Дуэт образца 1937 года

Nov 29, 2020 10:02





В довоенные годы параллельно с производством 83,5-мм зенитных орудий vz. 22 для чехословацкой армии концерн «Шкода» развивал конструкции зениток меньших калибров, предназначавшихся для экспорта. Когда Министерству национальной обороны Чехословакии потребовались новые средства ПВО, более подвижные, чем громоздкие «телеги» vz. 22, промышленность уже имела соответствующие наработки. В 1937 году на вооружение чехословацкой армии приняли зенитные орудия vz. 37 калибров 75 и 76,5 мм. Несмотря на столь малую разницу в калибрах, они существенно отличались по своим характеристикам и имели разное предназначение.

В 20-е годы концерн «Шкода» разработал несколько проектов зенитных орудий калибров 66, 75 и 76,5 мм, воплотив их в прототипах. За развитием этих орудий пристально наблюдало военное ведомство Чехословакии, получившее уникальную возможность сравнить характеристики различных зениток, не потратив ни одной кроны казённых денег - разработка велась за средства «Шкоды».

В поисках лёгкой зенитки



Чехословацкая армия не была полностью удовлетворена характеристиками только что принятого на вооружение и находившегося в производстве орудия vz. 22 - массогабаритные характеристики этой зенитки исключали её применение для прикрытия полевых войск. Армии требовалось более лёгкое орудие. В пользу подвижности военные соглашались пожертвовать баллистическими характеристиками. Поначалу они обратили внимание на 66-мм зенитку, однако её параметры сочли недостаточными. Специалисты «Шкоды» предложили компромисс, наложив новый ствол калибра 76,5 мм на лафет 66-мм орудия, но последний оказался слишком слабым. Стало ясно, что требуется разработать новый лафет.

В ноябре 1928 года состоялось совещание с участием представителей Военно-технического управления и командиров зенитных дивизионов и полков, определившее дальнейший путь развития зенитной артиллерии. Одним из его итогов стало решение о необходимости моторизации частей зенитной артиллерии, предназначавшихся для ПВО полевых войск. Это позволило поднять лимит массы орудия с 2800 кг (верхний предел для конной тяги) до 4000 кг. Новая пушка должна была иметь калибр 76,5 мм и обеспечивать 8-кг снаряду начальную скорость 800 м/с. «Шкода» уже имела в своём портфеле орудия с подобными характеристиками, поставлявшиеся Аргентине и Югославии.

В марте 1930 года Министерство национальной обороны подготовило подробные тактико-технические требования к новой зенитке. Предполагалось, что масса орудия не превысит 4400 кг, и его можно будет буксировать механической тягой со скоростью не менее 20 км/ч. Однако заказчик упорно настаивал на сохранении возможности ведения огня прямо с повозки - без отделения колёсных ходов. Пльзеньским инженерам потребовалось немало времени и нервов, чтобы доказать военным невозможность удовлетворения этого требования при сохранении заявленных баллистических и массогабаритных характеристик орудия. В итоге заказчик согласился с доводами конструкторов, отказавшись от возможности ведения огня «с колёс». В то же время, военные конкретизировали требования к пушке, потребовав применить лейнированный ствол с дульным тормозом, полуавтоматический затвор и обеспечить возможность ведения огня по данным внешнего целеуказания.

Хотите знать, чем всё закончилось - см. здесь: https://warspot.ru/18451-duet-obraztsa-1937-goda

Чехословакия, ВМВ, 1930-е, зенитное, зенитная артиллерия, зенитная, 75мм, Вторая мировая

Previous post Next post
Up