Первые попытки создания новых образцов для горной артиллерии в межвоенной Германии относятся ещё к 1926 году. Именно тогда Управление вооружений обратилось к фирмам «Крупп» и «Рейнметалл» с запросом на проектирование 75-мм горной пушки и 105-мм горной гаубицы. Проекты «Круппа» остались на бумаге, а «Рейнметалл» изготовил прототипы и заморозил дальнейшие работы. Лишь через девять лет, после прихода к власти нацистов, разработки горной артиллерии вновь активизировались.
В 1935 году Управление вооружений сформулировало требования к новой 75-мм горной пушке. Заказ на создание такого орудия передали концерну «Рейнметалл», уже имевшему в своём «портфеле» соответствующие наработки. Проектирование велось под шифром «Грюневальд» и заняло около двух лет. На рубеже 1937/1938 годов был готов прототип, и после цикла испытаний пушку приняли на вооружение под обозначением 7,5 cm Gebirgsgeschütz 36 (сокращённо - GebG 36). Характерно, что в официальном наименовании вместо слова Kanone («пушка») использовали термин Geschütz («орудие»). Дело в том, что имея угол возвышения +70°, новая артистема была не «чистой» пушкой, а, скорее, пушкой-гаубицей.
Особенности конструкции
Орудие GebG 36 имело ствол-моноблок с 28 нарезами постоянной крутизны. На срезе ствола установлен дульный тормоз (у орудий ранних серий - с 28 симметричными щелями двух разных ширин, у более поздних - с 48 круглыми отверстиями). Но даже наличие мощного дульного тормоза не спасало лёгкую пушку: при стрельбе полным зарядом на углах возвышения менее 15° она отскакивала назад на 1,5 м. По этой причине стрельба таким зарядом на малых углах возвышения не рекомендовалась. Затвор - клиновой горизонтальный, необычно массивный (он играл роль противовеса). Спусковой механизм взводился при закрывании затвора и снабжался двухпозиционным поворотным предохранителем. Спуск производился при помощи шнура.
В люльке под стволом размещены противооткатные приспособления - гидропневматический накатник, пружинный тормоз отката, а также механизм регулирования длины отката (от 600 до 750 мм). В целях экономии веса от щита отказались, но часть орудий GebG 36, предназначенных для парашютных частей, снабжалась небольшим щитом. Лафет имел раздвижные коробчатые станины, что позволило существенно увеличить угол горизонтальной наводки. Станины снабжались съёмными сошниками (на больших углах возвышения допускалась стрельба без сошников). Колёса орудий ранних выпусков имели смешанную конструкцию (ступицы и ободья стальные, спицы - из древесины твёрдых пород). Позже перешли на цельнометаллические штампованные колёса из алюминиевого сплава. В обоих случаях применялись сплошные резиновые шины.
При разработке орудия учли опыт использования артиллерии в горах. Поскольку немецким горным стрелкам часто приходилось вести бои на снежных или ледяных покровах, лафет пушки мог устанавливаться на широкие полозья (лыжи). Причём на полозьях орудие могло как вести огонь, так и транспортироваться по заснеженной местности. Все рукоятки, замки и крепёжные болты, предназначенные для разборки орудия на части, имели увеличенные размеры для облегчения манипуляций с ними в рукавицах.
Орудие GebG 36 отличалось небольшими габаритами - его высота (при стволе, находящемся на небольшом угле возвышения) составляла всего 124 см. Масса в боевом положении составляла 715 кг - на 85 кг больше, чем у
GebК 15. Дальность стрельбы новой горной пушки достигала 9250 м (у её предшественницы - всего 6650 м).
Для транспортировки вьючным транспортом GebG 36 разбиралась на восемь частей. Но такой способ транспортировки считался резервным и применялся лишь в труднопроходимой горной местности. Основной же являлась возка конной тягой (двумя лошадьми, запряжёнными цугом). В качестве передка применялась доработанная пехотная тележка Infanteriekarren 8, на которой перевозился первоочередной боекомплект и ранцы расчёта, состоявшего из восьми человек. Предпринимались и попытки применить мехтягу - для горных частей специально разрабатывался «полугусеничный мотоцикл» (Kettenkrad) Sd.Kfz. 2 (помимо водителя он мог перевозить лишь двух бойцов расчёта). Опробовали и гусеничный тягач Raupenschlepper Ost - сначала стандартный RSO/3, позже - специальный горный RSG, отличавшийся пониженным центром тяжести. В обоих случаях орудие GebG 36 перевозилось на грузовой платформе тягача, причём с RSG оно могло вести огонь. Впрочем, в войсках такое решение не нашло применения.
Стоит сказать несколько слов и о производственных параметрах орудия GebG 36. Трудоёмкость его изготовления составляла 4000 человеко-часов, стоимость - 17 000 рейхсмарок. Для сравнения: для 105-мм гаубицы
leFH 18 эти параметры составляли 3200 человеко-часов и 16 400 рейхсмарок.
See more:
https://warspot.ru/12499-gornaya-pushka-novogo-pokoleniya