15 cm schweres Infanteriegeschütz 33 (sIG 33)

Jul 06, 2020 12:29





К началу Второй мировой во многих армиях мира место основного средства поддержки пехоты на уровне роты и батальона прочно заняли минометы. Что же касается полкового звена, то здесь довольно широко использовались пехотные орудия. В большинстве случаев военные предпочитали обходиться одним образцом - например, в РККА им стала 76-мм полковая пушка образца 1927 года. Немецкие же военные сочли, что этого недостаточно, и на вооружение пехотных полков вермахта стали поступать два типа орудий - вполне заурядная 75-мм пушка leIG 18 и 150-мм орудие sIG 33, аналогов которому не было ни в одной другой армии.

Позиционный характер боевых действий Первой мировой войны привел к появлению целого класса пехотной (траншейной) артиллерии, представленной различными орудиями и минометами. В кайзеровской армии для этих целей поначалу применялись тяжелые и средние минометы калибров 250 и 170 мм, но вскоре появились и более легкие 76-мм минометы - в сентябре 1916 года в германской армии насчитывалось уже 1345 таких систем. Общим недостатком всех минометов была малая мобильность - они больше годились для обороны, чем для наступления. В то же время, задача уничтожения пулеметных гнезд - этого «бича Божьего» для пехоты - являлась куда более актуальной именно при наступательных действиях. К 1918 году в Германии были разработаны несколько образцов легких пехотных орудий, но ни один из них не успели принять на вооружение.



Согласно Версальскому договору германской армии запрещалось иметь на вооружении пехотные орудия - в частях остались лишь минометы. Каждый пехотный полк рейхсвера получил минометную роту в составе трех взводов легких минометов (в общей сложности шесть 7,6 cm leichte Minenwerfer neuer Art - легких минометов нового образца) и одного - средних (два 17 cm Mittlere Minenwerfer neuer Art - средних минометов нового образца). С другой стороны, Версальский договор разрешил сохранить шесть оружейных конструкторских бюро (в том числе, концернов «Крупп» и «Рейнметалл»), что позволило продолжить разработку перспективных образцов пехотных орудий.

На страницах специализированной прессы в Веймарской республике активно обсуждались тактические вопросы применения таких систем и технические требования к ним. Поначалу весьма привлекательной казалась идея универсального орудия, способного поражать как подвижные бронецели, так и стационарные укрытия. Но противотанковое амплуа требовало высокой начальной скорости снаряда, а, следовательно, и довольно длинного ствола, что затрудняло ведение навесного огня. В конце концов, немцы решили пойти по пути специализации, создавая противотанковые и пехотные орудия вместо универсальных систем.

В 1927 году на вооружение рейхсвера приняли легкое пехотное орудие 7,5 cm leichte Infanteriegeschütz 18 (leIG18). В то же время в конструкторском бюро концерна «Рейнметалл» разработали тяжелое 150-мм пехотное орудие - в течение нескольких лет эта система не могла завоевать доверие военных, считавших её слишком тяжелой для полкового звена. Система могла так и кануть в небытие, если бы не советский заказ - 28 августа 1930 года с фирмой «Бютаст» (подставной конторой концерна «Рейнметалл») был заключен договор о поставке восьми 150-мм мортир (так классифицировались эти орудия в СССР), переделанных под калибр 152,4 мм, и помощи в налаживании лицензионного производства. Орудие приняли на вооружение Красной армии под обозначением «152-мм мортира обр. 1931 года», в документах оно часто фигурировало как «НМ» («немецкая мортира»). В 1932-1935 годах Путиловский завод выпустил небольшую партию этих орудий, всего же на вооружении Красной армии состояло 105 единиц «НМ» (с учетом поставленных из Германии). Интересно, что в соответствии с системой артиллерийского вооружения РККА 152-мм мортира относилась не к полковой, а к дивизионной артиллерии.

Признание, полученное тяжелым пехотным орудием за рубежом, подтолкнуло немецкое военно-политическое руководство к принятию его на вооружение. В 1933 году на вооружении рейхсвера появилось 15 cm schweres Infanteriegeschütz 33 (sIG 33) - 15-см тяжелое пехотное орудие образца 1933 года.

Конструкция

Орудие sIG 33 имело весьма консервативную конструкцию. Ствол калибром 149,1 мм и длиной 1700 мм (11,4 калибра) состоял из трубы-моноблока и казенника, надетого на казенную часть трубы и укрепленного соединительной гайкой. Дульный тормоз у орудия отсутствовал, затвор - клиновой горизонтальный. Число нарезов - 44, крутизна (постоянная) - 22,4 калибра.

Двумя захватами ствол соединялся с люлькой корытного типа, в которой размещались неподвижные противооткатные устройства: слева - гидравлический тормоз отката веретенного типа; справа - гидропневматический накатник, состоявший из двух цилиндров, расположенных один над другим в общей обойме. Уравновешивающий механизм - пружинный, толкающего типа, расположенный по бокам в виде двух колонок. Подъемный механизм - секторного типа. При горизонтальном наведении лобовая часть станка скользила по боевой оси. Орудие комплектовалось прицелом Z.E.34.

Колеса лафета - алюминиевые литые с железными шинами и резиновыми бандажами (для мехтяги) либо без них (для конной тяги). Лафет имел торсионное подрессоривание, что позволяло буксировать орудие мехтягой со скоростью 35-40 км/ч. В походном положении в варианте для мехтяги орудие весило 1825 кг, в варианте для конной тяги - 1700 кг. Естественно, для маневрирования на поле боя было желательно облегчить артсистему, поэтому в конце 30-х годов немцы попытались заменить сталь в конструкции лафета легкими сплавами, и массу орудия удалось уменьшить на полтора центнера. Впрочем, до начала Второй мировой войны успели изготовить очень немного облегченных лафетов, а затем ввиду дефицита легких металлов вновь вернулись к стальным. Расчет sIG 33 состоял из семи человек.



See more: https://warspot.ru/9597-krupnyy-kalibr-v-pomosch-pehote

вмв, ВМВ, 1930-е, пехотные орудия, Германия, Вторая мировая, пехотное, 150мм

Previous post Next post
Up