Сии околоавиационные путевые заметки написаны по мотивам перелета Стокгольм (ARN) - Амстердам (AMS) - Джакарта (CGK) и обратно. Давеча я разбавил их фотками, и немного облагородил. Унутре многабукф и траффик. Кто не спрятался -
Welcome!
Путь от Стокгольма до Амстердама - банален, и не стоит отдельного описания, а вот в Амстердамском аэропорту Schiphol я обратил внимание на необычные посадочные трапы (ими оснащены гейты E, F, G, принимающие большие дальнемагистральные самолеты). Если типичная конфигурация двухрукавной системы, такая как, например, в Джакарте
позволяет подать трапы к двум первым выходам самолета, разделив, тем самым, поток бизнес и эконом пассажиров, на радость бизнесу, то в Schiphol второй рукав идет верхом, перегибаясь через крыло, к одному из задних выходов, и позволяет распараллелить посадку именно массового эконом класса, реально ускоряя всю процедуру. Вот так эта конструкция выглядит сбоку:
А вот так:
- cверху (снимок любезно предоставлен
Google).
Первая, а зачастую и единственная, бортовая электронная система, с которой непосредственно сталкиваются пассажиры межконтинентальных рейсов - IFE (In-Flight Entertainment).
Индивидуальный комплект состоит из телевизора, вмонтированного в спинку впередистоящего кресла, и пульта, на гибком, но прочном проводе. Причем пульт одновременно является еще и клавиатурой, и телефоном и умеет считывать кредитные карты. Система позволяет слушать музыку, смотреть кино, играть в игры (в т.ч. и с соседями по салону), звонить по телефону, отправлять SMS, отслеживать параметры полета, и даже (к сожалению, не на том самолете, на котором летел я) наблюдать окрестности с камер, установленных снаружи самолета.
Что можно сказать про систему увИсЕления KLM? Она сделана на линуксе! В полете туда у меня устойчиво падал процесс проигрывания музыки, при попытке послушать избранное из фонотеки KLM.
А вот на обратном пути случился полный крэш во всем эконом классе. Экипаж на протяжении почти тридцати минут предпринял несколько попыток перезагрузки системы (интересно наблюдать, как у всего ряда, синхронно, происходит ребут; прямо как в компьютерном классе СМ-4 во времена моей юности), и, в конце-концов, добился того, что система нормально стартовала, и работала без замечаний до конца полета.
Сейчас, несомненно, технологии шагнули далеко вперед. “Buying a Pentium you may reboot faster". Судя по всему, в каждом кресле стоит маленькая рабочая станция, способная функционировать независимо, и связанная по сети с центральным(и) сервером(ами), где лежит весь контент. И именно центральный сервер падал в обратном полете, судя по синхронности и всеохватности событий… Интересно, какая там сетка, что позволяет одновременно качать видеопотоки хотя бы половине пассажиров (а в боинг 777-300 влезает 425 человек).
Еще одна «прикольная фича» IFE - интерактивная карта с разными масштабами, маршрутом и основными параметрами полета. Вообще-то, я, по мере возможности, пользуюсь в самолете своим навигационным устройством (Garmin GPSMAP 76Cx), поэтому вполне могу обходиться без этого дополнительного сервиса. Есть, однако, у моего прибора такая особенность: если ему видно только три спутника, или больше, но они выстроились в одной плоскости, определяемая высота может отклоняться от реальной на значительную величину, вплоть до 1-2 км (в плане точность остается порядка 10-15м). Особенно это заметно на взлете и при посадке, когда высота - критичный параметр, и быстро меняется. В этот раз, однако, «завис» на высоте четырех с половиной километров именно бортовой прибор (надеюсь, что не основной навигационный, а развлекательный, встроенный в IFE), и мой карманный легко его обогнал.
В сети можно найти множество комбинаций клавиш для перехода в инженерное меню телефонов, фотоаппаратов, телевизоров и прочей бытовой техники. Хотел найти что-то подобное для самолетных систем, и обломался. Нету нигде. А жалко. Было бы очень интересно полазить в потрохах. Во время полета ;-)
В аэропорту Джакарты обнаружилась большая самолетная «разборка». Там тихо умирают, разбираемые на запчасти, штук 50-70 самолетов, всех марок и моделей. Судя по
http://www.airfleets.net некоторые из них летали еще 2-3 года назад, а сейчас стоят заброшенные, без двигателей, механизации, с открытыми люками… Интересно, Boeing и Airbus как-то регламентируют использование б/у запчастей на своих самолетах?
Рейс, который официально летит из Амстердама в Джакарту, делает, как простой рейсовый автобус, промежуточную остановку в Куала-Лумпуре (KUL). Существенное отличие - всех пассажиров выгоняют из самолета (без вещей), и заставляют заново проходить посадочный контроль. В это время самолет интенсивно пылесосят. Для того, чтобы очистить от мусора Boeing 777-300ER за 25 минут, достаточно 32 индонезийцев обоих полов. В результате их деятельности мусор, порожденный 425 пассажирами за 11 часов полета, концентрируется в десятке мешков внушительного объема, которые, спустя некоторое время, забирает от гейта помойковозка.
Обратил внимание, что в KLM-овском 777-ои нет персональной регулируемой вентиляции каждого места. При полете среди большого числа пассажиров, исповедующих культы резких запахов в еде и в жизни, это особенно остро замечаешь. Меня обманывает память, или в A340 такая вентиляция все-таки есть?
В последнее время отмечаю, как строго стало с опозданием на посадку. Не спасает даже загруженный багаж. Если еще года два-три назад в порядке вещей были неоднократные надрывные призывы по громкой связи аэропорта к господам «такому-то и секому-то срочно пройти на посадку», а все пассажиры сидели, и минут по 15-20 ждали, пока эти господа, частенько пьяные и довольные, не соизволят зайти в самолет. Сейчас во многих местах стало нормой, что посадка заканчивается за 15 минут до назначенного времени вылета, а багаж не явившихся к сроку пассажиров разыскивается(!) и выгружается из самолета если не за секунды, то за считанные минуты. На обратном пути я ощутил эту строгость на своей шкуре. Недооценив длительность перехода от одного гейта до другого (35 минут, с учетом паспортного контроля; причем KLM, на посадке в Джакарте, заботливо выдал мне бумажку со схемой Schiphol и примерным временем пешего перехода между всеми его ключевыми точками) я завис в duty-free, и добрался до гейта за 10 минут до вылета. Было уже поздно! Выход был закрыт, а мой чемодан выгружался прямо у меня на глазах. Еще через 5 минут гейт отстыковали, и точно в назначенное время самолет начал руление…
Все хочется попробовать, но никак не получается. Вместо надуваемого хомута вокруг шеи взять с собой что-то типа гимнастического мяча, чтобы положить его на колени, и лечь сверху, разгрузив, хотя бы частично, позвоночник. Это вряд ли сделает комфортным 11-часовой перелет в экономическом классе, но, думаю, сможет облегчить страдания людей, вынужденных спать фактически стоя, ведь отклоняемые на 15-20 градусов спинки кресел компрессионной нагрузки с позвоночника практически не снимают…
P.S. Все фотки кликабельны и загеокодены (кстати, рекомендую
Panorado Flyer; он позволяет из Проводника по правому клику на фотографии показать место ее привязки в Google Earth. Очень удобно!)
P.P.S. И еще одна удобная фенечка для фанатов: сайт
FlightMemory. Там можно вести историю своих перелетов, и получать в качестве отчета страничку с картой и подробной статистикой, например,
вот такую.