Как известно, после русско-японской войны у нас озаботились перевооружением артиллерии. На замену 152 мм мортир были объявлены конкурсы на 152 мм гаубицы: крепостная и полевая. На конкурс были представлены орудия Круппа, Шнейдера, Шкоды, Рейнского завода и Бофорса.
Критика царских генералов часто заключается в выборе система Шнейдера вместо всемирно известного Круппа. Как сказала Божена Рынска: "Это Бренд!" На одном интернет-сайте хватили австрийскую гаубицу, но причиной поражения в конкурсе считали взятки. А теперь серьёзно.
Из пяти представленных на конкурс систем две не выдержали испытаний: Шкода и Бофорс. Надо сказать, были сделаны выводы и системы пришлось доводить до ума. Австрийская 150 мм гаубица М14 и представленный на конкурс образец отличаются очень сильно.
Осталось три претендента: Крупп, Шнейдер и Рейнский завод. Выиграл Шнейдер благодаря волевому решению в.кн. Сергея Михайловича, за что его критикуют, иногда приплетая Матильду Ксешинскую. Однако, судя по документам, он не доверял немецким противооткатным системам. Немцы использовали пружинный тормоз отката, у французов гидравлический. Считать, что главный артиллерист царя-батюшки ничего не понимает в матчасти... А может о в чем-то прав? В конце концов всё тот же великий князь способствовал принятию на вооружение 122 мм гаубицы Круппа.
Немецкие инженеры учли недостатки, модернизировали гаубицу, которую приняли на вооружение, как тяжелую гаубицу 13. Естественно, в начавшейся в 1914 году войне немецкие 150 мм гаубицы 02 и 13 прошли всестороннюю проверку в боевых условиях.
Когда начались боевые действия, внезапно выяснилось, что противооткатные устройства немецких гаубиц имеют фактический ресурс от 500 до 1000 выстрелов. Из-за этого тормозился выпуск орудий, немцы с августа 1914 по сентябрь 1915 выпустили 364 орудия: 252 для немецкой армии и 112 для итальянской. Да, они были вынуждены экспортировать орудия в Италию, поскольку это была очень большая дыра в блокаде. Более того, они продали итальянцам лицензию и поставили оборудование для самостоятельного выпуска.
Воевать с орудиями с таким ресурсом было проблематично, и немцы занялись плагиатом: адаптировали к имеющейся системе тормоз отката русской 152 мм гаубицы обр. 1909 года. То есть в.кн. Сергей Михайлович оказался полностью прав. Боевой опыт полностью подтвердил его подозрения.
Причины принятия очень похожей 122 мм гаубицы образца 1910 года.
Многие не учитывают такой замечательный фактор, как патенты и авторские права. По итогам принятия на вооружения фирма Крупп настоял на выпуске в России систем только на заводах военного ведомства, то есть Петербургском, и частном Путиловском, с которым было отдельное соглашение. Нашим генералам очень хотелось, чтобы системы выпускалась также на заводах Морского и Горного ведомств, то есть Обуховском и Пермском. Представители Круппа стали качать права и в.кн. Сергей Михайлович умудрился договориться о принятии на вооружение ещё одной 122 мм гаубицы, не обременённой авторскими правами. Шнейдер уже проиграл конкурс, поэтому был очень сговорчив. Не его вина, что в связи с предстоящими празднованиями 100 летия Отечественной войны 1812 года и 300 летия дома Романовых бюджет урезали: Пермский завод заказ не получил, Обуховскому заводу заказ пришлось урезать втрое.
Прошу заметить, во время модернизации 1930 года выбрали систему Шнейдера, а не Круппа.