Продолжаю публиковать главы из книги Олега Растренина «Штурмовики Великой Отечественной войны».
Если предыдущие главы книги рассказывали о хороших машинах не принятых на вооружение, то эта посвящена курьёзным проектам штурмовиков. Которые, ничего кроме улыбки, вызвать не могут. Но, тем не менее, это тоже часть истории авиации, так что думаю всем будет интересно ознакомиться и с ними.
31 июля 1942 г. руководитель бригады (ОТБ НКВД) Д.Л. Томашевич и директор завода № 288 направили начальнику управления опытного строительства ВВС Лешукову предложение о постройке противотанкового самолета «пегас» и альбом «Эскизный проект самолета противотанковой воздушной армии».
Идея самолета заключалась в исключительной простоте и дешевизне производства противотанкового самолета, не требующего для освоения высокой квалификации летчика.
По этой причине самолет был деревянной конструкции и оснащался двумя моторами М-11Ф с винтами от массового самолета У-2. Для удешевления на нем отсутствовали электро- и радиооборудование, гидросистема, детали, требующие сложной механической обработки. «Пегас» был приспособлен к сборке на конвейере без стапелей и «выкроек» рабочими невысокой квалификации.
Простота в управлении достигалась рядом мер: у летчика только ручка управления самолетом с гашеткой и по одному рычагу управления газом на каждый мотор. Рычаги управления опережением зажигания отсутствовали, так как управление опережением кинематически сопрягалось с управлением газом. Автематические предкрылки, установленные напротив элеронов, и полукольцевые капоты над моторами должны были обеспечить устойчивый полет без сваливания до углов атаки 20°. Предусматривалась возможность посадки с разворотом на 180° при остановке обоих моторов на взлете с подвешенной 500-кт бомбой.
Летчик (в бронежилете) помещался в бронекоробке из гомогенной брони: спереди - толщиной 6-13 мм, с боков - 6-8 мм, снизу - 6 мм, сзади - 13 мм, сзади-сверху - откидной бронезаго-ловник летчика 6-10 мм. Спереди бронестекло толщиной 64 мм. Имелось зеркало для обзора назад. Летчик в бронежилете.
За каждой мотогондолой располагался бензобак, который при загорании мог сбрасываться летчиком. В этом случае мотор переходил на питание от бронированного бензобака. При этом запаса топлива хватало на 30 минут полета.
Самолет представлял собой низкоплан деревянной конструкции с бронекапсулой в носовой части фюзеляжа. Для упрощения производства контуры самолета образованы прямыми линиями. Фюзеляж четырехгранного сечения с плоскими стенками, заготовляемыми заранее вместе с лонжеронами и планками шпангоутов. Крыло и оперение - двухлонжеронные с фанерной обшивкой. Оперение расчаленное. Шасси - одностоечное, неубираемое, с резиновой пластинчатой амортизацией. Управление - тросовое и проволочное.
Для постройки самолета применялись дешевые и недефицитные материалы: простая строительная фанера, сосна, кровельное железо (баки), мягкая сталь разных толщин (узлы). Из дефицитных материалов использовались только бронесталь для изготовления бронекапсулы, бронестекло и дюраль (только в капотах). Полетный вес самолета составлял 1916-2222 кг.
Всего было построено четыре варианта «пегаса». Варианты №№ 1 и 2 имели обзор из кабины вперед-вниз до 15°, в экземпляре № 3 - до 30°, а в № 4 - до 55°.
I!
Предусматривались следующие сменные варианты вооружения:
1) один пулемет БС (140 патронов), установленный в носу самолета, одна бомба в 250 кг и две по 100 кг и одна 50-кг бомба под фюзеляжем или пять бомб по 100 кг;
2) один пулемет БС (140 патронов) и 2 PC-132 под фюзеляжем;
3) один пулемет БС (140 патронов) и одна пушка Ш-37 калибра 37 мм (50 снарядов);
4) один пулемет БС (140 патронов) и две пушки ВЯ-23 калибра 23 мм (160 снарядов);
5) один пулемет БС (140 патронов) и мелкие бомбы в кассетах внутри фюзеляжа;
6) один пулемет БС (140 патронов) и четыре автоматических противотанковых ружья калибра 14,5 мм.
Бомбы фугасные или противотанковые.
Отметим, что все указанные варианты вооружения, за исключением третьего и шестого, нельзя назвать противотанковыми. Особенно это касается условий боев начала 1943 г., когда легкие танки вермахта повсеместно были вытеснены более мощными средними танками типа Pz.rV и Pz.III, а также новыми толсто-бронными Pz.VI/H «Tiger I», Pz.V/D «Panther» и Jgd Pz Tiger (P) «Elefant». Единственными бронецелями вермахта, с которыми штурмовик Томашевича еще мог как-то бороться, являлись легкобронированные САУ (типа «Wespe» и т.д.) и противотанковые СУ (типа «Marder-II» и «Marder-III»), созданные на базе легких танков. При этом, если учесть соотношение полетного веса самолета и силы отдачи при стрельбе из пушек Ш-37 и ВЯ-23, то можно смело утверждать, что единственным приемлемым составом вооружения «пегаса» был шестой вариант (патрон 14,5-мм противотанкового ружья обладал хорошими бронепробивными свойствами, а сила отдачи при стрельбе могла быть в пределах допустимого). Более того, в рамках принятых весогабаритных параметров штурмовика все попытки создать противотанковый самолет с мощным пушечным вооружением, обеспечивающим поражение средних и тяжелых танков, были заранее обречены на провал, что и подтвердили последующие испытания «пегаса».
С 2 по 14 января 1943 г. самолет «пегас» проходил заводские испытания. Ведущим летчиком был В.И. Жданов.
При полетном весе 1980 кг максимальная скорость у земли достигала 190 км/ч. Время набора высоты 1000 м - 6,3 мин. Потолок 2600 м. Длина разбега - 200 м.
На госиспытания в НИИ ВВС самолет поступил 5 февраля 1943 г. Испытания производились с 28 февраля по 16 апреля. Ведущим инженером по испытаниям был П.Т. Аброщенко. Облет самолета осуществляли П.М. Стефановский, Ашитков, А. К. Долгов, М.А. Нюхтиков и еще шесть летчиков-испытателей института.
Вооружение «Пегаса» состояло из неподвижного пулемета УБК с боекомплектом 140 патронов в носовой части фюзеляжа и двух вариантов легкосъемной подфюзеляжной подвески: фюзеляжного бомбового моста, рассчитанного на 500 кг бомб (5 ФАБ-50, или 5 ФАБ-100, или 2 ФАБ-250, или 1 ФАБ-500), и пушечного лафета с двумя пушками ВЯ-23 (160 снарядов).
Вес пустого самолета составил 1450 кг, нормальный взлетный вес (пушечный вариант) - 2150 кг.
Максимальная скорость полета у земли с пушками ВЯ-23 не превысила 172 км/ч, а с 5 ФАБ-100 - 167 км/ч. Максимальная скорость полета на высоте 1000 м уменьшалась на 3-5 км/ч. Время набора высоты 1000 м находилось в пределах от 7,7 мин. (с пушками ВЯ) до 12,6 мин. (с 500 кг бомб). Длина разбега с двумя ФАБ-100 - 345 м. Дальность полета - от 285 до 320 км.
Отмечалось, что самолет строился без 111, без официального предъявления эскизного проекта, без постройки макета, без аэродинамических продувок моделей, без заключения НАГИ по прочности.
В «Заключении» отчета по испытаниям констатировалось: «...Живучесть самолета недостаточная. <...> По технике пилотирования самолет не доступен для массовых летчиков. <...> Прицельная стрельба из пушек калибра 23 мм практически невозможна из-за сильной отдачи. Прицельное бомбометание практически неосуществимо. <...> Самолет представляет собой хорошую мишень для зенитной артиллерии. <...> Полет на одном моторе самолет совершать не может». В результате был сделан вывод о нецелесообразности доводки самолета. Испытанный экземпляр самолета предлагалось использовать в качестве мишени на полигоне, поскольку после заводских и госиспытаний он нуждался в капитальном ремонте, а четвертый экземпляр, заканчиваемый постройкой на заводе № 288, - передать в один из запасных авиаполков для тренировки в стрельбе из пушки...
Легкие дешевые штурмовики проектировал и С.А. Москалев. К середине июня 1942 г. он разработал эскизный проект летающей танкетки «ЛТ», предназначенной для: «...1) внезапной атаки живой силы и техники с бреющего бега-полета; 2) разрушения легких наземных препятствий, заграждений; 3) разрушения укреплений бомбовой нагрузкой и реактивными снарядами...»
Летающая танкетка представляла собой легкий одноместный самолет небольших размеров с мотором М-11 и с небольшим крылом малого удлинения. Благодаря наличию в нижней части самолета специального сошника, конец которого соприкасался с землей и отслеживал все неровности, машина могла «скользить» над поверхностью земли на высоте 4-5 м и преодолевать препятствия, перелетая или перепрыгивая через них. Возникающие при контакте сошника с препятствиями моменты и угловые скорости, по расчетам, находились в пределах физических возможностей летчика и могли быть своевременно им парированы.
Самолет мог вести бой, идя бегом-полетом на сошнике. Бег выполнялся на высоте 4-5 м на скорости 150-180 км/ч. Считалось, что при такой скорости и на такой высоте танкетка будет неуязвима для огня противника. Танкетка могла выполнять атаки наземных целей и обычным для самолетов способом - с пикирования с высоты 1000-1200 м. По мнению Москалева, малые размеры танкетки (длина - 6,8 м, размах крыла - 5,57 м) позволяли ей стартовать с обычных дорог, рулить по ним, скрытно выдвигаясь к месту внезапной атаки.
Кабина пилота бронированная. Спереди две бронеплиты толщиной 4-5 мм и бронестекло. На полу также бронеплиты. Летчик забронирован сверху, сзади и снизу бронесиденьем. Борта кабины выполнялись из брони толщиной 3 мм. Летчик попадал в кабину через дверцу автомобильного типа как у самолета Р-39 «Аэрокобра».
Мотор находился позади летчика и снабжался толкающим винтом. Хвостовое оперение двухкилевое, расположенное на двух балках. Крыло имело щелевые закрылки и автоматические предкрылки. Моторама и шасси выполнялись из углеродистой стали. Балки и фюзеляж - стальные и дюралевые, остальное - дерево или дюраль.
Стрелково-пушечное вооружение включало две пушки ШВАК с запасом 300 снарядов и два пулемета ШКАС с запасом 1500 (в перегрузку 2000) патронов. Ракетное вооружение состояло из четырех (в перегрузку шести) ракетных осколочных снаряда PC-132. Бомбовая нагрузка - до 400 кг (взрыватели только с замедлением). Полетный вес летающей танкетки составлял 1028-1128 кг.
Эскизный проект у специалистов НИИ ВВС энтузиазма не вызвал. Высказывалось замечание о недостаточной прочности сошника, в результате чего возможно капотирование. Проект был отклонен.
В апреле 1942 г. Москалев предложил использовать в качестве дневного или ночного легкого штурмовика самолет САМ-14 с мотором М-11Ф или МВ-4 мощностью 140 л.с.
К этому времени самолет уже прошел государственные испытания, был построен в двух экземплярах и проходил опытную эксплуатацию в отряде спецприменения.
Предполагалось вооружить САМ-14 двумя крыльевыми пулеметами ШКАС (1000 патронов), 8 РС-132 и 4 РС-82. Внутри фюзеляжа оборудовался бомбоотсек, где могли размещаться 4 ФАБ-50 или 4 ФАБ-100 или 18 АО-15 или 80 АО-2,5. Прицел для стрельбы ПБП-1. Предусматривалась задняя шкворневая установка под ШКАС с запасом 500 патронов. Броня для защиты летчика - 80 кг.
Максимальная скорость ожидалась 195,7 км/ч. Дальность полета - 550 (в перегрузку 1200) км. Длина разбега - 240 м.
Предложение отклонили по причине небрежного выполнения проекта, «особенно в вопросах обоснования летных данных». Отмечалось также и недостаточное бронирование самолета.
Весной 1942 г. в условиях острой нехватки самолетов на фронтах начались поиски возможных путей приспособления самолетов всех типов для решения боевых задач.
Наибольший интерес представляют сведения о вооружении учебно-тренировочных самолетов УТ-1 и их боевом применении в ВВС Черноморского флота в период с мая по декабрь 1942 г.
Инициатива превращения учебных самолетов УТ-1 в боевые для ночных действий принадлежит командующему ВВС Черноморского флота генерал-майору H.A. Острякову. Он дал указание оборудовать УТ-1 двумя крыльевыми пулеметами ШКАС и двумя балками для пуска ракетных снарядов РС-82. Все работы по вооружению УТ-16 - такое наименование получил вооруженный самолет - выполнялись в Военно-морском авиационном училище (ВМАУ) им. Сталина.
Проект вооружения УТ-16 был разработан начальником конструкторского бюро стационарных мастерских (САМ) училища воентехником 1-го ранга Н.А. Рожневым и техником-конструктором тех же мастерских воентехником 2-го ранга Г.О. Кряченко под руководством старшего инженера САМ воентехника 1-го ранга Н.Ф. Романенко. Боезапас пулеметов ШКАС составлял по 420 патронов на ствол. В ходе испытаний на самолет установили четыре РО-82. Оказалось, что с полной боевой нагрузкой центровка самолета становилась предельно задней, но летать было можно. Для этого требовалось только иметь отличную технику пилотирования.
Анализируя опыт боевого применения самолетов УТ-16 ВВС ЧФ, следует отметить, что они сыграли заметную роль в обеспечении непосредственной авиационной поддержки наших войск в самый сложный период обороны Севастополя и в боях за Кавказ.
Даже если полагать, что УТ-16 только пугали немцев, то это уже серьезный результат в их деятельности: они держали немцев в напряжении, морально воздействовали на них, мешали нормальному ночному отдыху. Но наряду с этим были и такие конкретные результаты, как уничтожение эшелона с боеприпасами, «закупорка» ушелья в узком месте, воспрепятствовавшая продвижению немецких танков, боевое обеспечение действий ночных бомбардировщиков МБР-2 и У-2 путем уничтожения прожекторов и подавления зенитных огневых точек. В этих условиях работу экипажей УТ-16 можно сравнивать лишь «с работой снайпера, производящего выстрел на огонек спички».
Остается восхищаться мужеством летчиков, совершавших боевые вылеты на этих тихоходных самолетах. Ведь максимальная скорость УТ-16 на высоте 500 м составляла всего 190 км/ч, а время набора этой высоты - около 5 минут. К тому же самолет был очень строгим в пилотировании и плохо приспособлен для ночных полетов при относительно большой посадочной скорости - 120-127 км/ч.
Единственным их спасением была внезапность боевых атак, выручали также малые размеры самолета, его маневренные характеристики и относительно малая шумность мотора.
В 1942 г. ОКБ A.C. Яковлева разработало вариант вооруженного самолета УТ-2В, предназначенного для обучения бомбометанию в авиационных школах пилотов и училищах. Самолет выпускался серийно.
На основе опыта постройки УТ-2В и, по-видимому, опираясь на опыт боевого применения вооруженного самолета УТ-1, заводом № 47 был оборудован и прошел испытания в НИИ ВВС вооруженный самолет УТ-2МВ с мотором М-11Ф (140 л.с). Самолет предназначался для боевого применения на фронте в качестве легкого бомбардировщика.
За основу был взят модернизированный самолет УТ-2М, обладающий большими запасами устойчивости и менее строгой техникой пилотирования. Под крылом устанавливались четыре бомбардировочных замка Дер-31, обеспечивающих подвеску четырех бомб калибра 50 кг при одном члене экипажа или двух бомб по 50 кг при двух членах экипажа. Была возможна подвеска восьми РС-82 и двух бомб по 50 кг при одном члене экипажа. С РСами самолет мог применяться как легкий штурмовик.
Испытания вели ведущий инженер-летчик A.B. Синельников и ведущий инженер К.А. Калилец. В ходе испытаний было установлено, что точность бомбометания низкая. Максимальная скорость полета - 176 км/ч.
В своем письме А.И. Шахурину A.C. Яковлев писал: «Данное вооружение будет весьма эффективным при применении самолета в качестве ночного легкого бомбардировщика-штурмовика». Яковлев просил Шахурина дать распоряжение об изготовлении 20 самолетов УТ-2 с бомбардировочным и ракетным вооружением для отправки на фронт с целью проверки их качеств в боевых условиях.
В соответствии с Постановлением ГО КО от 9 сентября 1942 г. завод № 600 должен был развернуть серийный выпуск УТ-2МВ. К концу года планировалось построить 17 самолетов этого типа. При этом установку на самолет ракетных орудий РО-82 предполагалось осуществить с начала 1943 г.
Источник - сайт
"Альтернативная История"