Оригинал взят у
avderin в
Иерусалим. Музей Рокфеллера.В 1930-м году Джон Рокфеллер-младший дал денег на постройку археологического музея в Иерусалиме. С тех пор музей так и называют его именем - хотя, не знаю, закреплено ли это хоть где-то официально.
Проектировать музей поручили архитектору Остину Харрисону. Расположенное через дорогу от стен Старого города и сложенное из массивных известняковых блоков здание музея более всего напоминает крепость.
Перед входом в музей такой шлагбаум -- кажется, и танк остановит.
Вход в музей.
Вид с крыльца музея.
Музей управлялся специальным попечительским советом. В 1948 году при разделе Иерусалима он оказался на оккупированой иорданцами территории. Но продолжал работать в прежнем режиме. До 1966 года -- когда король Хусейн его национализировал. В 1967 разразилась арабо-израильская война. Израильтяне выбили иорданцев из Иерусалима и Западного Берега. Во время боёв в башне размещался израильский наблюдательный пункт. С тех пор здание украшает множество отметин от пуль. Сейчас музей находится в ведении Израильского департамента древностей и Израильского музея.
Уже на входе начинаются всякие вызывающие моё восхищение штучки. Это не экспонат. Это родной дизайнерский турникет 30-х годов. В рабочем состоянии.
Стоит подле гардеробной.
Возможно, это было пожелание Рокфеллера... Не знаю. Но вход в музей бесплатный. При том, что в материнский музей Израиля билет стоит 50 шекелей. Разрешено фотографировать. Только без вспышки.
В большом вводном зале размещена экспозиция, посвящённая созданию музея и его истории. Здесь, сделанный архитектором макет комплекса и его посмертная маска.
Залы идут по периметру и называются по сторонам света. На углах расположены восьмиугольные купольные башни -- в них тоже размещены экспонаты. Внутри периметра дворик с бассейном и фонтанами. Вокруг -- арочные галереи, под сводами которых тоже размещены всякие древности.
Вдоль самых стен идут вот такие каменные скамьи. В жару -- самое оно.
Напротив главной башни -- вот такой сводчатый павильон, облицованный изнутри керамической плиткой. Тоже с фонтаном.
Фонтан в бассейне.
Римские саркофаги.
Как я понимаю, этот сосуд был когда-то частью какого-то фонтана -- и из раскрытых ртов дев в фригийских колпаках текла вода.
Даже водостоки (серого цвета) не куплены где-то готовыми, а сделаны по рисунку архитектора специально для этого здания. Настоящее уникальное здание тем и отличается, что автор задаёт не только общий силуэт постройки. По его эскизам делается всё, вплоть до дверных ручек и оконных шпингалетов. К сожалению, время такой тотальной архитектуры закончилось где-то перед последней Мировой войной. Хотя и в то время таких проектов делалось уже немного. А сейчас здание, как какой-то конструктор, набирают из готовых элементов. А уж всякой мелочёвкой вообще никто не заморачивается. Ручки, двери... просто подбираются по каталогам.
Между арочными проёмами расположены стилизованные под старину рельефные вставки -- работы Арика Гиля.
Дизайнерская люстра в одном из угловых павильонов.
Фонтанчик с питьевой водой в коридоре.
Залы музея.
Кто-то будет надо мной смеяться, но меня очень подкупает, что экспозиция музея до сих пор организована так, как было задумано создателями этого музея. Это не только музей об археологии, это ещё и музей про музей.
Всё стоит и лежит в родных витринах того времени.
Похожий на баночку с крышечкой древний керамический саркофаг. Крышка с изображением человеческого лица снималась -- и покойник засовывался внутрь.
В музейном комплексе работают научные сотрудники Музея Израиля и Департамента древностей Израиля. Коридор в служебном корпусе.
Научная библиотека.
Родные столы, стеллажи, металлические оконные рамы с регулируемым, фиксируемым поворотом створок.
Служебный внутренний дворик. Создатели комплекса постарались многое сделать для удобства посетителей и сотрудников.
В экспозиционных залах кондиционеров нет. Но толстые стены сохраняют прохладу и даже в самую сильную жару дают ощущение комфорта. Можно выйти во внутренний дворик и, слушая журчание фонтана, посидеть в тени около бассейна.
Никакого отопления в залах нет. Нашёл русскоязычного сотрудника, спросил, как зимой? В куртке по залам ходите?
Отвечает, в обычной форменной хлопчатобумажной. Без подкладки. Не жарко, но и не холодно. Солнышко выглянуло, стены прогрело -- они потом долго тепло отдают.
Вот такой музей. Про археологию и про музейное дело 1930-х годов.