Оригинал взят у
yuliamass в
ОПАСНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (ЧАСТЬ 1) В мае 2017 в Россию прибыла группа американских адептов псевдонаучной детской психотерапии "Attachment Therapy" (АТ), по русски - "терапии привязанности". Целью этого "десанта", как указывалось в анонсах, было проведение здесь "учебных семинаров" для приемных родителей, детских психологов, работников социальной службы и др. Мероприятие происходило сначала (15 - 18 мая 2017 г. ) в Москве на базе бюджетного учреждения - киноколледжа № 40, а затем продолжилось в Екатеринбурге.
АТ превратилась в прибыльный бизнес по продвижению сомнительных психотерапевтичесих услуг, эксплуатирующий реальные и воображаемые проблемы с воспитанием детей в приемных семьях.
Один из главных постулатов АТ гласит, что якобы все приемные дети «наполнены гневом», потому что помнят, что родная мать их бросила, что беременность для неё была нежелательной, или что они разлучены с матерью по другим обстоятельствам. И эта память (которую в АТ называют "первичной травмой") будто бы сохраняется на бессознательном уровне, если даже ребенок попал в приемную семью сразу после рождения и не знает, что он усыновленный, а не "биологический" ребенок. Утверждается, что все дети-сироты страдают расстройством привязанности, возникшим как вследствие неудовлетворения физиологических потребностей ребенка в раннем детстве до попадания в приемную семью, так и в результатате переполняющего их внутреннего гнева из-за "первичной травмы", не дающей привязаться к приемным родителям (усыновителям). Если детей с помощью специальных методов не освободить от этого гнева и искусственным путем не развить у них привязанность к приемным родителям, то они еще в детстве могут убить своих родителей, или из них вырастут "гитлеры", "серийные убийцы" и т.п. При этом, как внушают адепты АТ, такие дети требуют "особых методов" для своей реабилитации, которыми владеют только АТ-терапевты. "Обычные" психотерапевты будто бы не способны помочь семьям в воспитании приемных детей. Подобные воззрения пропагандируются, например, в книге "Когда любви не достаточно" одного из наиболее ярых адептов АТ - Нэнси Томас и в сочинениях других идеологов этого направления.
Эти взгляды противоречат научной теории привязанности. Если кратко, согласно современной научной теории привязанности, в основе которой лежит теория Боулби, привязанность, как особая эмоциональная связь между взрослым и ребенком, начинает развиваться после 6 месяцев, когда мозг достигает достаточной для этого зрелости. И эта связь развивается главным образом в ответ на приятное для ребенка, позитивное социальное взаимодействие со взрослым, а не на удовлетворение физиологических потребностей, как считают в АТ. Она способствует большей безопасности ребенка, побуждая его находиться в рамках досягаемости взрослого, дает возможность ребенку искать утешения и помощи у взрослого в состоянии стресса, благоприятствует развитию познавательных способностей. Представления о существовании "первичной психологической травмы", основанной на некой долговременной памяти событий эмбрионального, перинатального и неонатального периода в научной теории привязанности отрицаются, как не имеющие экспериментальных доказательств и научного основания в нейробиологии и научной психологии развития (Mercer J. Understanding attachment: parenting, child care and emotional development. Westport, Conn. : Praeger Publishers, 2005 ).
Также и представления о расстройствах привязанности в доказательной медицине принципиально отличаются от таковых в АТ. Согласно доказательной медицине, это еще мало изученные редкие нарушения, имеющие весьма ограниченное применение в клинической практике, в основном у детей до 5 лет (
http://childmyths.blogspot.ru/search?q=dsm+5,
http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945 ). Из описания этих расстройств в МКБ-10 и американском классификаторе DSM-5 следует, что они в основном относятся к детям, пережившим в возрасте до 5 лет экстремально плохие условия в социальном и эмоциональном отношении и стали очень заторможенными, подавленными, робкими, пугливыми, или, напротив, слишком дружественными с чужими людьми, по сравнению с тем, что можно ожидать в их возрасте. В МКБ-10, DSM-5 и исследованиях специалистов в области научной психологии и психиатрии подчеркивается, что эти нарушения возникают не у всех детей, переживших подобную ситуацию (
http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945 ). Диагностика этих нарушений затруднена, их не следует смешивать с другими болезненными состояниями, возникающими от жестокого обращения с детьми, различных психических травм и др. факторов.
В качестве терапии в доказательной медицине и научной клинической психологии рекомендуют мягкое, спокойное, ровное и отзывчивое обращение, как для всех детей с особыми эмоциональными потребностями. По мере того как дети становятся старше, их поведение становится более зрелым и изменяется таким образом, что проблемы привязанности становятся менее заметными (
http://childmyths.blogspot.ru/search?q=dsm+5 ). Таким образом в МКБ-10 и DSM-5 и близко нет демонизации детей с расстройствами привязанности, характерной для ложных "диагнозов" АТ. Причем в АТ эти диагнозы навешивают фактически на всех приемных детей в помощью опросников, не признаваемых доказательной медициной.
Вместе с тем, "осообые" методы "развития привязанности" в АТ таковы, что с их применением связана гибель нескольких десятков усыновленных детей-сирот в США. И детство значительно большего числа детей было искалечено. В ряде случаев непосредственной причиной трагедии были действия АТ-терапевтов в отношении ребенка. В других случаях во время судебных разбирательств по поводу издевательств родителей над приемными детьми или гибели этих детей от жестокого обращения выяснялось, что родители находились под влиянием АТ (пользовались рекомендациями АТ-терапевтов, читали книги идеологов АТ, смотрели видео с их семинарами и т.п.).
В результате АТ получила осуждение в США - как антинаучное и потенциально опасное для здоровья и даже жизни детей направление - со стороны ведущих специалистов и соответствующих профессиональных ассоциаций в области научной детской психологии, доказательной психотерапии и социальной службы. Это отражено во многих публикациях экспертов и и официальных документах данных организаций (
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf,
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html?).
Также в США группой ведущих экспертов в указанных областях создан специальный просветительский сайт для борьбы с распространением АТ. Вот ссылка на этот известный сайт, который носит название "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy"):
http://www.childrenintherapy.org/index.html. На указанном сайте АТ названа «быстро распространяющимся», хотя и «теневым» и «антинаучным» направлением.
«Attachment Therapy» - сегодня представляет самую опасную форму мошенничества в США», - говорится на странице сайта (
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html), посвященной жертвам АТ (см. скриншот ниже).
«Для наиболее беззащитных и ранимых детей, находящихся в учреждениях опеки и приемных семьях или усыновленных - эта лжетерапия несет невыносимые страдания. Каким образом внушение страха, голод, боль, унижение, искаженная картина реального мира, изоляция от друзей и семьи, угрозы и т.п. могут привести к привязанности, вере, любви и сделать ребенка счастливым? Мы должны знать, что это ведет к смерти», - предупреждают защитники детей (
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html).
Из приведенных на данном сайте материалов и других американских источников можно узнать, что АТ в основном предполагает следующие "терапевтические интервенции" (вмешательства):
ограничения в удовлетворении самых необходимых физиологических и психологических потребностей (в пользовании душем и туалетом, детских играх, разнообразии и количестве питания и др.). Считается, что для восстановления привязанности взрослый должен иметь тотальный контроль над ребенком. За него решают все: сколько и что можно есть, можно ли пить или пойти в туалет,
запрет на посещение школы;
насильственный глазной контакт;
установление видеокамер и сигнализации в спальне ребенка, будь то малыш, ребенок школьного возраста или подросток для полного контроля за действиями ребенка;
обращение с приемными детьми даже старшего возраста и подростками как с младенцами, например, кормление ребенка младшего школьного возраста из бутылки с соской, длительное ношение в слинге даже детей старше 1.5 - 2-х лет, разговор с подростком как с младенцем (согласно псевдонаучным представлением АТ такая "регрессия" будто бы индуцирует "привязанность к родителям");
применение опасного лженаучного метода "удержания" ("holding therapy"), при этом ребенка хватают, на него кричат, провоцируют. Якобы холдинг способствует "выходу гнева из ребенка" и "исправлению оппозиционного поведения" путем жесткого контроля (
http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html ). Метод может привести к удушению ребенка.
Ниже приведена иллюстрация из книги Рональда Федеричи - одного из адептов АТ в США (
http://yuliamass.livejournal.com/126547.html ). На ней показаны рекомендуемые Федеричи приемы псевдонаучной "holding therapy" для "смирения проблемного ребенка" - с целью насильственного развития у него "здоровой привязанности" к приемным родителям (цитир. по:
http://www.childrenintherapy.org/proponents/federici.html ).
Якобы при этом ребенок переживает "катарсис" с "освобождением от гнева". Идеология АТ, как отмечали американские эксперты в своих критических публикациях, имеет черты, общие, например, с сайентологией (в отношении методов "изменения сознания"), а не с научной теорией привязанности и доказательной психотерапией [см. в книге: Jean Mercer , Larry Sarner, Linda Rosa. "Attachment Therapy on Trial: Тhe Torture and Death of Candace Newmaker (Child Psychology and Mental Health). Praegers publishers, US. 2003. 255 p.].
Конечно, не всегда АТ предлагается в таком полном объеме. Можно видеть и урезанные варианты, но все равно они основаны на сходных ложных предрассудках в отношении приемных детей и их воспитания, на полном подавлении воли ребенка. АТ-"терапевты" заявляют, что таким образом ребенок освобождается от "травм, полученных еще на внутриутробной стадии, в родах и младенчестве", из него "выходит накопленный гнев к биологическим родителям" (не дающий "привязаться" к усыновителям), возникающее чувство беспомощности и искусственное "погружение в состояние младенчества" якобы стимулирует "привязанность". Таким образом АТ может подтолкнуть индокринированных этими концепциями приемных родителей как по наклонной плоскости - к жестокому обращению с детьми. Постепенно вовлекаясь в эти методы, родители могут перейти опасную грань (и в США это уже многократно случалось).
Как уже сказано выше, концепции и практики АТ не имеют научного обоснования, и их эффективность не имеет объективных клинических подтверждений (
http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html ). В АТ просто спекулируют на терминах научной теории привязанности и доказательной психотерапии, как это характерно для альтернативой (то есть, псевдонаучной) психологии и медицины Нью эйдж. В частности манипулируют имеющимися в МКБ - 10 и американском классификаторе болезней DSM-5 диагнозами, связанными с расстройствами привязанности.
Пропагандисты концепций и практик АТ из «нарушений привязанности» сделали некую универсальную страшилку. На «расстройства привязанности» они списывают все возможные проблемы: любые сложности в отношениях с приемными детьми, последствия перенесенных психических травм, болезни и результаты родительских ошибок (в том числе, совершенных из-за ложных советов АТ-"терапевтов")(
https://www.mentalhelp.net/blogs/rad-children-false-information-and-dangerous-therapies, /
, http://www.thedailybeast.com/articles/2015/03/14/the-worst-adoption-therapy-in-the-world.html ).
Навешивая с помощью придуманных ими опросников (не признаваемых доказательной медициной) свой ложный диагноз "нарушение привязанности" на всех приемных детей из российских детдомов, адепты АТ еще и создают негативный морально-нравственный портрет детей-сирот, фактически демонизируют детей. Якобы у них "нет совести" из-за "повреждения мозга", они лживы, притворны, манипулируют окружающими, склонны к воровству, жестокости, "одержимы кровью"(!?) и т.п. Родителям внушают, что нужно насильственным путем добиться "привязанности" у ребенка к приемным родителям (используя методы АТ), иначе из них вырастают "Гитлеры", серийные убийцы и т.д. В МКБ-10 и DSM-5 и близко нет ничего подобного этим диким утверждениям.
Таким образом при обращении к АТ, с одной стороны, на здорового ребенка с помощью псевдонаучных опросников навесят ложный диагноз и стигматизируют. А с другой стороны, если у ребенка существуют реальные серьезные проблемы с поведением, психическим развитием и т.п., то ему также будет поставлен заведомо ложный диагноз. И вместо получения своевременной помощи при обращении к доказательной психотерапии, ребенок станет мишенью, в лучшем случае бесполезных (но затратных по времени и средствам), а в худшем случае, опасных и вредных экспериментов.
***
И вот эта группа явилась в мае 2017 г. в Москву, а затем проследовала в Еактеринбург - с "миссией" "спасения" приемных семей России с помощью АТ. Компанию возглавляла Нэнси Томас - одна из наиболее активных пропагандистов и адептов АТ, автор разрекламированной в АТ книги "Когда любви не достаточно" ( АТ даже имеет другое название - "родительство по Нэнси Томас").
На упомянутом выше сайте "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy") для Нэнси Томас также отвели специальную страницу в разделе "поборники АТ" (
http://www.childrenintherapy.org/proponents/thomasn.html ).
Я разговаривала со своей знакомой Н. (молодой мамой, по профессии детским психологом) вскоре после её посещения конференции Нэнси Томас, устроенной в Москве 15 - 18 мая 2017 г. (
https://vk.com/wall-32482446_216903). У неё осталось очень плохое впечатление от увиденного и услышанного, что не удивительно.
Если кратко, вот содержание рассказа Н. Было две параллельных конференции: для специалистов и родителей. Н. пошла на ту, которая была для родителей. Главная идея, которую Нэнси Томас продвигала на конференции, согласно Н., такая. Предполагается, что приемные родители всегда хотят сохранить свой прежний стиль жизни, возможность приглашать гостей и т.д. А это сложно сделать с "такими трудными детьми" (имеются в виду усыновленные и приемные дети). У них неправильное поведение, они - вонючие (из-за энуреза) и т.п. ! Но, она, Нэнси - знает, как помочь родителям.
Лекция была во многом сосредоточена на биологических экскрементах детей, как будто это - главная проблема их поведения. При этом Нэнси Томас категорически утверждала, что, например "энурез - это всегда признак сексуального насилия”. Опыт с ее собственными воспитанниками она представляет как универсальный. Для лечения энуреза Нэнси Томас рекомендует следующее - заставлять даже маленьких детей самим стирать нижнее белье (одежду) холодной водой с уксусом в тазу.
Одна женщина спросила ее: "А если ребенку - только 1,5 - 2 года?"
Нэнси Томас ответила: "Ну, для таких маленьких детей я еще могу постирать нижнее белье сама …, но для более старших - нет, пусть сами стирают в тазу, холодной воде с уксусом… это помогает очень хорошо".
Примечательно, что по наблюдению моей знакомой, Нэнси Томас уходила от ответов на вопросы, которые противоречили ее “большому опыту”. Иногда она ссылалась на мнение некоторых “известных специалистов”, якобы подтверждающих её подходы, но не называла имен.
Ниже приведена также фотография с конференции.
На презентации можно снова видеть перечисление экскрементов (моча и др.), что кажется представляется центральной проблемой для Нэнси Томас. В данном случае я только стараюсь правильно воспроизвести рассказ очевидца.
И еще в добавление по этому поводу. Из свидетельств самих американцев, подвергающих критике методы Нэнси Томас и вообще все это лженаучное направление «Attachment Therapy” («терапии привязанности») в комментариях в интернете и т.п., можно узнать, что физиологические проблемы (энурез и др.) - непременная излюбленная тема выступлений Нэнси. Причем она все стремится "объяснить" именно якобы пережитым детьми сексуальным насилием, не пытаясь найти более простые причины (то же самое, впрочем, можно видеть и в её книге).
По словам американцев, критикующих методы Нэнси Томас, это особенно глупо, когда речь идет о детях 12 - 24 мес., тем более с учетом того, что сейчас в США среди части родителей распространилась мода (не слишком разумная) не приучать детей гигиеническим навыкам вплоть почти до 3-х лет. Особенно запущены в этом отношении бывают дети из фостерной системы. Однако Нэнси Томас не рассматривает такие простые возможности, зато обожает рассказывать всякие страшилки на сексуальную тему. Или объясняет энурез и т.п. стремлением приемного ребенка с "нарушением привязанности" намеренно раздражать родителей.
При входе Н. получила раздаточные материалы (буклеты) конференции, с которыми я тоже имела возможность ознакомиться. Название конференции впечатляющее: “Вперед, к успешной жизни!” Материалы включали информацию о «реактивном расстройстве привязанности» (на англ.: Reactive Attachment Disorder, RAD) в ложном понимании приверженцев псевдонаучного направления «терапии привязанности» ( Attachment Therapy, АТ ), а также применяемый АТ-«терапевтами» псевдонаучный опросник, с помощью которого всех вообще детей можно записать не только в страдающие от «нарушения привязанности», но и в будущие преступники. Фактически, это обвинительный акт с "презумпцией виновности" для детей.
В отношении кормления даются такие жесткие рекомендации: самая простая пища три раза в день, в промежутках - сладости и подслащенное молоко, желательно из бутылки с соской для "развития привязанности". Согласно ложным представлениям «родительства по Нэнси Томас» сладости и подслащенное молоко якобы способствуют «индукции привязанности». Для части детей, особенно страдающим плохим аппетитом, увлечение родителей такими «диетическими рекомендациями» может резко повысить риск истощенности (с анемией), аллергии, детского диабета, снижения иммунитета. Да и вообще такой подход к детскому питанию - дикость с точки зрения доказательной педиатрии.
И подобных «перлов» - в этих раздаточных материалах множество. Присутствует и характерное заявление: только Нэнси Томас и её единомышленники могут помочь «таким детям». Якобы «обычные» (принятые) виды детской психотерапии на них не действуют. И если кто из соседей или родственников усомнится в правильности действий родителей, воспитывающих детей «по Нэнси Томас» - рекомендовано отвергать такую критику сразу же ! Все это очень напоминает директивы какой-нибудь деструктивной секты с жестким контролем своих членов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. ЗДЕСЬ:
http://yuliamass.livejournal.com/235689.html