Пересечение границы Казахстана и Китая в сентябре в 2015

Mar 04, 2016 22:26

Вообще, попасть в Китай из бывшего СССР - задача не такая уж и простая. Все погранпереходы содержат те или иные подставы. Самые главные заключаются в том, что пешком переходить их нигде нельзя. Вроде как довольно распространённая практика в мире, и можно бы было пережить, если бы не было другой проблемы: на своей машине тоже границу пересечь нельзя (исключение составляет Маньчжурия, куда можно въезжать с российскими номерами). Дело в том, что в Китае другие ПДД и другие права. Соответственно, нам нельзя туда, а им нельзя сюда.

Границу пересекают обычно только автобусы и фуры. Соответственно, и путешественнику пересечь границу можно только на них. С фурами это практически нереально. Известны удачные случаи, когда погранцы вписывали в них автостопщиков. Но обычно это сопряжено с кучей сложностей типа путевого листа, или то, что дальнобои проходить границу могут очень долго.
Автобусы же за переезд границы хотят необоснованно много денег. Например, на границе с Приморьем это удовольствие стоит порядка тысячи рублей. На границе с Казахстаном - чуть меньше, но порядок тот же. В киргизском Иркештаме вообще, говорят, нужно брать на китайской стороне такси до Кашгара.. В общем, непросто всё.

Вторая ещё более коварная подстава состоит в том, что границы с Китаем закрывают на праздники. Неважно какие - китайские, или той страны, из которой погранпереход. Закрывать могут как на те, так и на другие. При этом узнать где-либо, кроме как на месте это часто невозможно. Скажем, на сайте киргизской погранслужбы это пишут, а на сайте казахской нет. Вот так вот попали и мы...




Встретившись в Алма-Ате 23-го сентября, мы направились автостопом к китайской границе, до которой ехать примерно 350 км. Подъезжая к Жаркенту от местных мы услышали отвратительнейшую новость о том, что граница закрыта до 29-го. Наше сознание воспротивилось этому настолько, что отказывалось в это верить: ну как так, зачем закрывать границу да так надолго? И что мы будем делать столько времени в Казахстане, когда нам надо в Китай (у Наташи вообще время только до 11-го октября). Посему, мы продолжали движение, списав информацию на непроверенный слух. Благо другие местные утверждали обратное: мол да, сегодня граница из-за праздника (Куйран-Байрам), а вот завтра уже будет работать.



Вписавшись у гостеприимной казахской семьи в Жаркенте, мы утром таки направились к Хоргосу, чтобы убедиться самим - закрыта она или нет. На границе (а точнее не на ней, а на въездном шлагбауме в пограничную зону) нас встретил лишь угрюмый погранец, подтвердив все самые ужасные слухи: до 29 не работает граница, езжайте назад! Местные, заверявшие нас в том, что граница будет работать, имели в виду не погранпереход, а расположенный в нейтральной зоне китайско-казахский торговый центр МЦПС (международный центр пограничного сотрудничества). Этот центр привлекает к себе челноков со всего Казахстана, тут можно дёшево купить оптом китайских товаров, и вообще приграничные городки живут во многом засчёт него.

Вернулись в Жаркент в полной прострации, не зная чего делать дальше? Тусить в Казахстане? Или может ехать на поезде. Встретили ещё двух стопщиков из России (одного из Рязани, другого из Нового Уренгоя), которые как и мы припёрлись сюда зря, и вынуждены возвращаться, несолоно хлебавши.



Решили-таки возвращаться в Алма-Ату и попробовать уехать на поезде "Алма-Ата - Урумчи", который должен был уходить на следующий вечер. Второй раз за этот год я возвращался по только что проеханной трассе после неудачной попытки пересечения границы (первый раз был в июне, в Приднестровье..).

В Алма-Ате выяснилось, что поезд стоит туеву кучу бабла - 31 тыс. тенге (почти 8 тыс. рублей) один билет. Собственно, я это пытался активно выяснит ещё по телефону в Жаркенте, но КТЖ крайне совково и дозвониться до международной кассы там так и не удалось. Ну ладно, поизучаем окрестности Алма-Аты, благо они интересны и красивы: Большое Алма-атинское озеро, Чимбулак, Чарынский каньон. На Чимбулаке я был в прошлый свой приезд, а сейчас там всё кардинально изменилось: построили много новых канаток, старые сняли, и теперь можно от самого Медео добраться до самой вершины (что мы и сделали).

В каньон же мы так и не попали. Испугались холода (ночью там температура падает до нуля). Зато опробовали хороший способ добирания до Хоргоса: поезд "Алма-Ата - Алтынколь". Линию эту открыли совсем недавно в 2013 году (пожалуй, самая новая ж.д. линия в бывшем СССР). Поезд уходит вечером, а приходит в Алтынколь рано утром, в 5.30 (при этом из поезда пассажиров по прибытию не выгоняют, можно ещё часик поспать).



Рассчитан он в основном на челноков, едущих в вышеупомянутый МЦПС, воспользовались и мы. От станции до границы где-то 10 км, которые можно проехать на такси или автостопом. Очень удобно, как раз попадаешь к открытию границы, тем более, что обратно в Жаркент уже лень было ехать по набившей оскомину трассе.



Впрочем, поезд ходит через день и мы, в надежде, что вдруг таки откроют границу 28, приехали в неё на день раньше (благо слухи такие ходили). Но нет, чуда не случилось, и нам ещё пришлось потусоваться денёк в Жаркенте и окрестностях.






В общем, кто едет этим путём, знайте, что границу эту время от времени на несколько дней закрывают, старайтесь заранее планировать свой маршрут, чтобы не попасть так, как попали мы. А особенно хорошо можно "попасть" если ехать с обратной стороны с заканчивающейся визой. Потому что сейчас после двух дней работы её снова закрыли аж на неделю, но уже из-за китайских праздников. Как узнать дни закрытия границы? Я не знаю. В интернете информации нет никакой, местные узнают только от знакомых. Можно позвонить на погранзаставу, но не факт, что это получится сделать, учитывая казахскую нерасторопность.



У меня были некоторые подозрения ещё с самого начала, когда я будучи в Алма-Ате краем уха в метро услышал от кого-то, что послезавтра будет праздник. Вспомнил, как я заходил на сайт киргизской погранслужбы и там подробно писали про закрытия погранпереходов в праздничные дни. Увы, у казахов такой информации нет. Я тогда не придал этому значения, но даже если бы и придал, вряд ли бы была возможность ускориться.

Рядом с границей открылась гостиница. Мы попали на второй или третий день её работы, стоило место 500 тенге (120 рублей примерно). Если учесть, что были заморозки - то самое оно. Соседи суровые храпящие дальнобои.



Первый КПП на пункте пропуска Хоргос за 6 км до границы. За него в принципе можно проехать, но только с хоргосской пропиской. Те, кто едут в Китай, проверяются пограничниками первый раз именно здесь. Пешком пройти непосредственно к границе тоже нельзя, надо вписываться в какой-то транспорт.

Подошли к КПП к 9 часам утра. В отличие от предыдущих дней, тут уже царил аншлаг: куча автобусов, фур, людей. Все пытаются поскорее пересечь границу за отведённые два дня, потом она снова на неделю закроется. Чуть позже подошла ещё пара автостопщиков из Киева, мы с ними уже познакомились на вписке в Алма-Ате. Среди автобусов был довольно оригинальный - огромный грузовик с пассажирской кабиной. Оказалось, это европейцы так путешествуют из Лондона в Австралию. За день до этого, мы видели этот грузовик в Жаркенте. Ещё возник некий бекпэкер-китаец, возвращающийся на родину.



Автобусы были переполнены и не горели желанием нас брать даже за деньги. Рядом тусовались таксисты, предлагали отвезти за 500 тенге (125 р.) с человека. Мы уж было сели к ним, думая, что они нас довезут до китайской стороны. Но нет, они предлагали довезти только до непосредственно границы (6 км). Обратились к пограничникам. Они, слава Богу, знали, что такое автостоп, и вписали нас в один из автобусов.

При посадке в автобусы все выстраиваются в очередь и показывают паспорт пограничнику. Он смотрит, и если всё нормально - пропускает в салон. Мы досматривались последними. Погранцу не понравилась отсутствие у Наташи миграционки. Её ей не дали, т.к. она въезжала по заграну, а у нас таможенный союз, все дела. Так ей сказали на въезде. Пограничник начал чего-то звонить выяснять. Водитель занервничал и уже собрался было ехать без нас (видно по всему было, что он и так нам был не рад, а тут ещё и задержки), но тут, наконец, пограничнику ответили, что "там на границе разберутся", и мы сели.

Автобус привёз нас непосредственно к границе, перед которой уже выстроилась солидная вереница других автобусов. Выяснилось, что тут все равно все автобус покидают и проходят границу пешком. Мы с радостью покинули негостеприимный автобус и встали в хвост очереди на вход на погранзаставу. Очередь двигалась очень медленно. Пропускающие на погранзаставу солдаты явно не отличались расторопностью и желанием кого-либо впускать, но и стоящие в очереди казахи не отличались деликатностью и пытались протолкнуться к двери как можно скорее. Из-за чего у них периодически происходили подания этими солдатами. Правда периодически без очереди проламывались через заветную дверь всякие различные "друзья" этих солдат..

Уже когда мы почти подошли к вожделенной двери, вдруг из него вывели того самого бэкпекера-китайца. Он вообще не понимал чего произошло, почему он вошёл, а его вернули назад. Спросили у солдат, в чём у него проблема, давайте мы ему переведём? Они невнятно промямлили: "билет нужен". Какой ещё билет? На границе? "Ну билет из Жаркента на автобус". А где его купить, тут можно? "Нет, тут нельзя, это надо в Жаркент ехать, там продают". Потом явно намекнули: "пусть нам билет оставит". В общем, казахские спецслужбы во всей красе.

У нас, слава Богу, не пытались ничего вымогать, хотя я опасался, что есть поводы. У Наташи не было миграционки, а у меня миграционка была, т.к. я въезжал по внутреннему паспорту. И как раз это тоже могло быть проблемой - вроде и нет запрета на въезд по одному паспорту в Казахстан, а выезда по другому, но, зная эту страну, не представляешь что может прийти в голову конкретному пограничнику? Тем не менее, всё прошло гладко: погранец (русский), увидев, что мы из Москвы, стал спрашивать чего у нас там да как, и ностальгировать по временам, когда сам туда ездил.

А вот у европейского грузовика-автобуса проблемы были. Пока мы стояли в долгой очереди на погранконтроль, к нам подошли какие-то офицеры и попросили перевести стоящим за нами европейцам, что "их автобус пока не проходит, пускай сядут подождут". Показательно, что на главном погранпереходе страны не нашлось ни одного сотрудника, знающего английский (при том, что через этот переход множество европейцев и интуристов ходит). Европейцы нам сказали, что хозяин грузовика ничего платить не будет, т.к. денег у них очень мало. Не знаю, чем история закончилась.

Далее после прохождения границы снова надо вписываться в автобус, чтобы доехать до китайской стороны. Между пунктами 6 км, но пешком идти нельзя. Здесь они хотят аж по 2 тысячи тенге (500 рублей) за проезд этих шести километров. Один автобус согласился нас двоих взять бесплатно, на нём мы и уехали к Китаю.

На казахскую границу ушло где-то 5 часов. Мы уже были готовы, что примерно столько уйдёт и на китайскую. Но не тут то было! Китайские погранцы работали куда быстрее своих казахских коллег (а может просто выход с казахской стороны такой маленький, что китайцы успевали с ним справляться). В итоге, где-то в 2 часа дня мы уже вышли в китайский Хоргос.



Вот он Китай!



Да и вообще по городу не очень заметно, что он настроен на приграничную торговлю, видимо того МЦПС вполне хватает. Деньги поменять в китайском Хоргосе тоже проблема: обменников обнаружено не было, только менялы сразу после КПП (а у них не очень хороший курс). Вывод - лучше избавляться от тенге ещё на казахской стороне и приобретать юани там же по возможности.












Массово продают всякие российские сувениры. Особенно популярен почему-то шоколад!



В т.ч. и производства одного бедного президента..



Вообще в Хоргосе, в отличие от приграничных к России городков, тут обилия надписей на русском и уж тем более на казахском не замечено. Только китайский и уйгурский (арабица).



Границу открыли на два дня, а после должны были снова закрыть и уже на неделю! Потому приближались большие китайские праздники. Вот так-то.



Китай, Казахстан

Previous post Next post
Up