Почему логотип советского автостопа - треугольник, вписанный в круг?

Jun 02, 2022 21:43

В 1961 году в СССР появился организованный автостоп. Первым логотипом автостоповцев (так тогда называли автостопщиков) был красный круг, вписанный в желтый круг. А потом появился новый знак: красный треугольник, вписанный в красную окружность вершиной вниз.

Почему такой? Оказывается, это был хорошо понятный всем шоферам символ! Хотя сейчас редко какой водитель сможет его объяснить.


Сначала движение «Автостоп» запустили одновременно в Ленинградской области, Литовской и Эстонской ССР в 1961-м; в БССР организованный властями автостоп появился в 1962 году. Все подробности я описывал в статье « Десять километров за копейку. Автостоп в СССР» (ее много где перепечатывали - легко найдете). А сейчас подробно остановимся на логотипе.
Вот маршрутная книжка члена движения «Автостоп» за 1962 год из коллекции Вадима Зеленкова vadim_i_z . Здесь символ еще старый: красный круг внутри желтого круга.



Маршрутная книжка советского движения "Автостоп", выпуска БССР, за 1962 год. Из коллекции Вадима Зеленкова

А вот книжки за 1964 год из Ленинграда, за 1966 год из Украинской ССР и за 1968 год из Белорусской ССР. Здесь символ уже новый: красный треугольник вписан вершиной вниз в желтый круг с красной окружностью.



Маршрутная книжка советского движения "Автостоп" из Ленинграда за 1964 год. Фото с сайта Olgezaharov.narod.ru



Маршрутная книжка советского движения "Автостоп" изУкраинской ССР за 1966 год из коллекции Николая Гречкосия. Фото с сайта A-krotov.livejournal.com



Маршрутная книжка советского движения «Автостоп» Белорусской ССР за 1968 год из коллекции Владимира Дергачева. Фото с сайта Dergachev-va.livejournal.com

Автостопщики ловили машины, размахивая зажатой в руке маршрутной книжкой.



Белорусские автостопщики с маршрутной книжкой на трассе Брест - Москва в районе поворота на Толочин, около 1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича



Белорусские автостопщики с маршрутной книжкой на трассе Брест - Москва в районе поворота на Толочин, около 1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича

Или сами рисовали на большом листе знак движения «Автостоп»: красные треугольник и окружность. Вот несколько снимков из коллекции Андрея Скуратовича (предыдущие два тоже его), на которых видно, как белорусские автостопщики как раз используют такой самодельный знак на трассе примерно в 1969-1971 годах.



Белорусские автостопщики с самодельным логотипом движения "Автостоп", около 1969-1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича



Белорусские автостопщики с самодельным логотипом движения "Автостоп", около 1969-1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича



Белорусские автостопщики с самодельным логотипом движения "Автостоп", около 1969-1971 года. Из коллекции Андрея Скуратовича

Для автостопщиков этак с 1963-го выпускали и множество значков с этим новым символом.



Советские значки для автостопщиков и автотуристов. Из коллекции Александра Лычавко.




Советский значок для автостопщиков. Эстонская ССР



Советский значок для автостопщиков. Латвийская ССР

И вот вопрос: а почему этот знак такой?

Ответ прост: потому что он в точности соответствовал дорожному знаку STOP. Что за ерунда, возразите вы: ведь знак STOP же красный и восьмиугольный, а не красно-желтый и круглый!

Сейчас - да. Но 50-60 лет назад все было по-другому.

Первые дорожные знаки появились в России в 1909 году. Их тогда было всего 4 штуки. В 1927 году их стало уже 12, в 1933-м - 23. В 1949 году в Женеве 80 стран мира подписали новую конвенцию о дорожном движении и систему дорожных знаков к ней. Но СССР тогда знаки ратифицировать отказался: говорят, потому, что «иностранные» знаки путали бы советских автолюбителей, уже привыкших к своим собственным знакам (их число продолжали увеличивать). И только в 1959-м СССР подписывает новый Женевский протокол о дорожном движении и обязывается с 1961-го внедрить у себя 78 дорожных знаков европейского образца.

Среди них был и запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен»: как раз тот самый красный треугольник, вписанный в желтый круг с красной же каемкой, и словом «СТОП».



Советские дорожные знаки, внедренные в 1961 году. Слева внизу виден запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен» - предшественник будущего 8-угольного красного знака STOP



Советские дорожные знаки, внедренные в 1961 году. Слева внизу виден запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен» - предшественник будущего 8-угольного красного знака STOP



Советские дорожные знаки, внедренные в 1961 году. Слева внизу виден запрещающий знак II.18 «Проезд без остановки запрещен» - предшественник будущего 8-угольного красного знака STOP

В Европе, конечно, эти знаки были известны и раньше. Вот КПП между восточным и западным Берлином - я сделал скриншот из интересного британского шпионского детектива 1966 года «Похороны в Берлине». Фон у знака белый.



Скриншот из интересного британского шпионского детектива 1966 года «Похороны в Берлине»

В 1968 году 68 же стран подписали в Вене новую конвенцию о безопасности дорожного движения. А в 1971-м в нее внесли дополнения, и приняли знак STOP американского образца еще далекого 1924-го года: красный восьмиугольник с белыми буквами. В СССР этот новый знак появился в 1973-м, когда вступил в силу новый ГОСТ на дорожные знаки. То есть, круглый красно-желтый дорожный знак «СТОП» в виде вписанного треугольника просуществовал в Советском Союзе 12 лет.

Кстати, по крайней мере до 1973-го в СССР выпускали и значки для автостопщиков с логотипом «треугольник в круге». Как раз в это время популярность официального, «огосударствленного» движения «Автостоп» идет на спад, выпуск маршрутных книжек прекращают, так что вводить новую символику движения не пришлось.

Копия записи здесь.




историческое время

Previous post Next post
Up