К началу Второй мировой войны основным противотанковым средством итальянской армии была 47-мм пушка Cannone da 47/32 mod. 35, выпускавшаяся фирмой «Бреда» по лицензии австрийской фирмы «Бёлер». Вполне годившаяся для борьбы с лёгкими танками, она оказалась бессильной против боевых машин с противоснарядным бронированием, с которыми итальянцам пришлось столкнуться на Восточном фронте. Армии срочно потребовалось более мощное противотанковое средство.
В июле-августе 1941 года итальянский экспедиционный корпус прибыл на советско-германский фронт. Хотя немцы и их союзники в то время успешно наступали, в ряде боевых эпизодов итальянцам пришлось пережить неприятные минуты: столкновения с советскими танками
Т-34 и КВ показали, что итальянские 47-мм пушки не могут эффективно бороться против этих машин. Их толстая для своего времени броня, к тому же установленная под рациональными углами наклона, не пробивалась снарядами итальянских пушек, как, впрочем, и большинства немецких противотанковых орудий.
Рецепт решения проблемы был «подсмотрен» у немцев, успешно использовавших в качестве противотанкового средства мощные
88-мм зенитки Flak 18. Итальянцы располагали аналогичным орудием - 90-мм зениткой Cannone da 90/53 mod. 1939. Применению этого орудия в качестве противотанкового не способствовали его массогабаритные характеристики (в походном положении Cannone da 90/53 весила почти 9 т), поэтому логичной представлялась идея установки 90-мм пушки на самоходное шасси.
Конструкция
Ввиду общей отсталости итальянского танкостроения разработка специального шасси не принималась во внимание - следовало использовать то, что было под рукой. Единственным подходящим вариантом был средний танк
М13/40. Уже в ноябре 1941 года изготовили полномасштабный деревянный макет противотанковой самоходки на таком шасси. В течение следующего месяца проект дорабатывался с учётом пожеланий военных, а в январе 1942 года его пришлось основательно переделать: теперь САУ должна была базироваться на модифицированном шасси танка М14/41, получившем обозначение М41М.
При переделке под установку 90-мм пушки шасси среднего танка удлинили на 17 см, а также основательно перекомпоновали. Отделение управления осталось в передней части корпуса, двигатель перенесли в среднюю часть, а боевое отделение - в корму. 90-мм пушка размещалась в кормовой части машины на поворотной установке, обеспечивавшей неплохой горизонтальный обстрел - 80°. Диапазон углов вертикальной наводки составлял от −5° до +24° - этого противотанковой самоходке вполне хватало. Орудие и расчёт спереди и частично с боков прикрывал бронированный щит толщиной 14 мм.
В целом самоходка, получившая наименование Semovente M41M da 90/53, получилась довольно компактной: её высота составляла 2,15 м (на 22 см ниже, чем базового танка), а смещение длинноствольного орудия в корму позволило уменьшить общую длину машины - пушка не выступала за габариты корпуса. С другой стороны, по сравнению с базовым танком существенно усложнились доступ к двигателю и его обслуживание.
Небольшие габариты машины вынудили конструкторов ограничить возимый боекомплект всего восемью (по другим данным - шестью) снарядами. Более того, в походном положении в самоходке размещалось лишь два члена экипажа: механик-водитель и командир (в отделении управления). Поэтому «в комплекте» с самоходкой шёл транспортёр боеприпасов Transporto Munizioni L40, созданный путём переделки лёгкой противотанковой САУ
Semovente L40 da 47/32. Эта машина перевозила 26 снарядов, а ещё 40 размещалось на одноосном прицепе производства фирмы «Виберти». На транспортёре боеприпасов перемещались ещё два члена экипажа самоходки - наводчик и заряжающий.
Ходовая часть Semovente M41M da 90/53 соответствовала базовому танку, за исключением направляющего колеса, несколько сдвинутого назад в связи с удлинением корпуса. Применительно к одному борту она состояла из восьми сдвоенных опорных катков (сблокированных в тележки по два; в свою очередь, тележки попарно подвешивались на единой полуэллиптической листовой рессоре), трёх поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колёс. Аналогичной была и силовая установка - 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения SPA 15, развивавший мощность 140 л.с., и пятиступенчатая механическая коробка передач. Мощности мотора для машины, весившей 16 т, явно не хватало, поэтому даже на шоссе самоходка едва выдавала 25 км/ч. Средства связи были представлены приёмопередающей станцией RF 1CA.
Резким контрастом с подвижностью выглядели огневые возможности самоходки. Максимальная дальность стрельбы достигала 17 400 м, но для противотанковой САУ этот параметр не являлся определяющим - более важными были бронебойные качества. Обычный бронебойный снаряд массой 10,1 кг, выстреливаемый с начальной скоростью 840 м/с, на дистанции 460 м прошивал броню толщиной 143 мм. Кумулятивный снаряд (в разработке таких боеприпасов итальянцы не отставали от немцев) был способен пробить 200 мм брони, а прицельная дальность стрельбы таким снарядом достигала 2200 м.
See more:
https://warspot.ru/13098-italyanets-s-dlinnym-stvolom