есть ли какие-либо преимущества у двигателя НК-65 против НК-93 (для лайнеров)?

Jan 12, 2011 22:55


Перед самым подписанием номера в печать стало известно, что уникальный авиадвигатель НК-93, за который на протяжении трех лет билось и наше издание, тайно, под покровом ночи, будет вывезен с территории ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском и малой скоростью отправится на родину - в Самару.

Сейчас уже можно сказать - Россия на годы осталась без передовых авиадвигателей для магистральных авиалайнеров. Наш аэробус Ил-96 теперь точно не составит конкуренцию широкофюзеляжным американским «Боингам» и европейским «Эйрбасам» - Минпромторг устами В. Христенко поставил на нем крест. Топливозаправщики и воздушные командные пункты ВВС России, построенные на базе Ил-96 с двигателями НК, не будут «пугать» дальнобойностью и эффективностью вероятного противника.

Одиссея попыток НК-93 прорваться в небо была долгой - первые опытные экземпляры двигателя изготовили 17 лет назад. Как раз в это время государство на годы «забыло» про развитие собственной авиаотрасли, авиакомпании растащили гигантский парк самолетов, доставшихся в наследство от СССР. Потом, когда лайнеры советского производства постарели, выработали ресурс и показали низкую топливную эффективность в условиях постоянного роста цен на авиакеросин, выяснилось - летать не на чем. Производство новых самолетов в стране стремилось к нулю, экономичные и мощные двигатели для «тушек» и «Илов» отсутствуют.

Попытки оснастить отечественные машины американскими и канадскими движками «Пратт энд Уитни» неоднократно проваливались - как только конструкторы адаптируют самолет под импортный агрегат, внесут изменения в конструкцию (это тоже время и деньги, удлинить фюзеляж и крыло - дело непростое), вмешивается Госдеп США и блокирует попытки сделать в России конкурентоспособные авиалайнеры и вертолеты. От этой «партнерской» позиции не пошел в серию дальнемагистральный Ил-96М, рекордсмен среди отечественных пассажирских самолетов: он был способен брать на борт до 435 пассажиров. Вертолет нового поколения Ми-38 тоже наступил на эти грабли и второй год ждет отечественные моторы. Не секрет, что тендер на оснащение двигателями перспективного отечественного магистрального авиалайнера МС‑21 выиграла компания «Пратт энд Уитни». Посмотрим, что из этого выйдет.

НК-93 вертолетам, конечно, не подходит. Зато новые качества «Илам» и «Туполевым» придать был способен. Его компоновочная схема революционная - закапотированные винтовентиляторы со сверхвысокой степенью двухконтурности. Западные «гранды» только к ней подбираются, без зазрения совести используя конструкторский задел по двигателю НК. [Главный научный центр авиамоторостроения России ЦИАМ им. П.И. Баранова ведет такие исследования для французской «Снекмы» и «Пратт энд Уитни».]

У нас, вместо того чтобы облетать готовый НК-93, внедрить его в серийное производство (моторостроительный завод КМПО в Казани давно к нему приготовился), решили разрабатывать другой двигатель похожей конструкции - НК-65. А это еще дополнительные годы отставания и деградации производства собственной авиатехники. Вкупе с освоением миллиардов рублей, которые разработчики получат из федерального бюджета, - это для чиновников самая «вкусная» сторона авиастроения.

Отсюда http://www.argumenti.ru/army/2010/05/62176/

А чем официально объясняется отказ от НК-93 в пользу НК-65, кто-нибудь в курсе? Действительно ли он хоть чем-то лучше?

госрегулирование, авиапром, авиастроение, перспектива, чиновники, производство, некролог

Previous post Next post
Up