В годы Второй мировой войны немецкий прагматизм привёл к появлению многочисленных импровизаций в области военной техники, сочетавших элементы разных эпох. Одной из них стала САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf), представлявшая собой 150-мм гаубицу sFH 13 lg времён Первой мировой, установленную на трофейное французское шасси. Несколько десятков таких машин участвовали в боях в Северной Африке и Нормандии.
В 1940 году немецкими трофеями в числе прочей техники стали около трёх сотен гусеничных бронетранспортёров
«Лоррэн» 37L. Во французской армии эти машины использовались для снабжения танковых частей боеприпасами и топливом. Часть «Лоррэнов» новые хозяева использовали в соответствии с их первоначальным назначением, другую часть - в качестве артиллерийских тягачей. В начале 1942 года появилась идея переоборудовать трофейные бронетранспортёры в самоходные артиллерийские установки. Компоновка «Лоррэна» со средним расположением моторного отсека и кормовым расположением грузового отсека как нельзя лучше подходила для такой конверсии.
28 мая 1942 года на специальном показе с участием Гитлера была продемонстрирована возможность создания САУ на шасси «Лоррэн» 37L. По результатам этой демонстрации было одобрено решение о переделке в самоходки всех сохранившихся к тому времени «Лоррэнов» (160 единиц). 60 из них должны были послужить базой для 75-мм противотанковых пушек Pak 40, 60 -
105-мм гаубиц le FH 18, и 40 - 150-мм гаубиц sFH 13 lg. Если первые две артсистемы были вполне современными, то третья уже устарела: например, по дальности стрельбы она вдвое уступала новой гаубице sFH 18 того же калибра. Массогабаритные характеристики sFH 18 исключали её монтаж на шасси «Лоррэна», применение же далеко не новой, но более лёгкой артсистемы, позволяло быстро повысить мобильность артиллерии танковых соединений.
Особенно острой потребность в самоходках в то время была в Северной Африке, поэтому на очередном совещании у фюрера, состоявшемся 4 июня, было принято решение в первую очередь изготовить 30 150-мм САУ для войск фельдмаршала
Роммеля. Фирма «Алкетт» (Берлин-Борзигвальде), получившая этот заказ, полностью оправдала возлагавшиеся на неё надежды: все три десятка самоходных гаубиц были готовы уже к концу июня. Новая САУ получила традиционно длинное официальное обозначение - 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschützwagen Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz. 135/1).
Конструкция
Самоходка полностью сохранила силовую установку и ходовую часть базовой машины. Не подвергся изменениям и корпус в передней и средней частях. В корме на месте грузового отделения соорудили открытую сверху рубку, сваренную из броневых листов толщиной 7-10 мм. Для входа в боевую рубку служила небольшая прямоугольная дверца в левой верхней части кормовой стенки.
Орудие, установленное в рубке, имело высоту линии огня 185 см. Угол горизонтальной наводки был небольшим - по 7° вправо и влево, вертикальной - от 0 до +40°. Дальность стрельбы составляла 6200 м. САУ комплектовалась стандартным прицелом Rbfl 32. Вспомогательное вооружение самоходки было представлено 7,92-мм пулемётом MG 34, перевозившимся внутри рубки.
Поскольку самоходка весила почти втрое меньше
«Хуммеля», для стабилизации на огневой позиции в кормовой части машины пришлось установить специальный опускаемый сошник. Малые массогабаритные характеристики имели ещё одно неприятное следствие: мизерный возимый боекомплект, составлявший всего 8 выстрелов. На этом фоне малочисленность экипажа (четыре человека) уже не выглядела большим недостатком - наличие двух заряжающих было вовсе не обязательным.
See more:
https://warspot.ru/14007-novaya-zhizn-staroy-gaubitsy