Архистратиг Стратилатович, майор въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки...

Jun 08, 2017 16:00

Биолог Владимир Фуралев о первой в России защите диссертации по теологии
Владимир Фуралев 07.06.2017, 12:01
Шагом вперед или назад стала первая в России защита по теологии,и какие горизонты познания открывает она перед отечественной наукой, рассуждает Владимир Фуралев, старший научный сотрудник лаборатории инженерной энзимологии Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, кандидат биологических наук.
1 июня 2017 года случилось весьма печальное для российской науки событие: была защищена диссертация по теологии. Таким образом, теология была отнесена к числу наук не только де-юре, но и де-факто.
К области науки была причислена сфера умственной деятельности человека, не имеющая с ней ничего общего.
Теология (по-русски - богословие) - это изложение и толкование определенного религиозного учения и его догматов, а не изучение окружающего мира. Я не хочу здесь обсуждать тему, есть бог или нет, хотя очень часто в спорах с учеными теологи прибегают к аргументу: «Поскольку наука не доказала отсутствия бога, то религиозная картина мира равноправна с научной».
Доказать отсутствие бога невозможно, однако в науке принято руководствоваться принципом Оккама: сущности не следует умножать без необходимости.
В научной картине мира нет никакой нужды вводить еще одну сущность - бога. Как тут не вспомнить гордый ответ Лапласа Наполеону о Творце: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе, государь».
Современная наука нуждается в ней еще меньше. Это никак не отменяет возможности конструировать картину мира исходя из предположения, что бог существует и когда-нибудь удастся доказать его существование. В этом нет ничего антинаучного, в истории науки бывали случаи, когда гипотеза сперва отвергалась научным сообществом из-за отсутствия доказательств, но постепенно, по мере накопления таковых, она становилась общепринятой (например, хемиосмотическая теория Митчелла; даже открытие живого микромира Левенгуком сперва не признавалось, поскольку его микроскопы были уникальны и, кроме него, никто не мог видеть микроорганизмы).
Главное отличие богословия от науки в другом. Богословие признает существование неких «священных» книг, и написанное в этих книгах нельзя подвергать сомнению. Это категорически противоречит самой основе науки: в ней нет священных текстов и любое положение может подвергаться сомнению и проверке.
Бывший президент РАН Владимир Фортов произнес совершено справедливые слова о допустимости постановки под сомнение любых концепций, в том числе «казалось бы, незыблемых теорий прошлого, таких как дарвинизм… общепринятое исчисление геологических эпох». Вот только библейскую картину мира он почему-то забыл упомянуть - вероятно, по забывчивости. Библейские тексты противоречат данным физики, геологии, биологии, археологии и историческим фактам. С точки зрения научного мировоззрения эти тексты неверны.
А вот религиозное мировоззрение не может сделать этого естественного шага - ведь эти тексты для него священны. В этой связи нет ничего удивительного в том, что герой защищенной теологической диссертации - митрополит Филарет - был ярым гонителем науки и ее представителей.
Ярким примером может служить судьба выдающегося биолога-эволюциониста, одного из основателей экологии Карла Францевича Рулье. Труды Рулье подрывали устои идеализма и религии и вызвали ненависть к нему церковных кругов во главе с Филаретом. От Рулье требовали, чтобы он внес в подготовленную им книгу изменения, которые прямо противоречили его взглядам, и признал, что истинно и непреложно только то, что сказано о сотворении мира в Библии. За Рулье была установлена слежка, ему запрещалось публично выступать.
Гонениям от Филарета подвергалась не только теория эволюции, но и вся геология в целом. По словам Филарета, научная геология опровергает библейскую космогонию и потому «не может быть терпима». В марте 1858 года в связи с действиями московского митрополита Филарета против разворачивающихся геологических работ князь Одоевский обратился с письмом к обер-прокурору Синода Толстому: «Довольно уже Россия потерпела бед и убытков от страшного гонения на геологию, по милости которого у нас нет насущного хлеба, то есть каменного угля… тогда как все это гонение основано просто на незнании предмета».
К сожалению, автор диссертации ничего не написал ни о неприятии Филаретом передовых естественно-научных теорий своего времени, ни о гонениях, организованных им на носителей этих идей.
В диссертационной работе также не отражена позиция самого автора по этому вопросу: считает ли он необходимым для процветания богословия запрет эволюционной биологии и геологии или все-таки допускает их существование. Вообще можно рассматривать как злую иронию судьбы тот факт, что в стране, где большая часть ВВП получается благодаря добыче углеводородов, прославляемым героем диссертации стал ярый преследователь научной геологии.
Герой диссертации Филарет шел и еще дальше. Гонениям с его стороны подвергся профессор Московского университета историк Тимофей Николаевич Грановский, которого обвинили во вредном влиянии на студентов всего лишь за то, что он не упоминал в своих лекциях о роли божественного промысла в историческом процессе. Автор диссертационной работы, опять же, не пишет о своей собственной позиции в отношении того, необходимо ли во всех учебниках истории, издаваемых в Российской Федерации, требовать обязательного упоминания о роли божественного промысла.
Вероятно, подозревая, что развитие народного просвещения покажет всю несостоятельность религиозной картины мира, в начале 1860-х годов Филарет писал: «Тысячу лет прожила Россия, возросла, укрепилась, распространилась, значительно образовалась и благоустроилась при весьма ограниченной грамотности народа: была ли бы в том беда, если бы решились сделать ее всю грамотною не вдруг, в пять или десять лет, а постепенно, в пятьдесят или сто?»
Можно было бы подумать, что речь идет лишь о давно минувших временах и не имеет отношения к реалиям современной жизни. Однако принятие закона об оскорблении чувств верующих заставляет думать иначе (интересно, почему закон не защищает чувства неверующих в таком же формате?).
Очень скоро наша наука может выйти на уровень столь передовых в клерикальном отношении стран, как Саудовская Аравия или Объединенные Арабские Эмираты.
Что ж, можно представить себе перспективы такого продвижения для повседневной жизни научных сотрудников. Вот стану я выступать на ученом совете нашего центра с диссертацией о стимуляции пролиферации миобластов определенными доменами миофибриллярных белков. А какой-нибудь недоброжелатель из числа членов ученого совета заявит, что аргументов в пользу выдвигаемой мной идеи маловато. Тут-то я и пущу в ход главный козырь: «Мне видение было - сам Великий Кришна объявил мне, что они стимулируют пролиферацию! И один знакомый брамин подтвердил, что во сне являлся лично Кришна, а не какой-нибудь там Аполлон!» В итоге члены ученого совета единогласно голосуют за утверждение диссертации.
Впрочем, для нашей забюрократизированной страны более вероятно другое развитие событий. По всем институтам страны выйдет постановление, в котором президент РАН по согласию со святейшим патриархом объявит каноническим учебник биохимии А. Ленинджера 1976 года издания. Все механизмы регуляции активности ферментов, противоречащие упомянутым в этой книге, объявляются еретическими. Все упоминания о противоречии новых экспериментальных данных изложенным в священной книге постулатам объявляются оскорбляющими чувства правоверных биохимиков и могут вызвать соответствующие дела в суде. Веселые перспективы, правда?
Кажется, в России забывают, что в современном мире развитие науки напрямую связано с безопасностью государства и для его обеспечения абсолютно необходимо свободное развитие всех областей науки, без надевания на глаза шор в виде «священных» текстов. Какая именно из научных отраслей окажется решающей для обеспечения обороноспособности - предугадать совершенно невозможно. Не верите? Тогда вспомните 20-е - начало 30-х годов ХХ века.
В то время считалось, что физика атомного ядра - совершенно оторванная от практики, чисто фундаментальная научная дисциплина.
Так что веселого во всей этой истории очень мало - «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Деградация науки в нашей стране продвинулась еще на один шаг.


Сбор членов диссовета по теологии 1 июня 2017 года
Previous post Next post
Up