Оригинал взят у
yuliamass в
О ПРОНИКНОВЕНИИ В ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОПАСНОЙ ЛЖЕНАУЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И НЕОКУЛЬТОВ (часть 1)В настоящее время идет компания по реформированию системы детских домов, с превращением их в центры временного пребывания ребенка, изъятого опекой из семьи (до его устройства в приемную семью или, реже, возращения в родную семью). Это сопровождается форсированием помещения детей в приемные семьи.
Не обсуждая сейчас обоснованности подобной реформы с точки зрения научной детской психологии, защиты семьи и детей и т.п. (это отдельный непростой вопрос, см. здесь:
http://yuliamass.livejournal.com/163629.html,
http://yuliamass.livejournal.com/149979.html ), хотелось бы сфокусировать внимание только на одном специфическом серьезном риске, связанном с данной реформой. Его мало замечают, хотя его как раз можно было бы предотвратить.
Речь пойдет о вовлечении семей с приемными детьми в псевдонаучную психотерапию, потенциально опасную для жизни и здоровья, и деструктивные неокульты.
Считается, что приемные семьи нуждаются в специальном психологическом обучении (в школах приемных родителей и т.п.). Однако в России в сфере психологии произошло смешение научных направлений, и так называемой «альтернативной», психологии и психотерапии - всевозможных концепций и практик, основанных не на научном базисе, а ньюэйджевском оккультизме. И подобные «альтернативщики» рвутся в сферу, связанную с организацией школ приемных родителей (ШПР), «психологическим сопровождением» приемных семей, и т.п., как к лакомой кормушке (пополняемой, в том числе из бюджетных источников). Также эта сфера привлекает себе секты, так как семейное устройство дает возможность вербовки новых членов за счет социальных сирот и еще заработать «социальный капитал» (имидж «спасателей сирот»).
Об этой опасной стороне компании по «тотальной» деинституализации «социальных сирот» активисты родительской общественности предупреждали не раз. К сожалению, эти прогнозы сбываются.
В качестве одного из ярких примеров, демонстрирующих как на практике происходит вовлечение родителей (и приемных семей в целом) в секты и опасные лженаучные «психотерапии», можно привести ситуацию, сложившуюся вокруг Школы приемных родителей при общественной организации (фактически НКО) «Дорогами Добра» в Екатеринбурге.
В указанной «общественной организации» "Дорога добра" есть школа приемных родителей (ШПР). И там преподает американка Дейна Эванс (
http://www.dd66.ru/project/3/n-a-2 ), уже более 10 лет подвизающаяся в Екатеринбурге в качестве «евангелического миссионера» от неопротестантской организации харизматического толка "Trinity Communty Church" (США) (
http://tccknox.com/connect/ministries/missions/ ). Причем её можно было видеть в числе служителей церкви неопятидесятников "Преображение" в Екатеринбурге, входящей в ассоциацию «Глобальная стратегия». При этом она продвигала в Екатеринбурге одну из психотехник, распространяемых среди неопятидесятников и некоторых других направлений неопротестантов (евангеликов), носящую название «теофостик». (
https://en.wikipedia.org/wiki/Theophostic_counseling). Якобы с помощью этого метода можно излечить «психологические травмы», избавиться от зависимости и т.п. Однако в статье в англоязычной Википедии можно прочитать, что ряд представителей традиционных западных христианских конфессий отнесли теофостик (который его адепты называют «особым видом молитвы») к "практикам, несовместимым с Библией", а академические психологи - к разряду псевдонаучных методов (
https://en.wikipedia.org/wiki/Theophostic_counseling ).
Неопятидесятники - самая крупная секта из числа так называемых "новых религиозных движений" в России. Это - грубая магически-оккультная система, построенная на психическом манипулировании и контролировании сознанием. Она не может считаться христианским движением ( за которое оно себя выдает), так как многие её практики абсолютно несовместимы с христианской традицией (см. :"Итоговый документ Международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века", спец. определение. Нижн. Новгород, 23 - 25 апреля 2001 г.;
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/251.html; Международная научно-практическая конференция “Неопятидесятнические секты в России - угроза религиозного экстремизма, Саратов, 2005 г.:
http://ansobor.ru/articles.php?id=277 ; 3rd Meeting of the Inter-Orthodox Network for Initiatives and the Study of Religions and Injurious, 2010:
http://www.impantokratoros.gr/meeting_injurious_cults.en.aspx ).
У человека, вовлеченного в подобного рода секту, развивается своеобразная наркотическая зависимость от состояний эйфории, индуцируемых "пасторами" во время харизматических "молений". И он уже не может обходиться без "языкоговорения", "повержения в Духе", "молитвы мук рождения" и др. сектантских психопрактик. Таким образом он становится крепко привязанным к секте (подобно тому как наркоман является привязанным к наркотикам) (
http://www.ansobor.ru/articles.php?id=286). Поэтому ведущие специалисты в области изучения новых религиозных движений причисляют неопятидесятнические религиозные организации к неокультам деструктивного и тоталитарного характера.
**********
Однако о наличии у Дейны Эванс какого-либо специального образования в сфере психологии и т.п. - ничего не известно. Вмете с тем на связанном с неопятидесятниками-харизматами РАДИО ТЕОС Дейна Эванс постоянно выступает в передачах для приемных родителей, где её характеризуют как «специалиста»-психолога и т.п. Из этих передач можно узнать, что Дейна видит свою особую «миссию» в просвещении России о значении «нарушения привязанности» и «эффективных методах его лечения», о которых якобы было ничего «неизвестно» здесь, пока к этому дела не подключилась Дейна Эванс.
Но вот тут-то как раз и скрывается подвох. Чтобы это понять необходимо остановиться более подробно на понятии «нарушение привязанности».
Дело в том, что следует различать научное определение болезни, согласно Международной классификации (МКБ), и так сказать, "журналистское".
В МКБ 10-ого пересмотра в разделе, посвященном эмоциональным и поведенческим нарушениям детского и подросткового возраста, можно видеть два нарушения, связанные с привязанностью (
http://ncpz.ru/lib/1/book/14/chapter/11 ). Первое, F94.1, называется "Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте" («Reactive Attachment disorder”, сокращ. RAD). Второе, F94.1 - "Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу". Вкратце, они относятся к особой категории нарушений у детей до 5 лет, обусловленных крайне плохим обращением с ребенком, глубоким пренебрежением его физическими и эмоциональными потребностями и т.д. Но если в первом случае ребенок подавлен, боится взрослых, то во втором, наоборот, "прилипчив", не различает своих и чужих. Подчеркивается, что эти нарушения редко встречаются и мало изучены, диагностика их может быть затруднена, их не следует смешивать с другими болезненными состояниями, возникающими от жестокого обращения с детьми, различных психических травм и т.п. В качестве лечения рекомендовано помещение ребенка в благоприятные условия, обеспечивающие заботу, внимание, эмоциональное тепло со стороны взрослого и т.п. (
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf ). Никаких катастрофических прогнозов в отношении психологических и моральных свойств людей, в детстве страдавших одним из указанных выше нарушений, в МКБ10 нет.
С другой стороны в "журналистской психологии" подхватили и распространяют псевдонаучную трактовку "диагноза RAD", запущенную адептами лженаучного (и как будет показано ниже - опасного) направления, известного в США под названиями «Attachment Therapy» (AT) («терапии привязанности»), “Holding therapy” («удерживающей терапии»), «родительства по Нэнси Томас» и др. (
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf ,
http://www.anticekta.ru/?p=6641 ).
Псевдотерапевты АТ совершенно неверно толкуют и научную теорию "привязанности" в целом, и данный синдром в частности. Родителям внушают, что будто бы у приемных детей всех возрастов, взятых из детских домов, фостерной системы, переживших травмы и даже усыновленных сразу после рождения (в ряде публикаций АТ утверждается и такое) очень часто (если не всегда) наблюдается «RAD». Причем этому фактору не только придается гипертрофированное и крайне расширенное (до размывания границ и определенноcти) значение, но еще дается ложный морально-психологический портрет людей, в детстве страдавших RAD, не имеющий под собой научных обоснований и доказательств. Этот портрет носит устрашающий характер, сеет фобии, является стигматизацией. Якобы у детей с "нарушением привязанности" (в ложной интерпретации АТ) "отсутствует совесть", из них вырастают серийные убийцы, "Гитлеры", "Саддамы Хусейны" (!!!? - так и пишут) и т.п., и т.д. И что эти дети даже в младшем возрасте могут быть опасны для родителей. И только они, эти психотерапевты, могут помочь "привязать" ("to attach") детей к родителям, и таким образом "решить все проблемы".
Кроме неверной интерпретации термина RAD, в сочинениях адептов АТ нередко можно встретить упоминание некоего «синдрома нарушения привязанности» (“attachment disorder”, сокращ. AD). Это также их собственное изобретение (такого диагноза нет в МБК 10), и они подводят под него все что угодно. В результате ребенок родителей, руководимых АТ-«терапевтами», может оказаться лишенным самой необходимой медицинской помощи, так как симптомы любого заболевания (например плач ребенка от болей при аппендиците) легко списываются на «психическую ненормальность», вызванную «АД» (
http://www.edgework.info/article-Attachment-Disorder-A-Controversial-Diagnosis.html,
https://www.mentalhelp.net/blogs/rad-children-false-information-and-dangerous-therapies/ ).
И для развития (по существу, насильственным путем) "привязанности" у ребенка к приемным родителям адепты АТ рекомендуют методы, которые можно назвать не только бесполезными, но вредными и опасными для психического и здоровья детей, и даже их жизни, нередко доходящими до изуверства (
http://childmyths.blogspot.ru/2013/05/international-concerns-with-holding.html;http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188). При этом "АТ-терапевты" буквально демонизируют детей-сирот и предлагают ломать их личность, чтобы "привязать" ребенка к усыновителям. Некоторые договариваются до того, что у детей-сирот, усыновленных из детских домов, вообще "нет личности", их нужно полностью "переформатировать", чтобы потом "заново собрать".
Они расплодились в США, эксплуатируя трудности родителей, усыновивших детей. И теперь американцы, которые понимают опасность этого направления, не знают как эту "чуму" (это именно "чума") остановить.
Из- за применения методов АТ (синонимы: "родительство по Нэнси Томас", удерживающая или "холдинг" терапия и др.) в США было несколько десятков судебных процессов в связи жестоким обращением с детьми, вплоть до гибели детей. Причем это только "верхушка айсберга", намного больше - молчаливых жертв (
http://childmyths.blogspot.ru/2015/10/a-personal-account-of-attachment.html,
http://www.anticekta.ru/?p=6641 ,
http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ ,
http://www.orthomed.ru/node/799 ,
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188).
Источник фото:
http://www.childrenintherapy.org/essays/index.html AT была осуждена ведущими специалистами и профессиональными сообществами США в области детской психологии, психиатрии и психического здоровья и службы защиты детства, как ненаучная, медицински необоснованная и опасная для жизни и здоровья детей (см., например:
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf ;
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188 ).
Но поскольку она не запрещена законодательно, АТ продолжает распространяться, в том числе через интернет. Это немалый бизнес для этих лжепсихотерапевтов (подробнее, со ссылками, см. здесь:
http://www.anticekta.ru/?p=664 http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ http://www.orthomed.ru/node/799).
Ниже, для примера, приведена иллюстрация из книги Рональда Федеричи, одного из адептов АТ в США, показывающая рекомендуемые им приемы «холдинг-терапии» для "смирения проблемного ребенка" с целью насильственного развития у него "привязанности" к приемным родителям (цитир. по:
http://www.childrenintherapy.org/proponents/federici.html).
Что представляет собой «родительство по Федеричи» также наглядно описано вот в этом материале на английском сайте ВВС:
http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild.shtml http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild_transcript.shtml .
Материал содержит текстовую версию (транскрипт) телевизионной программы ВВС с описанием и обсуждением "метода Федеричи". Публикация и соответствующее ВИДЕО, выпущенное ВВС (
http://www.films.com/ecTitleDetail.aspx?TitleID=24696&r ), носят характерное название: "Приручение проблемного ребенка" ("Taming the problem child").
В частности, в этой программе показали, как Федеричи применял свои «методы дрессировки» (включая описанное выше «удержание») на усыновленном двенадцатилетнем русском мальчике Сергее (привезенном в США из Петербурга в пятилетнем возрасте).
Вот для иллюстрации два кадра из фильма "Приручение проблемного ребенка". Они демонстрируют псевдонаучную "холдинг-терапию", осуществлявшуюся (при участии Федеричи) приемными родителями русского мальчика Сережи для его "правильного воспитания" и "реабилитации":
**********
Мальчик вел себя недружелюбно по отношению к своим приемным американским родителям (даже агрессивно, как они считали). И они обратились за «помощью» к Федеричи. Причем в указанной статье цитируют высказывание Федеричи, где он утверждает, что у таких детей, как Сергей, вообще отсутствует "личность" («identity»). По словам Федеричи необходимо «сломать» эту «безличностную оболочку», чтобы затем «собрать заново». Еще он использует выражение "перепрограммирование" ребенка.
На признание родителей, что "метод" не принес обещанных "улучшений в поведении ребенка", Федеричи отвечает, что родители еще не проявили должной настойчивости. Такой ответ очень характерен для разного рода "целителей"-шарлатанов, которые всегда заявляют, что пациенты сами виноваты, если не выздоровели.
Интересно, что в этой передаче за сирот вступается известный психолог из Великобритании проф. Петер Фонаги (Prof. Peter Fonagi). Вот его слова:
«Меня очень обеспокоило утверждение, что сначала надо разрушить кого-то, чтобы потом снова построить. Нормальный подход к исправлению расстройств поведения - это помочь родителям лучше понять своего ребенка. У этих детей очень нарушена самооценка, понимание того, кем они являются на самом деле. Если же вы постоянно еще больше разрушаете это чувство самосознания в ребенке, то в конце концов это приведет к тому, что ребенок станет еще более депрессивным и впадет в отчаяние».
Этот фильм был заснят в 2001 г., но нет никаких свидетельств, что с тех пор Федеричи осудил свои взгляды и методы (напоминающие методы "промывки мозгов" в тоталитарных сектах и дрессировку собак) и отказался от них. При этом на словах он постоянно отрицает свою принадлежность к адептам АТ. Подобная скрытность весьма характерна для представителей различных деструктивных сект и психокультов, составляющих неоязыческое движение Нью эйдж, с которым АТ имеет очевидно много общего.
Вот еще одна из популярных книг на тему "нарушений привязанности", с помощью которых псевдо-терапевты АТ запугивают приемных родителей, увеличивая таким образом число своих клиентов. Книга носит характерное название "Высокий риск: Дети не имеющие совести".
Ниже приведена фотография из этой книги, на которой АТ-"терапевт" Фостер Клайн демонстрирует сеанс "по уменьшению ярости" на мальчике 10 - 11 лет. "Терапевт", надавливая на грудь удерживаемого ребенка, намеренно доводит его буквально до исступления, чтобы ребенок начал в отчаянии кричать, как он ненавидит "целителя". Согласно лженаучным концепциям АТ подобные изуверские воздействия приводят к "освобождению" ребенка от "негативных эмоций" и обеспечивают "формирование привязанности".
Также в книге можно видеть следующие картинки, отражающие верования АТ:
На верхнем рисунке показаны "хорошо привязанные" детки, из которых автоматически должны вырасти "святые". Нижняя картинка изображает детей с "нарушениями привязанности" (причем этот "диагноз" ставится АТ-"терапевтами" на основании собственных лженаучных критериев). Они якобы "запрограммированы" превратиться в преступников, включая серийных убийц. Если, конечно, их не "спасут" АТ-"целители". Надпись над картинками гласит: "Америка - страна свободных людей, или почва для выращивания психопатов ?"
Обложку этой книги вместе с данной иллюстрацией можно видеть на известном американском сайте, посвященном разоблачению псевдо-медицины, со следующим комментарием: "это мусор, не достойный называться даже "псевдо-наукой" (
http://www.sciencebasedmedicine.org/pat-schroeders-endorsement-of-rage-reduction-therapy-the-cult-of-the-celebrity-strikes-again/).
*************
Спрашивается, а какое отношение все это имеет к упомянутой выше ШПР в Екатеринбурге? Оказывается, самое прямое. Один из преподавателей этой школы - Дейна Эванс - является типичным представителем адептов АТ и пропагандирует свои верования в России. Так, в 2012 г. именно Дейна Эванс организовала в Екатеринбурге семинары Нэнси Томас, одного из адептов псевдонаучной психотерапии АТ.
Не обращая никакого внимания на предупреждения своих соотечественников (ведущих специалистов в США в области психического здоровья и защиты детей) об опасности АТ («родительства по Нэнси Томас») Дейна Эванс с гордостью пишет в своем блоге, что ей удалось не только организовать эти семинары, но и устроить распространение в России Видео с тренингами Нэнси Томас, её книги для родителей (все в переводе на русск. яз.) и т.п. (подробнее см. здесь:
http://yuliamass.livejournal.com/193074.html).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. ЗДЕСЬ:
http://yuliamass.livejournal.com/193965.html