Вымирающая баллистика

May 17, 2014 01:05


Ознакомился со статьёй за авторством Василия Буренока (президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук) и Льва Лысенко (руководителя отделения Российской академии ракетных и артиллерийских наук). Думаю, что здесь ей самое место. Текст объёмный и в пост не влез, поэтому дана ссылка в конце поста. Здесь же я разместил только окончание, то есть выводы. Статья не бесспорная (тем более, что в авторах Буренок), но интересная.

...
Представляется, что изложенные результаты пусть даже весьма краткого анализа вполне достаточны, чтобы сделать вывод: баллистика отнюдь не исчерпала своих возможностей, которые продолжают оставаться весьма востребованными и исключительно важными с точки зрения перспектив создания современных высокоэффективных средств вооруженной борьбы.

Что же касается носителей этой науки - специалистов-баллистиков всех номенклатур и рангов, то их «популяция» в России сегодня является вымирающей. Средний возраст отечественных баллистиков более или менее заметной квалификации (на уровне кандидатов, не говоря уже о докторах наук) давно превысил пенсионный. В России не осталось ни одного гражданского вуза, в котором сохранилась бы кафедра баллистики. До конца держалась лишь кафедра баллистики в МГТУ имени Н. Э. Баумана, созданная еще в 1941 году генералом и действительным членом ААН В. Е. Слухоцким. Но и она прекратила свое существование в 2008-м в результате перепрофилирования на выпуск специалистов в области обеспечения космической деятельности.

Единственная организация высшего профессионального образования в Москве, которая продолжает готовить военных баллистиков, - Академия РВСН имени Петра Великого. Но это такая капля в море, которая не закрывает потребностей даже Министерства обороны, а об «оборонке» и говорить не приходится. Не делают погоды и выпускники ввузов Санкт-Петербурга, Пензы и Саратова.

Нельзя не сказать хотя бы несколько слов об основном государственном документе, регламентирующем подготовку баллистиков в стране, - Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению 161700 (для квалификации «Бакалавр» утвержден Минобрнауки РФ 22.12.2009 № 779, для квалификации «Магистр» - 14.01.2010 № 32).

В нем прописаны какие угодно компетенции - от участия в коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности (это для баллистики-то!) до способности готовить документацию по менеджменту качества выполнения технических процессов на производственных участках.

Но в обсуждаемом ФГОСе невозможно найти таких компетенций, как умение составлять таблицы стрельбы и разрабатывать баллистические алгоритмы расчета установок для стрельбы артиллерии и пусков ракет, вычислять поправки, основные элементы траектории и опытную зависимость баллистического коэффициента от угла бросания, и еще многих других, с которых баллистика начиналась пять столетий назад.

Наконец, авторы стандарта вообще забыли о наличии раздела внутренней баллистики. Этот раздел науки существовал несколько веков. Создатели же ФГОСа по баллистике ликвидировали его одним росчерком пера. Возникает естественный вопрос: если, по их мнению, отныне подобные «пещерные специалисты» больше не нужны, а это подтверждено документом государственного уровня, кто же будет считать внутреннюю баллистику ствольных систем, кто будет создавать твердотопливные двигатели оперативно-тактических и межконтинентальных баллистических ракет?

Самое печальное то, что итоги деятельности таких «умельцев от образования» мгновенно, естественно, не проявятся. Пока мы все еще проедаем советские запасы и заделы, причем как научно-технического характера, так и в области кадровых ресурсов. Возможно, на этих запасах удастся продержаться еще некоторое время. Но что мы будем делать через десяток лет, когда соответствующие кадры «оборонки» гарантированно исчезнут «как класс»? Кто и как понесет за это ответственность?

При всей безусловной и неоспоримой значимости персонала участков и цехов производственных предприятий, технологического и проектно-конструкторского персонала НИИ и КБ ОПК возрождение «оборонки» должно начинаться с воспитания и поддержки профессионалов-теоретиков, способных генерировать идеи и прогнозировать развитие перспективных средств вооружения на отдаленную перспективу. В противном случае нам надолго будет уготована роль догоняющих.

Читать статью целиком

газеты и журналы, наука, баллистика, Россия

Previous post Next post
Up