Очаковское курение

Apr 05, 2011 16:25


В воспоминаниях Льва Толстого о своем детстве, находим интересное описание некоего "Очаковского курения". О Прасковии Исаевне - экономке: "Помню, одно из самых приятных впечатлений было после урока или в середине урока сесть в ее комнатке и разговаривать с ней и слушать. Вероятно, она любила видеть нас в эти времена особенно счастливой и умиленной откровенности. "Прасковья Исаевна, дедушка как воевал? Верхом?"" - кряхтя спросишь ее, чтобы только поговорить и послушать.
- Он всячески воевал, и на коне, и пеший. Зато генерал-аншеф был, - ответит она и, открывая шкаф, достает смолку, которую она называла "очаковским куреньем". По ее словам выходило, что эту смолку дедушка привез из-под Очакова. Зажжет бумажку из лампадки у иконы, а потом зажжет смолку, и она дымит приятным запахом".

Вероятно, описываемое Толстым курение принадлежит к интересному и исчезнувшему теперь виду благовоний - "Смолкам". Вот как Даль описывает её: "Смолка, умалит. смола. Приготовленная смесь из пахучих смол с душистыми снадобьями для курения". В словаре Толля: "Смолка, еловая или сосновая смола с примесью некоторых цветов, употребляемая для курения в комнатах". Ушаков уточняет "Курительная смолка" или "Душистая смолка": "Смолка, смолки, ж. ... Сосновая или еловая смола с примесью нек-рых пахучих цветов, употр. для курений в комнатах. Курительная смолка. Душистая смолка. В самых зажиточных помещичьих домах не существовало ни вентиляторов, ни форточек, в крайних же случаях "курили смолкой". Салтыков-Щедрин.

Не совсем понятен метод окуривания, это не ладан, который кладут на уголь, не монашенка, которая является смесью ладана и угля. Скорее это нечто похожее на сургучную палочку, которую можно поджечь на мгновение, а потом задуть. Дыма при таком методе почти не образуется, но запах проявляется явственно.

upd О курительной смолке встречаем у Гоголя в "Мертвых душах" о Ноздреве: "Если ему на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей..."

У Пыляева в "Замечательных чудаках и оригиналах", описывается некий " ... высокий старик-итальянец с серьгой в ухе. Это был пленный итальянский офицер, пришедший в Россию с Наполеоном в двенадцатом году. Последний, помимо фокуснических штук, чинил зонтики, делал курительную смолку и продавал замечательный по целебным свойствам пластырь от мозолей".

У А.Вельтмана (1846) в "Приключениях почерпнутых из моря житейского". "Бог весть, что сделалось с Марьей Ивановной! Она заметалась во все углы, как барыня и кондитера-то ей подавай, и без повара-то нельзя обойтись и лакеев то для прислуги надо нанять, и жирандоли то взять на прокат,- не подсвечники же поставить на стол и сальные то свечи - срам то какой! И в комнатах то курить не смолкой же".

У Данилевского в неустановленном произведении из 10 тома издания "Маркса" (1901) "... другая икона, Борунской Божией Матери, разные амулеты от римской курии, кропило из душистых стеблей иссопа, курительная смолка и «ремезово гнездо» из пуха, в виде рукавички, - магическое средство от дурного глаза, лихорадки и от злодейской руки".
Previous post Next post
Up