Все 12-дюймовки современной России.

Aug 20, 2020 20:35

В морской артиллерии калибр 305 мм (12 дюймов) - особенный. Это первый т.н. "линкорный" калибр. Нет, конечно, были (и успешно воевали) броненосцы и линкоры с меньшим главным калибром. Но всё-таки настоящий, полноценный, без оговорок, линкор должен иметь пушки калибром 12 дюймов или более.


Последним 305 мм орудием, созданным в России, было 52-калиберное Обуховского завода, принятое на вооружение в 1907г. Предназначалось оно в первую очередь для вооружения линкоров типа "Севастополь"/ "Императрица Мария", а также для использования в береговой обороне. К настоящему времени в России осталось 16 таких орудий в 8 установках - по две трехоорудийные башни на береговых батареях в Севастополе и Владивостоке, 3 железнодорожных транспортера ТМ-3-12 (в Москве, Санкт-Петербурге и на форту Красная Горка), и еще одно на береговом станке на Ржевском артиллерийском полигоне. Также имеется не менее 10 запасных стволов к ним.


305-мм/52 клб. орудие Обуховского завода было очень удачной артсистемой. Мощное, надежное, с большой дальностью стрельбы и отличными показателями бронепробиваемости. Дальность стрельбы 471-кг снарядом обр.1911г составляла 24 - 28 км (124-156 каб.; в зависимости от конструкции установки, типа снаряда и заряда), а дальнобойный фугасный снаряд обр.1928г с усиленно-боевым зарядом мог улететь аж на 40 км. Скорострельность - 2-3 выстрела в минуту.

1. Батарея №30 (Севастополь).



Сооружение бронебашенных береговых батарей близ Севастополя началось в 1913г. Каждая из двух батарей вооружалась 4 12"/52 орудиями в двух башнях МБ-2-12. Из-за грянувшей вскоре революции и Гражданской войны строительство остановилось и обе батареи были введены в строй уже в советское время (в 1929г - 35-я, в 1934г - 30-я). Батареи активно участвовали в обороне Севастополя в 1941-42гг и были уничтожены в конце его осады.



После войны 30-я батарея была восстановлена. Для этого были использованы трехорудийные 1-я и 4-я башни с линкора "Михаил Фрунзе" (быв. "Полтава"), поврежденного пожаром в 1919г и так и не восстановленного. Башни были существенно модифицированы и получили обозначение МБ-3-12-ФМ (в частности, угол возвышения орудий увеличен с 25 до 40 град). Новое обозначение - 459-й башенный дивизион. Батарея была официально расформирована только в 1997г, однако и поныне считается находящейся на консервации. Свободного доступа на батарею нет, однако время от времени (весьма редко) организуются экскурсии.


Номера орудий в башнях: 17, 30, 38, 85, 165, 180. Также в арсенале имеются 3 запасных ствола: № 26, 27, 36.

2. Батарея №981 им. Ворошилова на острове Русский близ Владивостока.



Возведенная в 1931-34гг, это единственная 305-мм башенная батарея, полностью спроектированная и построенная в советское время. Для вооружения батареи использованы башенные установки (2-я и 3-я) линкора "Михаил Фрунзе" (с того же, с которого впоследствии сняли 1-ю и 4-ю для 30-й батареи).


(фото отсюда )

Батарея состоит из двух орудийных блоков, расположенных в 200 метрах друг от друга и соединенных потерной, проложенной на глубине 25 метров, где расположена также силовая станция и прочие вспомогательные помещения.



Башенные установки МБ-3-12 также были модифицированы перед установкой на батарею (в частности, серьезно усилено бронирование); Масса вращающейся части башни - 900 т; Углы вертикального наведения: -3/+25 град; По горизонтали обстрел круговой; Скорость наведения: по горизонту - 5 град/с, по вертикали - 7,5 град/с; Бронирование: стенки - 305 мм, крыша - 203 мм; Макс.дальность стрельбы - 34,5 км. Расчет башни - 75 человек; (у башен на севастопольской батарее №30 угол возвышения был увеличен до +40 град, а вот бронирование лба и стенок осталось прежним - 203 мм, крыша - 175 мм).



Номера орудий в башнях: в 1-й - 73, 93, 133; во 2-й - 54, 58, 59;



Также на батарее имеется полный комплект (6 шт) запасных стволов: № 20, 60, 83, 92, 160, 161








(Подробнее о Ворошиловской батарее здесь)

3. Железнодорожные транспортеры ТМ-3-12
"Транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов". 3 таких установки были построены в СССР в 1938-39гг и предназначались для использования в системе береговой обороны. 305-мм/52 клб. орудия были взяты с затонувшего в годы ПМВ в Севастополе линкора "Императрица Мария".


(ТМ-3-12 на форту Красная Горка)

В составе 9-й отдельной железнодорожной батареи установки участвовали в советско-финской войне, а в начале ВОВ находились на полуострове Ханко, где их и пришлось бросить при оставлении базы в декабре 1941г, предварительно выведя из строя. Финнам удалось их восстановить, использовав орудия с систершипа ""Императрицы Марии" - линкора "Александр III", в 1920г под именем "Генерал Алексеев" уведенного белогвардейцами в Бизерту. Орудия с него достались французам, которые в 1940г передали 8 из них финнам. После капитуляции Финляндии транспортеры были переданы снова Советскому Союзу (судьба некоторых пушек порой бывает очень причудливой !).



Все три ТМ-3-12 сохранились до наших дней.

Одна - в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге (ствол № 129):



Другая - на форту Красная Горка, на южном берегу Финского залива (ствол № 86):



К сожалению, у этого орудия отсутствует затвор.



Но, если что, запасной затвор есть в Центральном военно-морском музее:



Третья установка ТМ-3-12 находится в Москве, в музее на Поклонной горе (ствол № 127):



Тут же рядом лежит запасной ствол (№ 66):


У ствола стоит полубронебойный снаряд обр.1911г (масса 471 кг, масса взрывчатки 61 кг, длина 1,53 м).

Орудие смонтировано на главной балке, которая каждым концом опирается на две 4-осные тележки (т.е всего в транспортере 16 осей).



Сверху видна система подачи снарядов:



Огонь, в принципе, можно было вести и "с колес", но штатным был способ, когда транспортер заезжал на специально оборудованную позицию, специальной пятой опирался на бетонное основание, а тележки выкатывались из-под главной балки. Таким образом, установка, вращаясь на круговом погоне бетонного основания, могла вести круговой обстрел.


Центральная опора видна внизу, под главной балкой. Справа стоят бронебойный и полубронебойный снаряды обр.1911г.

Масса всей установки - до 370 т. Дальность стрельбы - до 30 км. Масса бронебойного снаряда - 471 кг, фугасного - 314 кг. Скорострельность - 2 выстр/мин.



4. Ну и последнее 305-мм/52 клб. орудие, со стволом №89, на специальном полигонном станке стоит на Ржевском артиллерийском полигоне под Петербургом:


(фото с сайта "Национальная оборона").

Выстрел к 305-мм/52 клб. орудию состоит из снаряда и двух полузарядов:


Полузаряды бывают уменьшенные (36.2 кг), боевые (66 кг) и усиленные (76 кг).

Виды снарядов и их характеристики:



Практические (учебные) снаряды обр.1911г (m=471 кг., размерами и весом соответствуют бронебойному снаряду) в приспособлениях для транспортировки, полузаряд в пенале, дальнобойный снаряд обр.1928г:

,


Кроме вышеописанных "морских" 305-мм/52-клб орудий в России есть две "сухопутные" 12-дюймовки: гаубицы обр.1915г. и обр.1939г Бр-18. Обе они находятся в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге:

305-мм гаубица обр. 1915г. Выпускались на Обуховском з-де в 1915-17гг. Изготовлено не менее 37 ед. Участвовали в Первой мировой (12 шт. потеряно) и Великой Отечественной войнах. В годы ВОВ 20 гаубиц входили в состав 281-го гаубичного артиллерийского полка особой мощности РГК, состоявшего из 5 дивизионов (322, 328, 329, 330, 331), которые в ходе войны действовали как самостоятельные части. Участвовали в боях на Ленинградском фронте, под Нарвой, Кёнигсбергом и др. местах. Еще 4 орудия служили на Дальнем Востоке (295-й Отдельный Артиллерийский Гаубичный дивизион большой мощности) и участвовали в войне в Японией.
Данное орудие (№2) - единственное сохранившееся. Согласно каталогу музея "за период с 25 июля 1944 г. по 9 апреля 1945 г. из гаубицы произведено 125 выстрелов".



Масса - 64 т; дальность 13,5 км; длина ствола 20 калибров; масса снаряда 377 кг; углы: ВН - +58 град, ГН - 60 град; 1 выстрел в 3 минуты;
Для транспортировки разбиралось на 3 основные части. На позиции устанавливалось на основание из брёвен.









305-мм гаубица обр.1939г Бр-18. Разработана на основе документации фирмы "Шкода". В 1940г изготовлено всего 3 ед.



Масса в боевом положении - 45,7 т; дальность 16,5 км; длина ствола 22 калибра; масса снаряда 330 кг; углы: ВН - +70 град, ГН - 90 град; 1 выстрел в 3 минуты. Лафет такой же, как у 210-мм пушки БР-17 (стоит рядом).



Нумерация стволов взята из статьи: Н.В. Гаврилкин "Создание русского 12-дюймового орудия в 52 калибра длиной". Альманах Цитадель №25, СПб, 2019.

крупнокалиберное, железнодорожная артиллерия, Россия, береговая артиллерия

Previous post Next post
Up