Поделюсь немного тем, как учусь летать. Копирую пост из своего журнала.
----------------
Занятие 30.07.2009, летаем на «Поиске» с крылом «Небо», двигателем «Хирт» и «Пегасе» с крылом «Атлет», двигателем «Сузуки». В воздухе провели в общей сложности, 2 часа 20 мин., летали с перерывами с 9 утра до 9 вечера. В течение дня погода менялась: малооблачное и безветреное утро сменилось дневным прогревом и болтанкой, образовались кучевые облака от 500-600 метров, к вечеру погода успокоилась. Температура воздуха в течение дня изменялась примерно от +18 до +27 градусов. Инструктор Константин Мешальников. Общий налёт с учётом крайнего занятия - 11.05 ч.
Вот фотка для затравочки:
Н-да, посмотрел сейчас видео, которое собираюсь выложить - и покраснел. Удачнее момента, Костя, конечно, заснять не мог :). Ладно, что было, то было, правду скрывать не буду :).
А день прошел так.
На аэродром я приехал к 8 утра, как договоривались с Костей. Потихоньку собрались, и вылетели отрабатывать посадки. Летали на маломощном «Поиске», который жрет смесь бензина и масла со страшной силой. Прожорливая табуретка, одним словом. Вылетели мы, когда земля начала потихоньку прогреваться, потому что Костя считает, что мне уже нет смысла тренироваться в спокойных условиях, меня должно трясти и швырять, простые «прогулки» пользы уже не принесут. Сказано - сделано, полетели «колбаситься».
Почему-то именно сегодня я как следует почувствовал силу восходящих потоков. Видели когда-нибудь, как облака приближаются к горе, и перед самым склоном, обтекая его, стрмительно поднимаются вверх? То же самое происходит и в поле, если за ним есть лес: ветер «ползет» по деревьям вверх, и если ты оказываешься над таким местом, то он подхватывает тебя, и хорошенько подкидывает вверх. На взлете, кстати, очень способствует набору высоты. Костя, в частности, научил меня летать по кромке «поле-лес», чтобы пользоваться этой халявой, экономя топливо. А взлет с таким «спецэффектом», особенно, на медленом, маломощном аппарате, выглядит забавно: ревет двигатель, винт рвет воздух, а табуретка в крыльями еле-еле скребет высоту. Но вот граница леса: здесь тебя берут, простите, за задницу, и дают хорошего пинка, от которого ты за пару секунд оказываешься метров на 30 выше, чем был. И уже не так страшны наползающие деревья, о которых какой-то частью мозга паришься «как бы успеть их перемахнуть, как бы не бросило в сторону, а то высоты не хватит перелететь...». Ты наверху, и тебе уже, как говорится, «сам черт не брат»!
Вот этот самый лесок. Видите два светлых участка поля, разделенные чуть более темной полосой? Эта полоса и есть наша взлетно-посадочная полоса, ниже покажу самодельные посадочные знаки на торцах.
В какой-то момент Костя углядел внизу лисицу, быстро отобрал у меня управление, и стал делать на нее заход. Лиса посмотрела вверх, и почла за лучшее убраться, мгновенно ретировавшись в лес. Жаль, не вышло ее сфоткать!
Во время одной из посадок случился забавный эпизод. Восходящий поток не дал мне приземлиться. Первый раз с таким столкнулся: я не смог продавить воздух. Изо всей силы тяну ручку на себя, а дельталет скользит себе по прямой, как ни в чем не бывало! Ощущение такое, как бывает, если пытаться прижать надувной шарик к полу. Так и ушли на второй круг - аппарат не пожелал снизиться, к торцу полосы мы еще висели метрах на 5.
В общем, позанимались еще минут сорок, приземлились, и поехали перекусить в расположенное недалеко кафе. Вернулись, еще полетали мнут сорок, починили порванную каким-то дельталетом штору ангара, сели за компьютеры - и тут повалил народ. Проезжающие мимо машины останавливались завидя аппарат, из них выходили люди, шли в ангар, и спрашивали про полеты. Кое-кто не выдерживал, и тут же просился полетать. Приехал еще один пилот, разгрузил Костю с покатушками. К тому времени, прожорливая табуретка скушала весь бензин, и пришлось ехать в Дмитров за топливом и едой. Пока ездили, я договорился встретить в Дмитрове
Мишу с Олей, чтобы вместе съездить искупаться.
Вечером вернулись на поле, а там уже был аншлаг: в воздухе постоянно кто-то гудел. Как только я увидел, как ребята рванули за ангар посмотреть на взлет, я понял, что не смогу отпустить этих двоих просто так, поэтому обязал обоих по-очереди прокатиться :). Впечатления, думаю, оба еще выложат, возможно, с фотками ;).
Ну а я, напоследок, вылетел с Костей еще разок, уже на быстром «Пегасе», чтобы еще несколько раз отработать посадку. Забавно, что, привыкнув к медленному «Поиску», на быстрой машине я проскочил первый разворот - просто расслабился, и не уследил за ориентиром, который, по привычным ощущениям, казался еще далеко.
Заходить на посадку на быстром аппарате оказалось гораздо легче. «Поиск» из-за своей маломощности кажется с первого взгляда, более простым в управлении. Еще бы, если развернутся можно на пятачке одним легким движением крыла. Или посадка: против ветра мы сели на десяти метрах. Ощущение как в замедленном кино: земля еле ползет, только коснулся - и остановился. Но это только видимость. На деле оказывается, что, заложи крен чуть сильнее - и аппарату не хватает мощности, он начинает сваливаться. Летаешь, по-возможности, блинчиком, и следишь как бы чего лишнего не сделать.
Другое дело - «Пегас»: чувствуешь с руках сильную машину, которая рвется в воздух. Это уже не прогулка, тут работаешь ручкой, но и отдача от дельталета такая, что усилий не жалко! Я, на радостях, на первом развороте заложил такой вираж, что Костя неодобрительно покачал головой, и потом, на земле, высказал мне про «молодых, необстрелянных ребят, впервые взявших в руки маузер». Пришлось оправдываться, что, мол, не удержался, очень уж захотелось попилотировать, используя возможности машины.
А на одной из посадок произошло вот что: почти что перед выравниванием меня, вдруг, швырнуло влево, да так, что, не успей руки сами отработать маневр, могли бы и аппарат разложить. Костя потом, а земле, объяснил, что нам еще повезло. Это был спутный след от другого, только что взлетевшего дельталета. «Ты», говорит, «еще не видел, как из-за спутного следа и опытные пилоты аппараты раскладывают». Что ж, мое дело - мотать на ус: садишься или взлетаешь за кем-то - знай, в спокойном воздухе спутный след живет несколько минут. Значит - не расслабляйся, будь внимателен и бдителен.
Вот еще забавный эпизод: кто-то из летчиков сверху заметил дежуривших у перекрестка гаишников. И даже разглядел за что они там останавливают. Естественно, всякий, выезжающий с площадки, получал сводку текущей ситуации на дороге, а пилоты пролетая мимо, поглядывали вниз, и потом, на земле, обновляли данные :).
Еще я, наконец, начал осмысленно тренировать себя на постоянный подбор площадок с воздуха, на случай «если что». Как бы ни был загружен полетом, что бы ни происходило вокруг - пилот всегда должен иметь ввиду любой экстренный случай с отказом техники. И должен наперед представлять себе последующие действия. Теперь, когда я постепенно приобретаю уверенность в управлении, надо учиться летать в полном смысле этого слова, а не просто передвигаться по воздуху.
Кстати следующее мое занятие пройдет на земле. Я сяду на переднее сиденье, и буду нарезать круги по аэродрому: пришло время почувствовать педали газа и тормоза. А это означает, что вскоре я полечу, сидя на месте первого пилота! Костя сказал, что я уже готов. Вот так, друзья. Самостоятельный вылет не за горами!
Здесь я умолкаю, а для вас еще есть несколько фотографий из-под Дмитрова.А в качестве дополнительного бонуса - видео отработки посадки в исполнии вашего покорного слуги (на это намекает носок моего ботинка в первых кадрах ;) ). Насчет того, что я говорил в самом начале: первый заход был вполне удачен, а второй позорен. Меня неожиданно унесло влево перед самым выравниванием, естествено, пришлось уходить на очередной круг без касания. В свое оправдание скажу, что это был неожиданный порыв ветра, с которым я на справился, и это был единственный такой случай за весь день. Уж в торец-то я попадать научился. И еще: Костя сказал, что погода была близкой к предельной даже для опытных пилотов. Так что никакой ругани и слышать не хочу! :))
Click to view
Вот так леталось в этот день, который закончился прекрасным вечером с семгой, жареной на углях, и разговорми о судьбах страны в целом, и авиации в частности.