Оригинал взят у
zimcha в
Сложная тема. Про кнут.Навеяно вот этим
http://molchuny-ru.livejournal.com/114738.htmlЕсли коротко, то мама алалика нашла выход, чтобы заставить ребенка говорить - это надо брать ремень.
Я давно хотела написать. Но боялась. Потому что тема тяжелая.
Давайте я для начала скажу свою позицию в принципе.
"Кнут" есть в любой работе. Для меня не в виде ремня, конечно. Но есть система как поощрений, так и наказаний, а особенно с непростыми детьми.
Что делать, когда ребенок игнорирует любой подход и заниматься с ним не получается?
Ну вот никак?
Система АВА работает на методе поощрений. Но чем сильнее аутизм у ребенка, тем сложнее не только найти эти поощрения вначале, а вообще вывести ребенка на то, что ты хочешь от него добится. Можно прыгать вокруг него с его любимыми забавами, но как только ты пытаешься, чтобы он сделал что-то - он отвергает любое поощрение вообще и уходит в игнор.
Я видела, как дети уползали, орали, писались даже при малейшей попытке к ним приблизится, не то, чтобы от них вообще что-то добиться в плане взаимодействия.
Большинство аутиков в мгновение ока просекают, что раз им дают что-то хорошее, то им прийдется и за это что-то делать. Либо играют, пока от них не пробуешь добится того, чего они не хотят вообще в принципе. Например, у аутика - повторить движение по просьбе. Они привыкли жить в своей системе координат и вытянуть их оттуда ох как порой сложно...
Есть такая вещь в АВА, называется интервенция. Дам очень конкретный пример на аутике.
Например, ты говоришь "Сделай так" и кладешь руку на стол. Ребенок, у которого никогда ничего не требовали, падает, орет, бьется головой об пол,некоторые дети умудряются вызвать у себя даже рвоту. Это - протест. От того, что ты в принципе хочешь от него чего-то. При этом до этого ты делал с ним, как играл - не имеет значения. Ты влез на его территорию, на которой он делает только то, что хочет и как хочет.
Так вот, сидит терапистка в полном шоке перед орущим и лупящим своими членами по всему подряд мальчиком и думает, и что же ей теперь делать?
Интервенция - это когда ты добиваешься НЕсиловым методом того, чего хочешь. Чего бы это не стоило.
Сначала ребенка садят так, чтобы он минимально себя травмировал. Лучше всего на пол, в угол. Дальше расскажу на примере одного движения, например, рука - на стол или на пол.
"Делай так" - кладешь руку на стол сам и мягким движением берешь его руку и кладешь на стол. Сопротивляется, значит, просто берешь его руку и даешь только направление, куда класть. Потом хвалишь. И снова говоришь "Делай так" и снова показываешь и снова даешь направление или кладешь его руку на стол.
Это может длиться, когда ребенка только обучают вначале, иногда до 4-5 часов, как мне говорила супервайзор. Без перерыва. Пока не сделает один раз, САМ.
И тогда - хвалим и играем, всеми силами показывая, что это - цель.
У Ильи максимум был 2 часа. Главное - не сорваться самому, не влупить, не убить его, и не пожалеть себя и все бросить нахрен. Очень сложно. У меня сердце потом болело две недели. Правда. Но либо я. Либо он.
"Делай так" - показываем - берем -хвалим, "делай так" - показываем - берем -хвалим, "делай так"... Пока не скажешь и он не сделает.
Реакция ребенка может быть сильнейшая, куда там ремням. Протест всеми силами, потом апатия, потом агрессия, потом жалобное, потом снова апатия, снова агрессия. Здесь война. Или он сделает это движение и получит игру, поощрение и что любит. Либо... а другого не дано. Потому что на этой войне либо ты победишь, либо ты сделаешь жизнь мягкой комнатой психушки.
Сразу скажу, что вот это перемалывание длится всего несколько раз максимум. Потом ребенок осознает, что проще сделать и получить массу удовольствия, чем орать и сопротивлятся.
Дальше работает уже АВА вчистую. А АВА - это хвалить и поощрять и давать то, что нравится, вплетая в занятия. Ребенок быстро влюбляется в терапистов, потому что это интересно, это увлекательно, это то, что он может. Интервенции потом практически не нужны.
У нас редко приходится повторять интервенцую через месяц после введения нового тераписта. Потому что поначалу Илья пробует рамки с новым человеком, потом их пытается раздвинуть (типа хочу сделать меньше за большее поощрение), а потом тупо идет в отказ, чтобы проверить на испуг. Он вдруг, в один день ложится на пол и уходит в игнор на все просьбы новой терапистки. Он смотрит - сдастся она или нет. И тогда снова "сделай так" -крик и сопротивление - "сделай так"... Обычно минут 30-40. Сделал - все, ангел с этого дня и до последнего, сколько она у нас работает.
Меня все спрашивают, а не ломаем мы его и может ли его потом другой человек заставить сделать, что он хочет. Хрен. Илью заставить, если он чего-то не хочет, другому человеку крайне сложно. Он сохраняет свое мнение всегда и везде. Но что мне нравится, он принимает объяснения и если он считает их разумными, то с ним можно договорится.
Для чего я это все написала?
Потому что есть НЕфизические методы воздействия, даже тогда, когда ребенок не принимает никакие уговоры или подкупы. Кроме того, физический метод - это только страх, ничего больше. Если же мы сумеем добится и поощрить, а потом ехать и ехать на поощрении - это другая сторона медали.
И еще. Я знаю, что кто-то обязательно скажет, а я вот, мол, никогда не заставлял, а только поощрял и все работало зашибись. Бывают такие дети, конечно. Я Матвея даже не думала никогда таким образом что-то заставлять делать, потому что всегда можно было найти то, на что его зацепить. Он с удовольствием будет делать все, что скажешь, если найдешь игровой подход. Потому что он сам хочет контакта.
Но вот к аутистам, к аутистам, которые не хотят взаимодействовать, которые отвергают любое вмешательство, я, если честно, не видела лучше метода. А тем более в рамках АВА.
Всё. Теперь ругайте.