Депортация из Кубы гражданина РФ - рассказ от первого лица

Mar 20, 2017 02:10

КАК Я ДВАЖДЫ НЕ ПОПАЛ В САН-ФРАНЦИСКО И БЫЛ ДЕПОРТИРОВАН (ВЫДВОРЕН) С КУБЫ ПО ПОДОЗРЕНИЮ В ШПИОНАЖЕ В ПОЛЬЗУ США.

«Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах» - говорит поговорка. В существовании Бога я не особо уверен, не уверовал в него и в течение последних нескольких дней, пока сидел в кубинской тюрьме.
На последнюю треть времени своего пребывания на Кубе у меня были планы: полазить по горам Сьерра-Маэстры, как революционер Че Гевара, забраться на Пик Туркино, посетить могилу Фиделя… Но планам не суждено было сбыться.

Но - обо всем по порядку.

Многим известна моя любовь срезать дороги через бездорожья, ходить по разным непонятным тропам, исследовать нестандартные места, ну и т.д. Не ради даже экстрима, а из-за нелюбви ко всем этим скучным пляжам, кабакам и музеям (жили мы дружной компанией в «Доме для Всех» в сотне метров от моря). В общем, излазив последовательно все возможные точки вокруг нашего жилища на окраине Гаваны (про него я еще напишу), я нашел на карте деревушку Сан-Франциско километрах в 5 по горам от дома. Что ж не сходить, схожу, посмотрю. Пошел по навигатору.

Как выяснилось (позже), через военную базу. Но кубинские реалии таковы, что военные базы тут не особо огораживаются заборами. Это в США - малейшая частная собственность, так заборы выше кремлевских и куча табличек, с перечнем законов, которые позволят вас подстрелить на месте.

В общем, набрел я (случайно) на эту базу. Военные взяли меня, конечно, долго звонили куда-то, потом накормили в армейской столовой и сдали миграционщикам. Не поленились отвезти на другой конец поздневечерней Гаваны, километров 30, потом обратно. Там меня допрашивал КГБшный полковник (с двумя помощниками), с составлением протокола, все, как положено. Они все удивлялись, почему я пошел ТАК далеко (5 километров для кубинца, тем более в погонах - это очень далеко) и почему я прилетел ИЗ США, да еще и с навигатором и фотоаппаратом был (понять, что развалины на территории части - какие-то военные объекты, на самом деле, трудно, но я даже их не фотографировал, а фотографировал природу). В общем, моего испанского (никаких переводчиков, конечно не было, даже на английский) хватило, чтоб объяснить, что никаких табличек и заборов не было, я дурак и так больше делать не буду.

Многим также известна моя (порой глупая) привычка доводить начатые дела и доходить недохоженные маршруты до конца (вспоминается Бечевинка и другие похожие походы). На следующий день, как спала жара, я опять отправился в сторону Сан-Франциско, делая огромный крюк вокруг военной части. Прямо по той дороге, о которой справился накануне у военных: тут-то нет военной части, тут можно идти? Конечно, можно!

Иду. Вижу самолеты. Ржавые. Пушка. Гнилая. БАХ! Военные.
- Блин, здрасьте, как выход найти? Опять нет никаких табличек-заборов.
- Ну, пойдем, разберемся.

Привозят на тот же КПП, что и вчера (оказалось, это та же самая военная часть, часть огромная, но не огороженная), опять ждем миграционщиков (еще дольше, чем в предыдущий раз), звонки бесконечные куда-то. Охраняют меня активней. Кормят - еще активней. Приезжает начальник части, потом миграционная полиция, увозят домой, по месту моего временного жительства: собирай все шмотки, едем. Приезжаем в миграционку, оказывается, на ее территории сокрыта целая тюрьма «для иностранцев».

- Главный КГБшник объявил тебя шпионом, приказал отправить в тюрьму, а потом депортировать, - сообщили мне.
Целую ночь описываем мои вещи, до 5 утра, включая переписывание всех денег (у меня ж их целый ворох, белорусских-то рублей, купюр, наверное, 100, и у каждой нужно зафиксировать номер).
Заставляют подписать какие-то бумажки. Ничего, кроме описи вещей и денег, не подписываю.
- Зовите кого-нибудь из росс. посольства! Я не понимаю ничего!
- Маньяна! (исп.: завтра)

Вот эта маньяна, эспера (подожди) и проч. - тянулось на протяжении всей отсидки.

Мои журналистские корочки, дорожные грамоты, зов росс. посольства - ничего не помогало.
- Ха-ха, - смеялись кубинцы, изучая мою дорожную грамоту, - Колумбия, Аргентина! Сейчас быстренько домой полетишь!
Депортироваться в Россию хотелось меньше всего.
Дальше, все, как в фильмах: снимают шнурки, ремень, отпечатки пальцев, оставляют мне смену белья, вынимают мое мыло, зуб. пасту и щетку (в тюрьму - со своим, т.к. коммунизм еще не достроен) и отводят в клетку.
Ночь. Почти утро.

На самом деле вся эта контора цинично называется «транзитный миграционный отель для иностранцев».

Очень издевательское название, в совковых тонах. Постояльцы отеля - все настоящие «иностранцы» - тут вам и Ангола, и Мали, и Нигер, и Кот-д’Ивуар, и Эритрея! Все что хочешь, сплошные иностранцы! Почти все без денег и документов. И почти все - за попытку переплыть на самопальных плотах с Кубы в США. Еще бы! Гниют тут по нескольку месяцев, а за их отсидку набегает круглая сумма: «отель»-то платный! 15 баксов за «проживание», 5 - за каждый прием пищи.
Какие-то негры из Эритреи сделали себе фальшивые эфиопские паспорта (на Кубу с ними проще въехать, хоть и по визе) и, прилетев, начали делать плот в заветные Штаты.

Один молодой малиец, кажется, (тоже плывун) снюхался в тюрьме с французской проституткой, она прикинулась душевнобольной, ее забрали в дурку, а тот тоже сошел с ума, бегает по коридору, орет ее имя. Но его не изолируют: вроде безопасен, не бросается ни на кого.
Из других сидельцев - какая-то банда из Африканской Гвинеи (один из них дипломат, другой - студент), которая якобы изготавливала поддельные кубинские паспорта… Из «нестандартных», т.е. не черных - мой сосед, итальянец, который перевел 300 тыс. баксов левых денег в кубинский банк, а потом приехал их снимать со своим подельником. Подельника - в тюрьму, итальянец - в депортационный лагерь. Деньги - в доход Кубы, на строительство коммунизма.

Ну и конечно… русский по имени Иван (москвич), который, пожалуй, переплюнул тут всех. Я много раз писал и еще больше - встречал - за долгие годы своих путешествий наших сумасшедших соотечественников, во всех концах планеты. Про них обычно все знают, они круче и известней всех: лезут на ледяные пики с велосипедами, плывут, пролезают границы, попадают в сводки, сидят в тайских тюрьмах, грабят какие-то банки, ставят рекорды и антирекорды, умирают от пьянок в Африках… Таких немного, но они есть. Я где-то тоже среди них, но не в топах. Иван торчит здесь почти два года (!!!) - и никуда пока не собирается, говорит, в России он перешел дорогу каким-то влиятельным лицам и его там убьют сразу, как прилетит в аэропорт. Он уже знает кучу языков, кубинцы постоянно таскают его переводить: с итальянского, русского, французского, английского… У него уже явно едет крыша (делать внутри решительно нечего: телевизор со стандартным набором: новости ни о чем, скучные фильмы, бейсбол), чтобы она не поехала окончательно он ежедневно принимает Нитрозипам (или еще что-то подобное, я не разбираюсь). Из-за этого у него заметно закатываются и пучатся глаза, как у пьяного Петровича. Слегка бредит (но убедительно) про то, что у него недвижимость на Мадагаскаре, Таиланде, Франции, Венесуэле и еще много где, умеет управлять самолетами всех типов, у него есть яхта, на которой спокойно ездит по всем Карибам. Якобы служил в военной разведке по всему миру, от Камбоджи до Чада, от Колумбии до Конго. Мечтает удепортироваться в Венесуэлу, но ни кубинцы, ни наше посольство якобы этого сделать не дают. Не знаю, что из всего этого правда, что нет.

Иван был суров, татуирован и не сильно разговорчив. Расспрашивал его в основном я.
Я еще, наверное, напишу статейку про эту веселую тюремную отсидку, где подробно расскажу историю каждого «иностранца», с которым успел поговорить.

Теперь немного про распорядки «отеля». Для нашей же безопасности нас постоянно запирали в клетки, иногда давали погулять по двору с решетчатым небом, как в фильмах! Но первый день я был под т.н. «следствием» и почти весь день просидел в клетке. Еще бы, я ж американский шпион, куда мне там с нелегалами да фальшивомонетчиками за одним столом сидеть! «Следствие» закончилось к вечеру, и мне позволили тусоваться с остальными постояльцами «отеля». Приемы пищи - по расписанию, удобства - в «номере» (среди них: огромные тараканы размером со столовую ложку без ручки). Раз в день - осмотр врачихи: давление-температура, нет ли жалоб.

Жалоб не было. Негры-мусульмане с удовольствием отдавали нам с Иваном свинину из своих паек (питание в нашем отеле - не шведский стол, увы), мы их с удовольствием ели. Кормежка сносная, как в школах, в армии и в других кубинских заведениях. Но за доллары!
Чем можно заниматься в «отеле»? Да ничем. Я отжимался от кроватей и от пола, когда сидел в клетке, на «прогулке» подтягивался за решетку нашего «неба», стоял на руках и отжимался от стены (по учению своего друга Чугунова-пожарника). Теперь понятно, почему тюремщики такие прокачанные. Книги читать вроде нельзя (их и нет, но Иван дал мне книгу Эдрага По), электронные устройства - нельзя, ничего нет. Подразумевается, что все тут транзитом, ненадолго, но многие зависают на месяцы, годы! У многих негров - не только денег-документов нет (он их рвут прямо тут на Кубе), но и посольства их стран нет, а это - большая головная боль для кубинцев!
В какой-то момент мне предложили поменять билет и «самодепортироваться» хоть сегодня-завтра. За свой счет, конечно.
- Хочешь? - спросил тюремщик.
- Конечно, хочу, - ответил я.
И предлагавший тип исчез.
- Где он? - спрашиваю я к вечеру.
- Маньяна, - ответили мне.
- Раз предлагают, значит все нормально, быстро выйдешь. А мне хрен знает сколько еще сидеть тут, - сообщил мне Иван на прогулке.
Через сутки, к вечеру мне сообщили: завтра летишь. Готовь бабки. Института депортации на Кубе нет как такового. Да и не депортация это, по сути. Все нелегально: ни адвокатов, ни посольщиков, ни протоколов.

Давай деньги за отсидку! «Отель» для выколачивания бабок с подозрительных элементов.

На мое счастье лететь я должен был в США, не в Россию. Уже неплохо.
Африканцы на помеси португальского, испанского и французского выражали мне свое восхищение, что я депортируюсь в такую замечательную страну как США. Карлик из Эритреи даже поцеловал мне руку. Кто-то просил забрать их с собой багажом. Иван пожелал мне счастливой дороги.
- Может, нужно, что-то передать твоей родне? Может, что-то подарить тебе?
- Нет, ничего не нужно. Буду дальше тут сидеть.

Его часы капают с 29.06.2015. Я же - на свободе. Неплохо отделался.
Последней каплей в этой истории были торги с миграционщиками. Изначально мне светило: 200 долларов «штрафа» за проход на «зону милитар», 40 долларов за «проживание» в отеле, 20 - за «такси» в аэропорт, 195 долларов за билет (я абсолютно уверен, миграционщики поменяли его бесплатно, у них есть свои рычаги). Я сбил цену вдвое, путем торгов в тюрьме и в аэропорту.
Все нелегально. Протоколов не составляют, бумаг никаких не дают, в посольство не сообщают.
«Маньяна».
- Покажите мне мой билет с ценой, падлы! - злился я в аэропорту на испанском.

- Нееет, нельзя! - бегал толстый мигранционщик от представительницы американской авиакомпании ко мне, что-то ей нашептывая и подмигивая. Она сама не знала, какую сумму мне назвать, а потом мигранционщик, сообразив, что я говорю с ней по-английски (он сам не говорил), быстро меня от нее изолировал.
- Вы меня обманываете.
- Хочешь обратно в тюрьму?

В тюрьму явно не хотелось…

На посадку я проходил первым , регистрировался на рейс без очереди. Хоть какой-то плюс в этой "депортации".

Жалею ли я о случившемся?
Нисколько. Это хороший урок. В США или в Африке, думаю, со мной бы поступили по-другому. 200 долларов и три ночи в каталажке - не такая уж высокая плата за весь этот спектакль.

Пока я сидел, постоянно вспоминал блогера Лапшина (почитайте, кто не знает, этот тот самый обладатель нескольких паспортов, которого экстрадировали из Беларуси в Азербайджан, кстати, что там с ним?).
Вспоминались другие известные заключенные: Ходорковский, Шаламов.
И Путин, с его хитрой улыбкой: «Двушечку залепили». Мне двушечку торчать не хотелось, конечно.
По большому счету, многие вольные путешественники: Кубатьян, Кротов, Дубровин, Лекай, Вершинина - попадали в разные тюрьмы и были депортированы из разных стран: кто из Сомали, кто из Кении, кто откуда. Ну вот и я пополнил их ряды.

Теперь, когда мой старорязанский друг Петрович будет лупить себя в грудь, закатывая глаза и рассказывая, как он чалился в Спасской тюрьме, у меня будет кое-что вставить про прекрасное соседство с конголезцами, эритрейцами и нигерийцами в кубинских застенках…

Сделал ли я выводы?
Конечно.
Цените свободу.
Думайте головой.

Правда, что меня в США успели завербовать?
Нет, неправда. Я сам дурак. США ни при чем.

Хочу ли я обратно в социализм?
Пока, пожалуй, нет.

Хоть миграционщики и сказали, что въезд мне закрыт на 5 лет, но из других источников известно, что все это глупость и я могу вернуться на Кубу хоть завтра. Но пока, пожалуй, не хочется :)
Привет из Майами! Путешествие продолжается.

Прошу прощения, что рассказ без фотографий. По понятным причинам.
Кому интересно - делайте репост. Интересная же история :)

Ну и если эти строки читает кто-то из юристов (неважно, из какой страны), расскажите, в каком правовом поле действовали эти кубинцы и стоит ли мне что-то предпринимать? :) Тоже интересно!
https://vk.com/ustino?w=wall3582156_3510%2Fall

беллетристика, тюрьма, Куба, депортация

Previous post Next post
Up