Венгерская "штурмгаубица"

Dec 11, 2020 19:14





Немецкое штурмовое орудие StuG III послужило «источником вдохновения» для военных целого ряда стран. Среди них была и Венгрия, чьей армии остро требовалась боевая машина поддержки с вооружением, более мощным, чем 20-мм и 40-мм пушечки танков «Толди» и «Туран». Опираясь на немецкий опыт, венгерские конструкторы создали собственную штурмовую САУ, получившую название «Зриньи».

К моменту вступления во Вторую мировую войну Венгрия располагала весьма скромным парком бронетехники. Купленные в Италии танкетки CV.33 и CV.35 имели практически нулевую боевую ценность. Техника собственного производства - лёгкие танки 38М «Толди» и бронеавтомобили 39М «Чаба» - была получше. Однако, во-первых, венгерской бронетехники было мало, а, во-вторых, основным вооружением и танков, и бронемашин являлась 20-мм пушка, по сути - противотанковое ружьё. Она позволяла бороться с легкобронированными целями, но была бессильна против полевых укреплений и стен. В полной мере этот недостаток проявился во время операции «Барбаросса», в которой участвовало лучшее соединение венгерской армии - 1-й Подвижный корпус.

«Давайте сделаем штурмовое орудие!»



В июне 1942 года капитан Йожеф Баранкаи по указанию Министерства обороны подготовил рапорт, обосновывавший необходимость формирования частей штурмовой артиллерии. Документ лёг на стол начальника Департамента снабжения генерал-лейтенанта Арпада Денк-Дорошлаи, отнёсшегося к нему со всем вниманием. В августе он направил письмо ведущему производителю венгерской бронетехники - фирме «Манфред Вейсс» - с предложением разработать собственную штурмовую самоходку, вооружённую 105-мм гаубицей. Предпосылки для этого имелись - в Венгрии налаживалось производство среднего танка «Туран», созданного на основе проекта «Шкода» Т-21 и вполне годившегося на роль шасси для САУ, а фирма DIMAVAG производила 105-мм буксируемые гаубицы 40М. Оставалось только соединить эти составляющие. Главный конструктор фирмы Эрно Ковачгази в краткие сроки подготовил эскизный проект, весьма напоминавший StuG III.

В октябре 1942 года проект САУ представили Миклошу Хорти. Регенту проект понравился, чего нельзя было сказать о генеральном инспекторе танковых войск генерал-лейтенанте Йено Майоре. Оказывается, Майор даже не подозревал о разработке штурмового орудия, хотя именно он отвечал за производство танков «Туран»! Дело в том, что штурмовое орудие разрабатывалось по заказу Департамента артиллерии, а его руководство не сочло нужным поставить в известность танкистов. Разгорелся скандал. Майор наотрез отказывался выделять для производства САУ броневую сталь марки «Аякс», производимую концерном MAVAG и являвшуюся большим дефицитом ввиду применения импортных легирующих элементов.

Вторым камнем преткновения стал вопрос подготовки экипажей для штурмовых орудий. Конечно, их можно было одеть в артиллерийские мундиры, но вот обучать всё-таки требовалось в школах танкистов. Но генерал-лейтенант Майор высказался против этого, ссылаясь на загруженность последних подготовкой кадров для 1-й и 2-й танковых дивизий. И если лимиты на броневую сталь в итоге были выделены, то подготовку экипажей САУ артиллеристам пришлось организовать в собственной школе в Хаймаскере, а также в Германии.



See more: https://warspot.ru/18490-vengerskaya-shturmgaubitsa

105мм, САУ, сау, ВМВ, Вторая мировая, самоходная, Венгрия

Previous post Next post
Up