"Пушка на телеге"

Nov 21, 2020 13:10





Орудие vz. 22, являвшееся основной зениткой чехословацкой армии в межвоенный период, сочетало в себе отличные баллистические характеристики с громоздким архаичным лафетом. Задуманное как мобильное средство, оно, всё же больше годилось для прикрытия стационарных объектов. В этом качестве пушка vz. 22 применялась чехословацкими вооружёнными силами, а позже - люфтваффе и армией Словакии.

В начале 20-х годов армия Чехословакии располагала весьма скромным парком зенитных орудий. В их число входили четыре 8-см пушки vz. 5/8 (переделка в зенитку полевого орудия М 5/8), а также двадцать 9-см орудий vz. 12/20. Последние имели весьма неплохую баллистику, но не годились для прикрытия полевых войск, представляя собой полустационарные системы.

Разработка и производство

Чехословацкая военная промышленность в лице концерна «Шкода», в годы Первой мировой войны являвшегося основным производителем зениток для австро-венгерской армии и флота, вполне могла удовлетворить потребности собственных вооружённых сил. Уже в 1919 году появились проекты новых зенитных орудий калибров 76,5 и 83,5 мм. Первый из них развился в зенитку vz. 18/19, выпускавшуюся серийно, но только на экспорт: в 1921 году четыре орудия приобрела Швеция, два года спустя ещё шестнадцать пушек поставили в Испанию; кроме того, одна зенитка была куплена для испытаний Францией.



Почему же новая зенитка не «соблазнила» чехословацких военных? Дело в том, что пушка vz. 18/19, равно, как и не выпускавшаяся серийно 83,5-мм зенитка, проектировались под конную тягу. Поэтому их масса в походном положении не должна была превышать 2800 кг - предела для шестиконной упряжки. Как следствие, конструкторам пришлось ограничить длину ствола и массу метательного заряда (последнее уменьшало силу отдачи, позволяя облегчить лафет). При этом чехословацкое Министерство национальной обороны хотело получить орудие мощное, но в то же время подвижное, способное прикрывать не только стационарные объекты, но и служить средством ПВО на уровне пехотных дивизий. Поэтому от нового орудия требовалось минимальное время перевода из походного положения в боевое и обратно. Зенитка должна была вести огонь прямо с повозки, без отделения колёсных ходов.

Конструкторы «Шкоды» прекрасно справились с поставленной задачей. 83,5-мм орудие со стволом длиной 55 калибров сообщало 10-кг снаряду начальную скорость 800 м/с. Досягаемость по высоте составляла 11 000 м, что с лихвой перекрывало потолок боевых самолётов 20-х годов. Правда, с учётом резко возросшей силы отдачи и требования ведения огня с повозки последнюю пришлось сделать очень массивной. Таким образом, масса орудия достигла почти 9 т. Естественно, о конной тяге не могло быть и речи, зенитка проектировалась под механическую тягу и транспортировалась колёсным тягачом «Шкода» Z.

See more: https://warspot.ru/9627-pushka-na-telege

вмв, Чехословакия, ВМВ, 1920-е, 1930-е, зенитное, зенитная артиллерия, Германия, зенитная, Вторая мировая

Previous post Next post
Up