Как рассказать ребенку о войне.

May 12, 2015 20:30




В этой статье я опишу впечатления и переживания в процессе совместного изучения нашей семьи темы Великой Отечественной войны.

Месяц назад у старшей дочери Анюты в школе были каникулы и среди прочих запланированных на это время мероприятий у нас значился поход в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонную гору.

И вот, посередине каникул, между разными прогулками и развлекухами подошло время идти в музей. Аня категорически отказывалась туда идти: не хочу, скучно, про войну это для мальчиков, я устала, лучше возле дома погуляю и т.п. Ирине тоже эта идея не очень нравилась - может ты с детьми сам сходишь?!

Вначале я пытался вдохновить и увлечь рассказами о том как интересно будет в музее, но эта тактика потерпела фиаско, а давить сугубо авторитетом не хотелось. Пришлось сказать, что если папа куда-то зовет, то не надо думать и сомневаться - папа плохого не посоветует и уж интересно будет точно.

В итоге пошли всей семьей: я с Ириной и Аня (8 лет) с Машей (5 лет). Ура! Психологическую инерцию "война это скучно, страшно и для мальчиков" уже преодолели!


Наше путешествие началось с экспозиции под открытым небом. Мы прошли мимо японских танков и пушек, посмотрели как выглядит ДОТ. Я рассказал девчатам про Александра Матросова и его подвиг - это произвело на них сильное впечатление.

Маша спросила: «И он правда умер?!» Я ответил, что да, но зато он геройски спас своих товарищей от смерти от огня пулемета. Дальше мы вышли к экспозиции военно-морской техники. Посмотрели эсминцы, как выглядят торпеды и мины. Провел параллель с Титаником (их любимое кино), который налетел на айсберг и утонул. И также корабль может затонуть, если столкнется с миной или в него попадет торпеда (ракета, которая не летает, а плавает - так я объяснил).

Рядом стоял огромный бронепоезд с артиллерийским орудием большого калибра. Ребятня впечатлилась масштабами грозной техники. Следующая остановка в лесу у партизан. Здесь воссозданы землянки, окопы и даже собрана полевая кухня. Я напомнил девчатам, что землянки наши предки научились строить очень давно, мы уже говорили про это на уроках, которые я веду по пятницам в школе. И вот эти простые жилища очень выручали наших солдат и партизан во время войны.

Отдельно стояла баня - мы обсудили, что это важная часть русской традиции, а для солдата возможность освежиться и восстановить силы.

Дальше шла выставка артиллеристских орудий Советской армии. Пушки установлены в специальные окопы и я объяснил девчатам что к чему и как работает артиллеристский расчет - благо сам артиллерист - вот и пригодились знания полученные на военной кафедре в институте J. Пройдя вперед мы вышли к экспозиции самолетов и бронетехники. Здесь под навесом можно увидеть самые разные экземпляры: трофейные, союзнические и наши, советские.

Маше больше всего понравился истребитель, раскрашенный как хищная акула. Я сделал акцент на нашей технике. Показал детям Ил-2 - самый лучший штурмовик времен Великой Отечественной войны. Самый лучший танк - Т-34. И конечно же «Катюшу», которая произвела на Аню самое большое впечатление - теперь ей стало понятно связь с ее любимой песней про Катюшу, которая ждет любимого солдата.

Я рассказал девчатам, что «Катюши» наводили ужас на фашистов - контуженные, они просто цепенели и думали, что на них обрушивается гнев божий. Фашисты прозвали гвардейский реактивный миномет «Сталинским органом».

Дети спросили кто такой Сталин. Я рассказал, что он в то время руководил нашей страной, как Путин сейчас и во многом благодаря ему мы одолели врагов. Сталин был смелым и сильным человеком, который горячо любил свою Родину и не позволял давать ее в обиду.

Тут навстречу нам прошла большая группа школьников в пилотках и плащ-палатках с экскурсоводом одетым в солдатскую форму. Аня с Машей конечно же заинтересовались - надо будет тоже собрать группу из школьников или может из родственников для такой занимательной экскурсии. Дальше нас ждал лабиринт из окопов и блиндажей где мы с удовольствием побегали, поиграли в «войнушку». В конце маршрута мы посмотрели экспозицию военных автомашин и легкой бронетехники.

Путешествие нам понравилось, и мы направились в сторону музея. Надо сказать, что здание музея само по себе является шедевром архитектуры и украшением Поклонной горы. Возле гардероба продают кучу сувениров, книг, разных моделей для сборки и всего-всего, что связано с Великой Отечественной (и не только) войной - мы решили вернуться сюда после.

Экскурсия начинается с большой галереи уходящей вглубь к скульптурной композиции «Родина оплакивающая своего Сына». На всем протяжении галереи на потолке можно видеть огромное количество хрустальных гирлянд символизирующих слезы по погибшим в этой войне - их здесь 2 600 000 в память о 26 миллионах наших соотечественниках погибших в годы войны. Под большим впечатлением мы прошли дальше в сторону диорам, посвященных главным событиям Великой Отечественной войны.

Первая диорама называлась «Контрнаступление Советских войск под Москвой в декабре 1941» изображает движение колонны бойцов сибирских и уральских частей уверенной поступью идущих на подкрепление защитникам Москвы героически остановившим наступление группы «Центр», женщины и дети окрестных селений оставшиеся без крова с надеждой вглядываются в лица солдат.

Вторая диорама посвящена Сталинграду - моменту объединения войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов и захвату в кольцо 6-ой армии Паулюса - мы видим ликующих красноармейцев и полностью деморализованных фашистов.

Дети первый раз видели, что такое диорама и им очень понравилось совмещение художественного фона на заднем плане и объемной реконструкции на переднем плане. Следующая диорама на нашем пути называлась «Блокада Ленинграда».

Воспоминание о Санкт-Петербурге всегда вызывает приятные ассоциации у старшей дочери - несколько лет назад мы ездили туда на целую неделю и замечательно провели время. Однако то что мы увидели заставило наши сердца трепетать: на диораме было изображена самая тяжелая зима 1941-1942 года; город предстал перед нами разрушенным бомбежками и охваченный огнем пожаров; жители пытающиеся укрыться от бомб под мостом, вмерзшие троллейбусы - сочетание стужи, марева пожаров и гари разрезаемой огнями прожекторов на физическом уровне передавало всю тяжесть положения блокадников, а единственный просвет в небе занимал казавшийся неотвратимым строй фашистских бомбардировщиков…

Пока мы разглядывали диораму в зал вошла группа школьников в пилотках и плащ-палатках, которых мы видели возле бронетехники. Экскурсовод начал рассказ о тяжелом положении жителей Ленинграда, о том что главным испытанием стал голод. Бадаевские продовольственные склады сгорели от бомбежек в первые месяцы войны и жители собирали пропитанную расплавившимся сахаром землю и вываривали ее в котелках, чтобы напоить этим напитком детей. Суточная норма выдачи хлеба детям была сокращена до 125 грамм, а сам «хлеб» больше чем наполовину состоял из столярного клея и опилок.

Экскурсовод открыл коробку и выдал каждому по 125 граммовому кирпичику ржаного хлеба, чтобы каждый ребенок смог оценить, сколь мала была суточная порция еды, а ведь ее еще надо было растянуть на весь день…

Пока каждый мелкими порциями жевал свой паек, экскурсовод включил светозвуковое сопровождение диорамы. Комната наполнилась гулом моторов бомбардировщиков, завыли сирены, из репродукторов чеканилось «Внимание! Воздушная тревога!», свист авиабомб завершающийся гулкими взрывами в дрожащем полумраке зала озаряемого багровыми огненными всполохами настолько оживил картину, что все мы просто оцепенели… Когда в зале включили свет дочки в испуге прижались ко мне и вытянули меня в коридор на воздух.

И Аня и Маша категорически отказались продолжать дальше путешествие по музею! Мы с Ирой как могли успокаивали их,- да что уж там, нам и самим было не по себе…

Я собрался с духом и объяснил дочкам, что пока, к сожалению, война в нашем мире также неотвратима как и зима. Однако мы же не прячемся от морозов и вьюг и не сидим дома по полгода в ожидании лета, а надеваем теплые шубы, шапки, варежки и продолжаем ходить в школу, в садик, на работу и даже радоваться жизни в суровых зимних условиях. И в этот музей мы пришли не для того, чтобы увидеть ужасы, испугаться и убежать, а чтобы вместе, всей семьей изучить войну, прочувствовать горький от пота и крови и вместе с тем героический вклад наших дедов в Победу над захватчиками. Еще никому не удавалось поработить нашу Родину! Не удастся и впредь! Ни при нас, ни при наших детях, ни при внуках и правнуках…

Девчушки кое как успокоились, и мы пошли дальше. Правда, изучать оставшиеся диорамы они категорически отказались - мы не останавливаясь пробежались по ним и вышли к парадной лестнице ведущей к Залу Славы. В центре лестницы подымается вверх панно из солдатских касок, плащ-палаток и автоматов обрамленное лавровыми и дубовыми ветвями, а на верхней площадке установлены золоченые Щит и Меч Победы, раскрывающие Мощь и Силу Русского Духа.

Сам Зал Славы посвящен беспримерному подвигу почти 12 тысяч лучших воинов удостоенных звания Героя Советского Союза - имя каждого увековечено на стенах зала в мраморе. В центре зала величественная фигура Солдата-Победителя. Вспомнились стихи Роберта Рождественского:

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

...А когда он упал -

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

Посмотрите, как эти стихи читает мальчонка в кинопробах детей к фильму «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»:

image Click to view



Источник: (статья полностью!) http://www.ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/kak_rasskazat_rebenku_o_voyne/

воспитание патриотизма, дети России, образование

Previous post Next post
Up