В 1961 году в СССР появился организованный автостоп. Первым логотипом автостоповцев (так тогда называли автостопщиков) был красный круг, вписанный в желтый круг. А потом появился новый знак: красный треугольник, вписанный в красную окружность вершиной вниз.
Почему такой? Оказывается, это был хорошо понятный всем шоферам символ! Хотя сейчас редко какой водитель сможет его объяснить.
Сначала движение «Автостоп» запустили одновременно в Ленинградской области, Литовской и Эстонской ССР в 1961-м; в БССР организованный властями автостоп появился в 1962 году. Все подробности я описывал в статье «
Десять километров за копейку. Автостоп в СССР» (ее много где перепечатывали - легко найдете). А сейчас подробно остановимся на логотипе.
Вот маршрутная книжка члена движения «Автостоп» за 1962 год из коллекции Вадима Зеленкова
vadim_i_z . Здесь символ еще старый: красный круг внутри желтого круга.
Маршрутная книжка советского движения "Автостоп", выпуска БССР, за 1962 год. Из коллекции Вадима Зеленкова
А вот книжки за 1964 год из Ленинграда, за 1966 год из Украинской ССР и за 1968 год из Белорусской ССР. Здесь символ уже новый: красный треугольник вписан вершиной вниз в желтый круг с красной окружностью.
Маршрутная книжка советского движения "Автостоп" из Ленинграда за 1964 год. Фото с сайта Olgezaharov.narod.ru
Маршрутная книжка советского движения "Автостоп" изУкраинской ССР за 1966 год из коллекции Николая Гречкосия. Фото с сайта
A-krotov.livejournal.com Маршрутная книжка советского движения «Автостоп» Белорусской ССР за 1968 год из коллекции Владимира Дергачева. Фото с сайта
Dergachev-va.livejournal.com Автостопщики ловили машины, размахивая зажатой в руке маршрутной книжкой.
Белорусские автостопщики с маршрутной книжкой на трассе Брест - Москва в районе поворота на Толочин, около 1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича
Белорусские автостопщики с маршрутной книжкой на трассе Брест - Москва в районе поворота на Толочин, около 1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича
Или сами рисовали на большом листе знак движения «Автостоп»: красные треугольник и окружность. Вот несколько снимков из коллекции Андрея Скуратовича (предыдущие два тоже его), на которых видно, как белорусские автостопщики как раз используют такой самодельный знак на трассе примерно в 1969-1971 годах.
Белорусские автостопщики с самодельным логотипом движения "Автостоп", около 1969-1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича
Белорусские автостопщики с самодельным логотипом движения "Автостоп", около 1969-1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича
Белорусские автостопщики с самодельным логотипом движения "Автостоп", около 1969-1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича
Для автостопщиков этак с 1963-го выпускали и множество значков с этим новым символом.
Советские значки для автостопщиков и автотуристов. Из коллекции Александра Лычавко.
Советский значок для автостопщиков. Эстонская ССР
Советский значок для автостопщиков. Латвийская ССР
И вот вопрос: а почему этот знак такой?
Ответ прост: потому что он в точности соответствовал дорожному знаку STOP. Что за ерунда, возразите вы: ведь знак STOP же красный и восьмиугольный, а не красно-желтый и круглый!
Сейчас - да. Но 50-60 лет назад все было по-другому.
Первые дорожные знаки появились в России в 1909 году. Их тогда было всего 4 штуки. В 1927 году их стало уже 12, в 1933-м - 23. В 1949 году в Женеве 80 стран мира подписали новую конвенцию о дорожном движении и систему дорожных знаков к ней. Но СССР тогда знаки ратифицировать отказался: говорят, потому, что «иностранные» знаки путали бы советских автолюбителей, уже привыкших к своим собственным знакам (их число продолжали увеличивать). И только в 1959-м СССР подписывает новый Женевский протокол о дорожном движении и обязывается с 1961-го внедрить у себя 78 дорожных знаков европейского образца.
Среди них был и запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен»: как раз тот самый красный треугольник, вписанный в желтый круг с красной же каемкой, и словом «СТОП».
Советские дорожные знаки, внедренные в 1961 году. Слева внизу виден запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен» - предшественник будущего 8-угольного красного знака STOP
Советские дорожные знаки, внедренные в 1961 году. Слева внизу виден запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен» - предшественник будущего 8-угольного красного знака STOP
Советские дорожные знаки, внедренные в 1961 году. Слева внизу виден запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен» - предшественник будущего 8-угольного красного знака STOP
В Европе, конечно, эти знаки были известны и раньше. Вот КПП между восточным и западным Берлином - я сделал скриншот из интересного британского шпионского детектива 1966 года «Похороны в Берлине». Фон у знака белый.
Скриншот из интересного британского шпионского детектива 1966 года «Похороны в Берлине»
В 1968 году 68 же стран подписали в Вене новую конвенцию о безопасности дорожного движения. А в 1971-м в нее внесли дополнения, и приняли знак STOP американского образца еще далекого 1924-го года: красный восьмиугольник с белыми буквами. В СССР этот новый знак появился в 1973-м, когда вступил в силу новый ГОСТ на дорожные знаки. То есть, круглый красно-желтый дорожный знак «СТОП» в виде вписанного треугольника просуществовал в Советском Союзе 12 лет.
Кстати, по крайней мере до 1973-го в СССР выпускали и значки для автостопщиков с логотипом «треугольник в круге». Как раз в это время популярность официального, «огосударствленного» движения «Автостоп» идет на спад, выпуск маршрутных книжек прекращают, так что вводить новую символику движения не пришлось.
Копия записи здесь.