(no subject)

Nov 12, 2013 16:53

В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии.
А именно - 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия.

TEACCH методика изначально представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития.

Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США.
Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.

Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей.
При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР.

На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.
Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
Имитация·
Восприятие·
Крупная моторика·
Тонкая моторика·
Координация глаз и рук·
Элементарная познавательная деятельность·
Речь·
Самообслуживание·
Социальные отношения

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти лет (диагностика проводится по Профилю психологического развития (PEP, Э.Шоплер, Р.Рейчл)).
В общем, вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра.
Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала. Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.

Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа.
Первый этап - подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах.
На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация.
Третий этап - формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний - понимание эмоций, обусловленных мнением.Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм.
Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Весь день подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Так занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол - только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т.д. Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки.
Например, для обозначения еды- карточка с тарелкой, сна - рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки.Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки.
Плюсы методики
В России в государственных учреждениях используется именно эта система, так как она наилучшим способом подготавливает ребёнка для его помещения в социальные государственные учреждения.
Например, если вы планируете отдавать ребенка в интернат.
Методика позволяет добиться управляемости ребёнка в ограниченном пространстве.
Методика последовательна, имеет широкий спектр наработок.
Методика не требует стопроцентного включения в прочесс коррекции родителей.
Методика иделально подходит для детей с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Методика подходит для организации жизни семьи ребёнка с ограниченными умственными возможностями.

Только эта система подходит для привития бытовых навыков детям с умственной отсталостью с коэффициентом умственного развития ниже 34 баллов (выраженная идиотия, тяжёлая и глубокая олигофрения, и т.п)Минусы методики.

Методика опирается на утверждение, что ребёнку необходимо создать комфортную среду обитания хотя бы в рамках дома и заведения, которое посещает ребёнок. К сожалению, ребёнок начинает себя чувствовать себя спокойно только в знакомой среде.Например, дома ребёнок, обучавшийся по ТЕАССН, пролив воду, может её спокойно вытереть, взяв личную тряпку в обусловленном месте. Но пролив воду из чашки в гостях у бабушки, ребёнок или не заметит содеянного, или впадет в истерику, так как не сможет выполнить отработанную ранее программу: пойти в ванную, взять на определённой полке определённую тряпочку, вытереть, положить на место тряпочку. В доме бабушки всё иначе - другой стол, нет привычной ванной комнаты, а в ванной иная мебель, нет персональной тряпочки в цветочек, как дома. Алгоритм выполнения нарушен, и ребёнок ведёт себя так, будто навыка вытирания пролитой воды у него нет. С одной стороны это и минус методики, но в виду того , что ребёнок всё же научается навыкам самообслуживания в "родной" среде, то его можно нивелировать, как несущественный.


В мае 2014 года в Киеве будет проходить трёхдневный семинар по TEACCH: основы структурированного обучения детей с аутизмом.

подробная информация http://www.psycon.ua/trainings-seminars/teacch-osnovy-strukturirovannogo-obucheniya

аутизм

Previous post Next post
Up