17 февряля 2011 года фирма AeroVironment объявила об успешном завершении важного этапа второй фазы работ по контракту Американского Агенства Перспективных Оборонных Исследований (DARPA) на разработку нанолёта (Nano Air Vehicle, NAV) - дистанционно пилотируемого летательного аппарата размером с колибри.
Мне казалось, что здесь эта новость уже появлялась, но поиском ничего не находится. Так что, пусть и с опозданием, предлагаю всем желающим
узнать подробности.
NAV - это
программа DARPA по созданию миниатюрного (менее 15-и сантиметров и легче 20 граммов) летательного аппарата, способного выполнять военные задачи внутри и снаружи помещений.
После начального этапа DARPA выбрало фирму
AeroVironment для ведения работ по контракту. Эта контора создала довольно много
примечательных аппаратов, как принятых на вооружение, типа
Raven и
Wasp, так и экспериментальных, навроде
Gossamer Albatross, который на человеческой тяге перелетел Ла-Манш.
В декабре 2008 года AeroVironment продемонстрировала первый прототип, который продержался в воздухе 20 секунд. Это было полностью автономное устройство, которое использовало для полёта исключительно схему двух машущих крыльев.
Так выглядел первый демонстратор. Он не имел управления, поэтому удерживался тонкой нитью.
![](http://www.maxwolf.ru/misc/lj/nanobird/nanobird_proto2.jpg)
![](http://www.maxwolf.ru/misc/lj/nanobird/nanobird_proto3.jpg)
В процессе отработки системы управления были испробованы различные аэродинамические схемы
Прототип, созданный на втором этапе, и названный Нано-Колибри (Nano Hummingbird), продвинулся гораздо дальше. Он имеет размах крыльев 16 сантиметров и весит 19 граммов (меньше, чем обычная батарейка AA). Как утверждают создатели, это больше, чем средняя колибри, но меньше, чем самая большая колибри, найденная в природе. При этом на борту имеется все необходимое: источник питания, приводы, система связи и управления, видеокамера.
Как сообщает AeroVironment, их нанолёт "соответствует, а по некоторым параметрам и превосходит" следующий список требований DARPA:
- Зависать внутри сферы диаметром 2 метра в течение одной минуты
- Сохранять положение при боковых порывах ветра до 2 м/с. Отклонение при этом не должно превышать метра
- Летать от встроенного источника питания как минимум 8 минут (у них получилось 11)
- Переходить из висения к горизонтальному полёту со скоростью до 18 км/ч и обратно
- Влетать и вылетать из помещения через дверь нормального размера
- Залетать в помещение "по приборам", т.е. оператор должен управлять аппаратом только с помощью видетрансляции со встроенной камеры
- Летать и висеть в "птичьей маскировке", т.е. иметь тело и крылья птичьего вида.
Вот как это всё выглядит:
Click to view
Ещё больше роликов и более детальную информацию можно найти на сайте
AeroVironment.