Май 2014: RU->GEO->ABHZ->RU на "Ладе Калина-2"

Nov 24, 2015 01:00


На Винском нашёл интересное описание поездки россиянина из Невинномысска (Ставропольский край) на авто с российскими номерами по маршруту Россия-Грузия-Абхазия-Россия в мае 2014 года. Интересно, что пересечение границы Грузия->Абхазия никак заблаговременно не готовилось и происходило вынужденно-спонтанно. Автор очень позитивно описывает Грузию и сожалеет, что более никогда вернуться туда не сможет из-за дурацких грузинских законов, предусматривающих за пересечение границы RU-ABHZ несколько лет тюрьмы или штраф в тысячи долларов.

Приведу наиболее интересные и относящиеся к топику фрагменты рассказа.







За 3 недели до поездки купили «Новую Ладу Калину» (так она официально именуется), а в народе - «Калину-2». Кузов - универсал, комплектация «Стандарт». Сделал ТО-0 на 1300км и на следующий день выехали. Пробег за поездку составил 2000км. Калинке отдельная благодарность - ни разу не подвела, бензина скушала мало (средний расход 95-го за поездку 6 литров ровно). В машине пользовался навигатором с Навителом, пока ехали по России. Покупать навителовскую карту для Грузии за 600р. не стал, решил в Грузии ездить по карте.
...
В 16.25 подъехали к КПП Верхний Ларс. В очереди были седьмыми. Запускали только по 5 машин, поэтому на сам КПП въехали только минут через 20. Еще минут 20 - проверка документов (загранпаспорт, техпаспорт), визуальный осмотр багажника (сумки не открывали). Выехали с КПП на «нейтральную дорогу» (участок километров 5) и обалдели: со стороны Грузии перед российским постом стояла километровая очередь. Машин 100-150! Злые лица, измученные ожиданием люди. Нам повезло… Напомню, было 11 мая, последний день майских праздников. Поэтому, наверное, скопилась такая толпа… Дорога по «нейтралке» сносная. Не убитая, но и не идеал. Подъехали к грузинскому КПП. Супруга пошла проходить границу отдельно, в соседнее здание. Мои же документы проверил пограничник, спросил «Это Лада?», долго искал в моём загране штампы Абхазии и южной Осетии и отпустил. Таможенник спросил «Сколько пассажиров?», я ответил, что один и показал на жену. Он спросил «Эта? Женщина?», я кивнул. «Езжай!» Всё, мы в Грузии! Гамарджоба, Сакартвэло! 200 метров убитой гравийки, и начался отличный асфальт с необыкновенными пейзажами.
...
Случилась большая неприятность, которую не мог предвидеть никто… Сначала из России мне позвонил отец и сказал, что в районе Верхнего Ларса на дорогу сошел сель. Я его успокоил, ответил, что такое случается регулярно, и расчищают там всё быстро, а быть в Грузии нам еще 5 дней. Успеют, мол, всё убрать. Но когда мы вернулись в номер, включили ноутбук и прочитали новости, то поняли, что всё очень серьезно. Новости были в таком духе: «Под горной массой оползня, сошедшего в субботу утром в Дарьяльском ущелье у села Гвелети в Казбегском районе Грузии, оказались движущиеся в направлении грузино-российской границы автомобили и транзитные трайлеры. Как сообщает Министерство энергетики Грузии, полным ходом идут спасательные работы, к которым подключены и вертолеты.» Граница с Россией закрыта до окончания восстановительных работ (примерно 2 недели).
Всё, приехали. Две недели (а может и больше, никто не знает) граница будет закрыта. Положение не безвыходное. Вариантов вернуться в Россию несколько. Первый. Без машины самолетом из Тбилиси или Кутаиси, но только в Москву, да и куда машину девать? Возвращаться потом за ней? Второй. На машине в Турцию, в Трабзон, оттуда паромом в Сочи. Дорого, за машину 17 тысяч, еще несколько за нас. Третий. Через Азербайждан, Дагестан, Чечню, Ингушетию. Крюк в 1800 километров, азербайджанские погранцы (читал много нелестных отзывов), Дагестан. Боязно, далеко. Есть еще два варианта, но очень «скользкие». Через Южную Осетию (вообще близко, за день домой можно попасть не спеша) и через Абхазию на Сочи и Краснодар (800км.)

Напряженно уставились в ноутбук и стали перебирать варианты. Самолет отпал сразу, паром - после звонка в Трабзон (там сказали, что паром начнет курсировать только через три недели). Остался Азербайджан и «непризнанные территории». Да, именно так называются Южная Осетия и Абхазия в грузинском законодательстве. Проблема в том, что Грузия считает эти территории своими, но оккупированными российскими войсками. Проблема еще и в том, что даже если нам удастся выскочить из Грузии в Россию через ЮО или Абхазию, по документам мы будем числиться не выехавшими из Грузии. Потому что на границах Грузии с ЮО и Абхазией нет пограничной службы, и никто там не поставит штамп о выезде. Потому что единственный КПП Грузия-Россия находится в Верхнем Ларсе, дорогу к которому завалил сель. Возвращаться через Азербайджан я не хотел - долго, дорого, Дагестан. Поэтому стал перекапывать интернет на тему транзитного проезда из Грузии в Россию через Абхазию. Вариант ехать через Южную Осетию отпал после того, как дозвонился послу России в Южной Осетии. Он мне сказал, что физически к ним со стороны Грузии не попасть никак - грузины построили стену. Осталась Абхазия. Местные, жители Батуми, мне рассказали, что мост через реку Ингури в Абхазию действует и что местные там ходят. Пускают ли россиян, я так и не понял.

18го мая я дозвонился по «туристической информационной линии» в Тбилиси, где мне сказали, что Грузия не рекомендует туристам посещение «оккупированных территорий» в связи с высокой криминальной опасностью. Дозвониться в Абхазию я не смог - такое впечатление, что с грузинской сим-карты звонки туда просто блокировались…

Выезжать решили на следующий день, 19 мая. ... Выдвинулись в сторону Зугдиди, недалеко от которого находится мост через Ингури - граница с Абхазией.

Туда мы добирались чуть больше двух часов. Дождь, моросивший по пути, закончился, и жить стало чуть веселее. Поблуждав немного по Зугдиди, часам к 14ти мы выехали к границе. Место было весьма колоритное. Отличный грузинский асфальт заканчивался у поднятого шлагбаума. Там царило странное оживление - подъезжали и уезжали повозки, запряженные лошадьми, в которых сидели люди с сумками, коробками, мешками и прочей поклажей. Подивившись этим «лошадиным маршруткам», я отправился в дом у шлагбаума. Полицейские в окошке попросили документы и спросили, куда мы и зачем. Всё честно объяснил, ведь никакие законы нарушать мы не собирались. Полицейские изучали документы минут 20. После этого объяснили мне, что задержать нас они не имею права и пропускают нас дальше. Но если мы когда-нибудь вернемся в Грузию через пограничный пункт пропуска, то у нас будут проблемы с грузинским законом. Я ответил, что скоро мы сюда не вернемся, а там еще видно будет, и спросил, много ли таких как я, едет из-за этого селя через Абхазию. Они ответили, что сегодня уже несколько машин проехало, но некоторые вернулись обратно - их не пустили российские или абхазские погранцы. Напоследок грузины изрекли устрашающую фразу: «За то, что может ТАМ с вами произойти, мы, Грузия, никакой ответственности не несем. Удачи!» и отдали документы.

Поехали. На свой страх и риск. «Ничейный» мост полкилометра длиной, яма на яме. Люди идут пешком, или едут на конных повозках. Мост упирается в абхазский КПП. Серые тучи, серые люди, серая Ингури внизу, серое настроение… Особенно запомнился один момент, когда на абхазской «скорой помощи» привезли лежачего больного и, выгрузив его из машины, передавали родственникам, пришедшим с грузинской стороны. То ли «скорой» ехать в Грузию было нельзя, то ли грузинам нельзя за ним ехать в Абхазию, не знаю. Но выглядела эта передача больного на границе очень впечатляюще и тяжело…

Не буду описывать наши мытарства на границе. Можно было плюнуть на всё и двинуть на Тбилиси-Баку-Дагестан. Но когда Россия в 180 километрах, когда в трех часах езды родной Сочи, ехать уже никуда не хочется. (Никогда бы не подумал, что Сочи мне будет казаться родным и что так, до такой степени, мне будет хотеться в Россию!) Короче говоря, нас и еще нескольких бедолаг запустили в Абхазию уже в шесть вечера. В половине десятого мы выезжали с КПП и взирали на надпись «Россия».

Абхазия оставила в наших душах неизгладимый след. Дело в том, что мы въезжали в нее с юга, не с курортного района Гагр и Пицунды, а с Гальского района, где 20-25 лет назад шла война между грузинами и абхазами. Следы этой войны были всюду. Заросшие травой и деревьями разбитые дома, где жили грузины. Разрушенные целыми подъездами обгоревшие многоэтажки. И памятники той войне, молодые лица на барельефах… Одно радовало нас в той печальной картине - идеальная дорога. Узкая двухполоска, но с гладким асфальтом. Поэтому, повторюсь, уже к половине десятого вечера мы были в России.

Вот такое интереснейшее описание. Ну repovesi был бы не repovesi, если бы, так сказать не в идеологическую нагрузку, не процитировал бы ещё пару абзацев из текста автора, уже не про границы, а про отношение к Русскому миру простых грузин.

в Грузию мы отправились аккурат после дня Победы, и георгиевскую ленточку я принципиально не стал отвязывать с «дворника» нашей машины. Так и проездили с ней до самого Батуми, пока ее… но об этом чуть позже.

...

После завтрака к нам подошла горничная отеля и сказала буквально следующее: «Я увидела у вас на машине георгиевскую ленточку. Продайте мне ее, пожалуйста». Моей реакцией сначала стала отвисшая челюсть. Я, на свой страх и риск, поехал с российской символикой, демонстративно вывешенной на машине, в страну, с которой Россия воевала 6 лет назад, с которой у нас нет дипломатических отношений. И жительница этой страны просит продать ей эту символику! Я как-то даже забыл спросить, а зачем ей понадобилась эта ленточка. Просто пошел, отвязал ее от «дворника» и подарил ей.

...

Собрали чемодан и под моросящим дождем загрузились в машину. Особо запомнились слова той самой горничной, которая попросила георгиевскую ленточку: «Клянусь детьми, я очень переживаю за вас». Очень тронуло…

пункт пропуска через границу, Грузия, Абхазия, Россия

Previous post Next post
Up