Тяжелая зенитная батарея Bowater Farm

Mar 11, 2017 19:25


Тяжелая зенитная батарея Bowater Farm в East Tilbury была последним пунктом программы моего рискового забега от Западного до Восточного Тилбери. Причем это была программа максимум, которую мне удалось выполнить на все сто процентов. Редко такое бывает, но все благодаря отличной логистике, таймингу и конечно везению.
Выбравшись из зарослей East Tilbury battery и выдергивая колючки из своего тела, я несколько засомневался, стоит ли, в надвигающихся сумерках, идти осматривать еще один объект в незнакомом месте или пора возвращаться в Лондон. Но подумав о том, что в будущем мысль об упущенных возможностях будет мешать мне спать, я бодро зашагал по асфальту пустынной дороги в обход чьих-то частных владений...


Еще в Coalhouse Fort меня предупредили, что батарея находится на частной территории и попасть туда будет затруднительно даже нелегально, т.к. там есть сторож. Я легкомысленно решил что смогу с ним договориться. Странная мысль посетила мою голову, особенно учитывая, что иногда не получается договориться общаясь с русскоязычной публикой на чистом русском языке. А тут мне предстояло проявить чудеса красноречия на очень плохом английском.

Еще раз публикую карту фортификационных объектов в окрестностях Восточного Тилбери. Она и последующие схемы, а также скупое описание батареи взяты из книги Smith V.T.C. CoalHouse Fort and the artillery defences at East Tilbury, Thurrock,1985, любезно подаренной мне волонтером Coalhouse Project по имени Basil.
На карте хорошо видно, что от East Tilbury Battery мне надо было по хорошему двигаться на ССЗ к одноименной железнодорожной станции, чтобы успеть уехать на последней электричке в Лондон. Но я по широкой дуге отправился на запад к Bowater А.А. Battery.


Ферма Bowater, расположенная в 1200 ярдах к ЗСЗ от Coalhouse Fort на возвышенности, не случайно была выбрана для размещения зенитной батареи. Еще в период Первой мировой войны стало понятно, что основные маршруты воздушных налетов на Лондон будут проходить именно с восточного направления и через район Tilbury. Зенитной батарее в Tilbury Fort даже удалось сбить один из германских Цепеллинов.
В августе 1939 года на территории фермы была размещена первая зенитная батарея вооруженная четырьмя орудиями калибра 3,7" на полевых станках во временных орудийных двориках. Эти орудия обеспечивали поражение целей на высоте до 41 тыс. футов. В середине 1940 года батарея была перевооружена на четыре орудия калибром 4,5" с потолком поражения целей в 44 тыс. футов и превращена в долговременную. Орудия располагались на бетонных основаниях, окруженных легкими бетонными брустверами и укрытиями для боеприпасов первых выстрелов. Кроме того, был сооружен центральный командный пост, бетонный погреб боезапаса, убежища и другие необходимые защищенные сооружения инфраструктуры. Эти объекты сохранились до сегодняшнего дня в неплохом состоянии и показаны на карте черными прямоугольниками.


Уже ближе к концу войны в 1944 году была проведена очередная модернизация батареи на четыре орудия калибром 5,25" с потолком поражения цели в 55,6 тыс. футов. Разместить их планировалось в новых орудийных двориках с обширными казематированными помещениями несколько восточнее старой батареи. Должно быть такое решение было принято, чтобы не снижать боеготовность батареи. Эти мощные орудия были двойного назначения и могли быть использованы в случае необходимости и для береговой обороны Темзы. Батарея имела систему удаленного управления стрельбой и наведения на цель с помощью радара. Кроме того, ее действия в ночное время поддерживали две прожекторные установки на берегу Темзы в районе Coalhouse Fort. После войны батарея стала частью системы ПВО Лондона и простояла на боевом дежурстве до 1955 года.
Итак, свернув в нужном месте на грунтовку, я быстрым шагом прошел мимо каких-то непонятных ангаров (в части из них можно было с трудом опознать "закамуфлированные" сайдингом постройки батареи), брошенных трейлеров и фур, пока наконец не уперся в хлипкие ворота. Их можно представить на схеме в том месте, где грунтовка упирается в забор. Преодолев ворота я для вида подал голос и спустя некоторое время откуда-то из-за угла очередного бетонного убежища вышел старый, похожий на хоббита или дядюшку Ау, человек. Я попытался донести до него суть своей просьбы на осмотр батареи. Сначала он категорически мне отказал: частная территория, проход закрыт и все. Я стал давить на жалось, что приехал сюда аж из России ради этой чертовой батареи. Человек успокоился и поняв, что его не будут грабить, а от меня так просто не отвяжешься, немного подумав, разрешил пройти на территорию, но в его сопровождении.


Сначала я сделал несколько кадров первого от ворот сооружения, утратившего броневые двери, но сохранившего трубу!


В отличии от сооружений береговой обороны между Дувром и Фолкстоуном здесь все объекты выполнены не из кирпича, а из железобетона. Может быть это зависело от того, для какого ведомства строили фортсооружения?


Бетонные стены скрывает плющ


Второе сооружение выглядит более импозантно и его можно посмотреть на заглавном фото поста. Сейчас оно используется как конюшня для породистых скакунов. Бронедвери и ставни тоже сняты, а из окон выглядывают головы лошадок. Ниже представлена укрупненная схема взаимного расположения стационарных батарей на 4,5 и 5,25 дюймов. Восточное крыло конюшни чуть-чуть попало на схему. Вначале рассмотрим позиции 4,5" орудий, а точнее один северный дворик, свободный от зарослей. Его хорошо видно и на космосъемке, остальные дворики тоже в целости и сохранности, но находятся в непролазных кустах.



В центральной части позиции расположен вытянутый объем полузаглубленного пункта управления огнем. Мы просто прошли мимо него сделав несколько кадров. Лезть вовнутрь через колючки не хотелось и время я берег для более вкусных объектов. Мой проводник предупредил меня, что ему очень некогда, надо кормить или поить лошадей.


Не хило так все заросло, дополнительно входы прикрыты палетами, чтобы скотина не свалилась вовнутрь. В зарослях угадывается и наша российская крапива. Оказывается ее в Британии в тенистых уголках полным полно.




Увидев орудийный дворик, я нельзя сказать чтобы не удивился...
В плане он представлял собой восьмиугольный "цветочек" с расположенным когда-то в центре орудием и лепестками в виде вот таких бетонно-кирпичных тонкостенных коробочек, в которых когда-то хранились боеприпасы. А между этими "кубиками" или даже в них можно было укрываться от вражеского огня и дождя из осколков своих снарядов.


С "кубиков" облезает гидроизоляция, а на одном видны явные следы воздействия огнем. Сложенные в кучу дрова на месте когда-то установленного орудия говорят нам о том, что здесь часто устраивают пикники. Интересно, что в качестве гидроизоляции используется какой-то плохо горючий пленочный материал. Или это особенность большой теплоемкости бетонных сооружений? Тем не менее материал похож скорее на рубероид и выглядит он вполне себе ничего, а ведь этим постройкам на момент съемки исполнился 71 год! Надо было оторвать кусочек этого волшебного покрытия и привезти домой для исследования. Вдруг раскрою секретные военные технологии?


Другой край орудийного дворика с укрытиями для боеприпасов


Вот такие орудия когда-то стояли здесь, но конфигурация дворика кажется отличается от увиденного мной


Вот это фото больше похоже на нашу батарею


Источник

Не теряя времени отправляемся смотреть последнюю итерацию батареи под QF AA 5,25" Mark I орудия. Бетонная дорога ныряет в гущу зарослей. Даже на бетоне уже произрастает какая-то растительность и можно идти только по самому краю. Мой провожатый сказал мне, что под дорогой проходит потерна, соединяющая все четыре орудийных дворика. Немного не понятно ее назначение, скорее всего для прокладки кабелей системы управления огнем.


Доходим до первого по ходу движения орудийного дворика. Тут я немного подтасую факты и вставлю фотографию второго дворика, дворики однотипные, а у первого этот элемент конструкции закрыт ежевикой и лианами. Мой провожатый не сказал мне, что осматривать при нехватке времени лучше сразу второй дворик и мы начали с первого. Тут я опять удивился, в орудийный блок вел большой вертикальный люк с железной лестницей вниз и широким входным проемом внизу, за которым угадывались очертания фундамента дизель-генератора. Такие размеры проема и ничем не прикрытого люка были обусловлены необходимостью загрузки боеприпасов и монтажа/демонтажа силового оборудования, но все равно несколько странно. Наверняка здесь работал еще какой-нибудь специальный погрузчик. На советских батареях я такого не видел. Люк вниз в дополнение к ежевике был огражден еще и колючей проволокой, чтобы туда не свалилась скотина. Но вниз мы отправимся чуть позже.


А пока преодолевая колючки и проволоку попытаемся проникнуть в первый орудийный дворик


Еще раз обращаю внимание на гидроизоляцию. Если это рубероид, то он какой-то слишком гладкий и очень хорошо приклеен к бетону. На фото также видны вентиляционные отверстия


Осматриваю орудийный дворик, он впечатляет своими размерами


В бетонном бруствере устроены ниши для боезапаса. Слева от лестницы небольшой проем еще одного спуска в орудийный блок.


Вращающаяся в центре платформа с орудийной башней вероятно имела какие-то механизмы, которые позволяли передавать боеприпасы к орудию без риска свалиться в пространство между бруствером и бетонной тумбой на которой крепилось орудие.


Эта зенитная батарея имеет классическую типовую конструкцию как в ранней, так и в поздней части и является наиболее сохранившаяся в Британии


Тумба для установки орудия. Интересно, что нет привычных штырей, а вместо них заделанные каким-то белым консервантом отверстия. Тоже особенности крепления орудий ПВО в отличии от береговых? Некоторые отверстия выбиваются из ровной окружности, такое я замечал и на британских береговых батареях.




Не хочется уходить, но мне еще хочется спуститься вниз. Решаю делать этот предварительно посовещавшись с проводником, стоящим на дороге к блоку. Вдруг он будет против?


Проводник был не против и я через широкий проем через лианы с трудом спускаюсь по сильно проржавевшей лестнице вниз. Помню когда спускался все думал, что надежнее лианы или лестница? Внизу перевожу дух и делаю несколько кадров


Здесь темно, а я без фонаря... Можно куда-нибудь свалиться, например в проемы приямков. Мой провожатый предупредил меня, чтобы я был очень осторожен. Подсвечивая себе вспышкой фотоаппарата с умирающими аккумуляторами, я вдруг обнаружил, что у меня еще и забилась последняя флешка. Пришлось прямо здесь слегка ее почистить - очередная потеря времени.


В первом помещении вспышка выхватила из темноты фундамент дизель-генератора (главное не споткнуться и не упасть на его штыри), проход прямо к орудийному дворику и проход направо. Куда ведет проход направо я не выяснил - там было совсем темно и страшно. Учитывая рассказы моего проводника об обширных помещениях внизу я решил, что благоразумнее не ходить дальше без источника света.


Коридор прямо по своей сути представлял собой кабельканал до центра бетонной тумбы на которой крепилось орудие. Примерно на середине пути был сделан небольшой отнорок вверх со скобтрапом по которому можно было попасть в орудийный дворик. Этот проход со стороны дворика мы уже видели выше


Так выглядит скобтрап отнорка со стороны орудийного дворика. Вылезать здесь было удобнее, но тут мое ухо уловило жалобные крики. Это стал паниковать мой провожатый, решивший что со мной внизу что-то случилось, ведь нельзя же столько времени сидеть в темноте в незнакомом подземелье. Его крики заставили меня вернуться обратно тем же путем, что я и спускался вниз. Жалко, что не далось сунуть нос по потерне вправо.


Поднимаюсь наверх, успокаиваю проводника и мы идем дальше по круговой бетонной дороге. Фото второго орудийного блока вы видели выше. Его мы не стали осматривать по причине отсутствия времени и однотипности. Третий и четвертый дворики были на столько скрыты в кустах, что снимать их было бессмысленно.
Вот так сейчас выглядит единственное сохранившееся зенитное 5,25" орудие на батарее Принцессы Анны в Гибралтаре. Эта фотография дает представление о том как примерно выглядела наша батарея. Для чисто зенитных батарей использовалось закрытие из низкоуглеродистой стали, для батарей двойного назначения как наша использовали броневое закрытие.


Еще одна версия Port Moresby, 1944


Источник Wiki

Уже почти совсем завершив проход по кольцевой дороге и возвращаясь к конюшне, проводник резко потянул меня влево и показал сильно заросший четвертый дворик 4,5" зенитной батареи мимо которого мы прошли в самом начале даже не заметив его.


Мы простились с моим добрым провожатым имя которого я так и не запомнил. В знак благодарности я подарил ему какие-то сувениры типа магнитика и блокнота из далекого Изборска и оставил свой электронный адрес, но... мне так ни кто не написал до сих пор.
Пора было очень сильно ускоряться. Тем более приключения того вечера еще не закончились. Я развил максимально возможную пешую скорость по направлению к железнодорожной станции East Tilbury. Так торопился, что проскочил мимо здания известной на весь мир обувной фабрики Bata так и не сфотографировав его. Хотя, снимать было не на что, все флешки были заполнены.
На станции я понял, что успел вовремя, как раз к последней электричке. Купил билет, уточнил у негритянки в правильную ли сторону я собрался ехать, перешел на нужную платформу и почти сразу подошел поезд. Вагон был почти полон, особенно в сравнении с утренним полупустым составом. Я не сразу нашел свободное место, а когда приткнулся, то понял почему этого места сторонились пассажиры. Где-то за моей спиной на соседнем сидении два парня громко на весь вагон на русском пополам с матом обсуждали какие-то события. Я так устал что мне было абсолютно все равно о чем они там говорили. Т.е. я вообще ничего не запомнил, наверное даже задремал. Все равно в окна не было ничего видно  спустилась ночь.
Очнулся я когда поезд уже подъезжал к вокзалу, откуда я утром начал свое путешествие. Народ резко вскочил со своих мест и образовал толпу по направлению к выходу из вагона. И тут под своим носом я увидел двух парнишек который стоя ко мне спиной продолжали весело матерясь на весь вагон что-то рассказывать друг другу на русском. Я просто не мог упустить такой момент. С силой опустив руки им на плечи, я спросил: что русские что ли? Ребята слегка опешили, но видя мое доброжелательно выражение лица расслабились и выйдя из вагона мы жадно стали общаться. Один из них был с Западной Украины, второй из Беларуси. Оба несколько лет как уехали сначала в Польшу, а потом в Британию. Работают на сборе клубники, может где еще, я не запомнил. Говорят, что русских (!!!) здесь очень ценят, т.к. они не берут больничный когда у них случается стресс, а работают много и хорошо. Я с трудом подавил в себе желание продолжить общение, ведь меня все-таки ждали в гостинице коллеги и, как потом оказалось, весьма волновались. Распрощавшись, нырнул в метро и скоро был уже на месте.

Этим материалом я заканчиваю цикл из 27 постов о событиях пятого (фортификационного) дня моего пребывания в Великобритании. Прощай Эссекс. Здесь мне за один день удалось посмотреть образцы сооружений береговой обороны начиная с эпохи Тюдоров и заканчивая 1955 годом. Далее наверное я буду писать про Лондон или Дувр.

Другие мои материалы о поездке в Великобританию можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/236081.html

пво, Великобритания

Previous post Next post
Up