров и техников периодического цеха авиационно-технического базы ТОАО. При этом, как говорилось выше, специалисты оперативного цеха ТОАО прошли обучение и приступили к обслуживанию Ил-86 гораздо раньше, в 1980 году.
В течение 1989-90 годов ТОАО получило все семь запланированных к поставке в Новосибирск лайнеров Ил-86: СССР-86102, -86105, -86107, -86108, -86109, -86112, -86120. Причем, шесть самолетов были получены непосредственно с заводов, а СССР-86102 был приобретен у Казахского управления ГА.
В декабре 1990 года в ТОАО был создан отдельный летный отряд самолетов Ил-86, первым командиром которого стал Юрий Лебединский.

Самостоятельные полеты

Последующие два года для новосибирских пилотов Ил-86 были полны напряженной работы. Полетов было так много, что специальным распоряжением МГА СССР месячная санитарная норма налета на Ил-86 для летчиков ТОАО была увеличена до 90 часов.
В 1991 году на самолетах Ил-86 в ТОАО было перевезено около 620 тысяч пассажиров.
Осенью 1991 года итоги двухлетней эксплуатации Ил-86 в "Толмачево" подводила комиссия МГА СССР. По ее результатам Толмачевский авиаотряд был признан единственным эксплуатантом Ил-86, в котором за период освоения самолета не произошло ни одного инцидента по вине летного состава.
В 1992-93 годах авиакомпания "Сибирь", образовавшаяся в мае 1992 года после разделения ТОАО на несколько самостоятельных организаций, впервые в стране выполнила полеты на Ил-86 в аэропорты Петропавловска-Камчатского, Владивостока и Якутска. Эта практика продолжилась и позже - в сентябре 1999 года на самолете Ил-86 (СССР-86109) авиакомпании "Сибирь" был выполнен технический рейс по маршруту Новосибирск-Томск. В ноябре 2000 года новосибирский Ил-86 впервые совершил технический рейс по маршруту Москва-Барнаул (летал затем в Барнаул регулярно летом - прим.).
Общая география полетов новосибирских Ил-86 из базового аэропорта «Толмачево» на внутренних линиях в 1990-х годах включала также Санкт-Петербург, Сочи, Минводы, Симферополь, Хабаровск, Ташкент и Фрунзе (Бишкек). На линии Новосибирск-Москва выполнялось два базовых ежедневных рейса на Ил-86 утром и вечером. Третий новосибирский рейс в столицу был транзитным - Хабаровск-Новосибирск-Москва.
Начиная с 1993 года в связи с ухудшением общей экономической ситуации в стране на внутренних линиях стал резко снижаться пассажиропоток, что особенно остро сказалось на эксплуатации Ил-86. Количество перевезенных пассажиров на этом самолете в Толмачевском авиапредприятии в 1993 году снизилось по сравнению с 1992 годом, а в 1998 году составило всего чуть более 15 % от того же 1992 года. С 1999 года наблюдается небольшой рост количества пассажиров, перевозимых на Ил-86, однако внутри России широкофюзеляжные лайнеры «Сибири» востребован сегодня только на линии Новосибирск-Москва, а в летний период - Новосибирск-Сочи.

Первые международные рейсы

В результате падения "железного занавеса" в начале 1990-х годов у авиаторов Новосибирска появилась возможность выполнения собственных рейсов за границу. На Ил-86 первый такой рейс был выполнен в марте 1992 года по маршруту Новосибирск-Санкт-Петербург-Осло (Норвегия). На обратном пути пассажирами Ил-86 были спортсмены, летевшие на открывающийся в Новосибирске этап Кубка мира по биатлону. Командиром корабля в этом рейсе был Александр Виндермут, ныне первый заместитель генерального директора аавиакомпании «Сибирь» по производственной деятельности.
Через неделю тот же самолет с биатлонистами вылетел из Новосибирска до Санкт-Петербурга и далее в Хельсинки (Финляндия). Это была первая посадка Ил-86 в Хельсинки.
В мае 1992 года рейсом Ил-86 по маршруту Москва-Новосибирск-Хабаровск-Сеул на гастроли в Южную Корею была доставлена труппа Большого театра. Южнокорейцы также впервые увидели Ил-86.

Китай, Германия и другие страны

Летом 1992 года последовала первая чартерная программа полетов на Ил-86 из Новосибирска в Пекин (Китай). Причем значительным достижением компании стало открытие спрямленной воздушной трассы Новосибирск-Пекин через воздушное пространство Монголии - до этого все полеты с западной и центральной части России в Китай выполнялись через Читинскую область.
В декабре 1992 года состоялся первый новосибирский рейс на Ил-86 в город Тяньцзинь, расположенный неподалеку от Пекина и имевший неофициальный статус грузовой столицы Китая. Интересно, что пассажирами первых новосибирских рейсов Ил-86 в Китай были туристы не из Новосибирска, а с запада СНГ - Украины, Латвии, Литвы. Оптовые предприниматели, летевшие за недорогими китайскими товарами, добирались до Новосибирска регулярными рейсами из Риги, Ворошиловграда, Каунаса и других городов, и далее чартером "Сибири" летели в Китай.
Интенсивная программа чартерных полетов на Ил-86 в Тяньцзинь продолжалась до 1996 года. В пиковые периоды выполнялось свыше 25 рейсов в месяц. Макисмальная коммерческая загрузка самолета составляла 42 тонны.
В мае 1995 года "Сибирь" стала одним из первых в стране эксплуатантом самолета Ил-86 в багажно-пассажирской компоновке. Соответствующим решением Департамента воздушного транспорта РФ к эксплуатации был допущен новосибирский самолет Ил-86 (RA-86105), оборудованный для перевозки дополнительного багажа в салонах самолета. Конструкторская документация на переоборудование была разработана по просьбе "Сибири" в Конструкторском бюро им. Ильюшина.
В 1997 году были открыты регулярные рейсы «Сибири» из Новосибирска в Урумчи (Китай), в 1998 - в Тяньцзинь и Пекин. На этих линиях в зависимости от загрузки полеты выполняются на самолетах Ил-86 и Ту-154. В 2000-2001 году Ил-86 летали в Пекин и Урумчи.
Отдельной строкой в международной истории эксплуатации лайнера в Новосибирске является заключенный в 1994 году и продолжающий действовать в настоящее время договор о техническом обслуживании трех самолетов Ил-86 (B-2015, В-2016, В-2018), принадлежащих китайской компании "Чайна Синьцзянь Эрлайнз" силами специалистов авиационно-технического комплекса авиакомпании "Сибирь".
Следующим крупным этапом международных перевозок на Ил-86 в 1996-97 годах стала обширная программа регулярных полетов по перевозке немецких репатриантов из Новосибирска в Ганновер (Германия). В летние месяцы из "Толмачево" на постоянное место жительства (ПМЖ) в Германию еженедельно отправлялось свыше 1000 человек.
В 1993 году был выполнен первый рейс из Новосибирска в Таиланд (Утопао и Бангкок). В 1993-94 годах также было выполнено несколько полетов из Новосибирска в Дели (Индия).
С 1994 года Ил-86 стал регулярно использоваться на чартерных линиях Новосибирск-Стамбул (Турция), с 1994-95 - Новосибирск-Фуджейра, -Шарджа, -Рас-эль-Хайма (все -Арабские Эмираты).
В марте 1995 года первый (и единственный в такой окраске - прим.) лайнер Ил-86 (RA-86105) был перекрашен в фирменные цвета авиакомпании «Сибирь» голландской фирмой «Джи-Пи-Эй Экспрессэйр» (GPA Expressair) в городе Маастрихт (Голландия). Ранее там был перекрашен другой самолет «Сибири» - Ту-154М (RA-85699).

Рейсы, организованные Турагентством авиакомпании

В 1994 году на базе коммерческого комплекса авиакомпании «Сибирь» было создано собственное Туристское агентство авиакомпании. Первые чартерные рейсы по заказу Турагентства Ил-86 выполнил из Новосибирска в Анталию (Турция) и Бургас (Болгария) летом 1995 года. Рейсы в Анталию выполняются в летнее время уже в течение нескольких лет.
Летом 1996 года Ил-86 впервые отправился из Новосибирска в Ларнаку (Кипр). Заказчиком рейса также выступило Турагентство авиакомпании «Сибирь». В декабре 1996 года Турагентство впервые отправило на Ил-86 туристов в Утопао (Таиланд).

Базировка за границей

В начале 1990-х годов лайнер Ил-86 некоторое время базировался в Каунасе (Литва), откуда по заказу местной турфирмы выполнил около 20 рейсов в Стамбул.
В августе-сентябре 1994 года лайнер Ил-86 (RA-86120) авиакомпании “Сибирь” в течение месяца базировался в Турции, откуда выполнял рейсы в Германию и Швейцарию. Самолет был арендован турецкой авиакомпанией “Бирджин Эйр” (Birgin Air). Ранней осенью наступал “горячий” период возвращения турецких рабочих после отпусков на родине в Европу и, особенно, в Германию, где многие из них и сегодня работают по найму.
Полеты под кодом турецкого перевозчика выполнялись из четырех турецких городов - Стамбула, Анкары, Измира и Адены - в Ганновер, Гамбург, Нюрнберг (все - Германия), а также в Цюрих и Базель (Швейцария). Из Турции “сибирский” Ил-86 вылетал с полной загрузкой в 350 человек, обратно возвращался пустым. Рейсы выполнялись по достаточно сложным цепочкам, например Стамбул-Гамбург-Анкара-Базель-Измир и т.д.
В одном из полетов пассажиром арендованного Ил-86 был президент авиакомпании “Берджин Эйр”. Он очень хорошо отзывался о самолете «Сибири» и в частности отметил, что по уровню комфорта для пассажиров Ил-86 превосходит имеющиеся в парке турецкой компании лайнеры DC-10 и Боинг-757.
В сентябре 1996 года Ил-86 (RA-86120) базировался в городе Рас-эль-Хайма (Арабские Эмираты). По заказу Правительства страны сибирские летчики выполнили несколько полетов на линии Рас-эль-Хайма-Дакка (Бангладеш) с технической посадкой в Калькутте (Индия).
Осенью 2000 года все тот же Ил-86 (RA-86120) был арендован ливийской авиакомпанией «Син Сэд Эвиэйшн» (Sin Sad Aviation). Лайнер базировался в столице Ливии - Триполи и выполнил более десяти рейсов в Нджамену (Чад), Ниамей (Нигер) и Бамако (Мали).

Ставка на Москву

С середины 90-х "сибирские" Ил-86 стали выполнять рейсы из Москвы, откуда под "чужим" флагом летали в Турцию, Италию, Индонезию и Египет.
Летом и осенью 2000 года широкофюзеляжные лайнеры "Сибири" приступили к выполнению практически ежедневных чартерных рейсов под собственным флагом из московского аэропорта "Шереметьево" в Анталию, а также в Римини (Италия), Барселону и Мадрид (оба - Испания). Всего по программе полетов Ил-86 из «Шереметьево» в 2000 году было перевезено 65 тысяч пассажиров.
Весной 2001 года «сибирские» Ил-86 снова стали базироваться в «Шереметьево». Летом текущего года отсюда выполняется несколько ежедневных рейсов авиакомпании «Сибирь» в Анталию и на другие зарубежные курорты.

Затем в парк "Сибири" вошли Ил-86 из Внуково... - прим.

Международная география полетов на самолетах Ил-86 авиакомпании "Сибирь" сегодня (2001 год) включает около 40 аэропортов более чем в 25 странах мира.
За все годы эксплуатации Ил-86 в Новосибирске на этих лайнерах перевезено свыше трех миллионов человек.

С ноября 2008 года все Ил-86 были остановлены в аэропорту Толмачево по экономическим причинам (высокий расход топлива). Сегодня часть из них уже не существует, часть продолжает храниться в Толмачево.

а/п Толмачево, а/к Сибирь, Ильюшин, чартер, Новосибирск, Китай

Previous post Next post
Up