ТАНКИ УХОДЯТ НА ВОЙНУ 5

Dec 07, 2007 20:02

Открываем важную главу в эссе о танках и людях - главу о ЗАПУСКЕ двигателя Т-64. Эту тему пишу с большой буквы потому, что по сложности она уступает, конечно, запуску первого спутника, но точно потруднее запуска четырехтактных движков.
Итак, пуск двигателя 5ТДФ, установленного на танке Т-64, осуществляется стартер-генератором (основной способ), воздушным пусковым устройством или комбинированным способом. Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры (масловпрыск).
Согласно инструкции при температуре воздуха выше +5 - +8 °С с запуском движка не должно быть никаких проблем - заводим стартер-генератором. Если температура ниже, то включаем систему автономного факельного подогрева, если ниже нуля - призываем на помощь масловпрыск. Совместно эти системы, опять же, согласно документам, должны обеспечить холодный пуск при температурах до -20 °С, а с 1984 г. даже до -25 °С.
На практике опытный механик-водитель Т-64 должен обладать способностями метеоролога и гадалки одновременно и потому начинает задумываться о проблемах пуска при температуре воздуха ниже примерно +10 °C. Ежели при этой температуре наблюдается высокая влажность воздуха, движок от «голого» стартера может и не завестись. У танка, который стоит на хранении, а в предыдущие дни температура была заметно ниже - почти точно не заведется. Но если погода сухая, почти точно - заведется.
Высокая влажность, наряду с низкой температурой и нехваткой воздуха - один из главных недругов 5ТДФ и соответственно, механиков-водителей Т-64. Очень не любит двухтактный движок высокой влажности и всячески отказывается заводиться, если на улице сыро и холодно. Подлость жизни состоит в том, что именно такое сочетание характерно для унылой германской погоды. И тут есть одна закавыка.
Если противная сырость и низкая температура пришлись на официальный зимний период эксплуатации, то особых проблем нет. В этом случае нормативами отводится время на прогрев системы подогревателем. Даже двухтактный движок с горячей ОЖ и прогретым маслом заводится почти бодро.
Беда, если тревога сыграна сырой и холодной ночью в летний период эксплуатации. Заводить движки требуется сразу, без предварительного разогрева встроенным подогревателем, ибо норматив этого не предусматривает. Естественно, что старший механик-водитель в этих условиях всегда дает команду включить электрофакельный подогрев и всегда - использовать масловпрыск, как и написано в ТОИЭ.
Составители ТОИЭ Т-64 видимо думали, что прочитав их труд, мехвод этими рекомендациями и ограничится. Но старший мехвод роты - тертый калач (а других на эту должность и не ставят). Он знает, что если хотя бы один танк не заведется самостоятельно, то ЗКВ роты будет очень долго капать ему на мозги, поминая оплошность к месту и не к месту. Если же этот танк потом не заведут и внешними средствами - тогда у старшего мехвода точно накроется отпуск, а на дембель он отправится последним самолетом.
Из этих рассуждений старший мехвод делает простой и однозначный вывод: лучше ПЕРЕ, чем НЕДО. И показывает всем мехводам три пальца веером. Сие означает: факельный подогрев, двойной масловпрыск, воздухопуск.
Механики-водители недрогнувшой рукой нажимают кнопку стартера, дважды давят на переключатель масловпрыска, и затем - на рычаг воздухопуска. Сжатый воздух под огромным давлением устремляется в цилиндры, где встречается с распыленным маслом. Любой школьник скажет, что такая адская смесь неминуемо дает взрыв. Правильно! Если стоять в этот момент рядом с танком, создается впечатление, что внутри машины взорвался нехилый фугас: раздается гулкий хлопок, корпус содрогается, из эжектора вырывается длинный язык пламени. Если что-то (или кто-то) находится позади эжектора, то этот предмет (или человек) засирается сплошным слоем масла, густо приправленном сажей.
Что и говорить, способ запуска варварский и здоровью двигателя не способствует. Однако задача выполнена, все танки ревут движками, мехводы - на коне. Когда-то это варварство икнется кому-то другому. Но нынешние мехводы уже давно будут на гражданке с улыбкой перелистывать дембельский альбом. К сожалению, ни конструкторы Т-64, ни составители ТОИЭ о подобных реалиях Советской Армии даже не задумались.
Но вот все движки завелись, и бокс сразу наполняется густыми клубами выхлопных газов десятков дизелей. Сквозь открытые настежь ворота они медленно ползут наружу. Внутри бокса ничего не видно, ни хрена не слышно и к тому же дышать нечем: концентрация вредных примесей раз так в тысячу превышает самые либеральные нормы. В такой обстановке изредка случались разные происшествия, в основном случайно давили людей. Поэтому в нашем полку было установлено жесткое правило: после запуска мехвод танка второго ряда помогает мехводу танка первого ряда, когда выходит из бокса танк первого ряда, оба мехвода занимаются танком второго ряда и выводят его из бокса. То есть мехводы двух танков должны непрерывно видеть друг-друга.
Мехводы после запуска рукояткой ручной подачи топлива ставят средние обороты, чтобы движок быстрее прогрелся и случайно не заглох. А выхлоп на холодном движке насыщен частичками несгоревшего топлива, масла и сажей. Первоначально, когда Т-64 только прибыли взамен Т-62, этот давно известный факт никого не волновал. Однако быстро выяснилось, что даже 5-10 минут работы в загазованном боксе приводят к образованию в циклонах ВО 5ТДФ липкой пленки (у нас называли этот эффект «коксованием»), которая замечательно собирала пыль.
В качестве меры противодействия этому эффекту стали изготавливать самодельные газоотводы («дымоходы») - из выхлопной системы танка наружу бокса. Подчеркну два момента. Первый: обусловлено такое решение было отнюдь не заботой о здоровье и безопасности танкистов, а исключительно интересами «здоровья» движка 5ТДФ. Второе: все «дымоходы» были самопальными, ни о каком централизованном выпуске хотя бы на БТРЗ речи не было. О промышленности вообще умолчим…
Покуда танк прогревался, у его мехвода хватало забот: открыть люки, уложить троса по-походному, проверить крепление ящиков ЗИП, ОПВТ, бревна самовытаскивания, уложить огнетушитель и еще десяток мелких дел. Когда температура масла превышала 10 °С, танк на первой передаче и минимальных оборотах выгонялся из бокса. При этом мехвод танка второго ряда становился перед воротами и следил, чтобы никто не попал под гусеницы. Танк выходил перед боксом на 8-10 метров и разворачивался на 90° в направлении парковых ворот. Так же выходил из бокса и танк второго ряда.
К этому времени в парк боевых машин прибывали «носильщики» (еще их называли «боевыми мулами»). «Боевые мулы» - это личный состав роты, который не выгоняет танки и не является посыльными. В казарме они грузят на себя все вещевые мешки и прочую экипировку, все оставшееся оружие и некоторые полезные вещи, которые в официальную экипировку и перечень снабжения не входят. Например, тактический ящик и «Змей Горыныч» (самодельная фигня для приготовления пищи в чистом поле).
Во время тренировок группа «боевых мулов» оставляет по дороге в парк потери: там противогаз валяется, здесь - сигнальные флажки и т.д. Многократное повторение «пройденного» заставляет рационализировать укладку, резко повышает ухватистость и цепкость рук. Примерно после пятого раза потерь уже не наблюдается. Я бы не рискнул этим людям давать поощрение, принятое в сказках: «Бери, сколько унесешь». Унесут все подчистую.
Прибыв в парк, «боевые мулы» ждут с торца бокса, когда выгонят все танки. Как только вышел последний танк и мехводы пошли закрывать ворота бокса, «боевые мулы» бросаются к танкам. С этого момента власть переходит к командирам танков. Экипажи загружают барахло, занимают штатные места, входят в связь по ТПУ и между танками. Рота постепенно превращается в боевой организм. Пока не хватает офицеров и нескольких солдат (посыльных), но штатная структура командования уже вступила в действие. Теперь командует сержант, назначенный командиром роты (обычно командир танка -заместитель командира первого взвода).
Окончание следует….
Previous post Next post
Up