Вынесен приговор по делу группировки «Белые волки»

Feb 25, 2010 22:58


В Москве девять неонацистов получили от 6,5 до 23 лет лишения свободы за жестокие убийства. Они нападали на людей неславянской внешности, забивая их на смерть отвертками и ножами. Прокуратура причисляла националистов к группировке «Белые волки», но потом сама отказалась от этого обвинения.

Приговор националистам, которые, по изначальной версии следствия, входили в группировку White Wolves («Белые волки»), судья Мосгорсуда Эдуард Чувашов вынес на основании вердикта присяжных. Процесс по делу 12 скинхедов, которых обвиняли в 11 жестоких убийствах и одном покушении, начался в октябре 2009 года и проходил в закрытом режиме: половине подсудимых на момент совершения преступлений не было 18 лет, а одному из обвиняемых (ему вменялось участие в четырех убийствах) не исполнилось и 16. К оглашению приговора гособвинение недосчиталось троих из 12 обвиняемых: 21-летнего Александра Гришкова, 19-летнего Рихарда Соболева и 19-летнего Александра Талатынова, которому следователи приписывали участие в пяти убийствах, присяжные признали невиновными. Их освободили прямо в зале суда еще на прошлом заседании, и на оглашение приговора оправданные решили не приходить.

Остальных подсудимых коллегия признала виновными, но заслуживающими снисхождения. Их приговорили к срокам от 6,5 до 23 лет лишения свободы.

Все фигуранты дела обвинялись по ст. 105 (убийство) и ст. 282 (разжигание ненависти либо вражды на национальной почве) УК РФ. Самый младший осужденный, Иван Стрельников, которому до сих пор не исполнилось 18 лет, по решению суда проведет шесть с половиной лет в колонии. Самый длительный срок получил 22-летний Дмитрий Исакин ― 23 года в колонии строгого режима. Его следствие посчитало одним из лидеров банды, кроме того, в прошлом он уже был судим. (Как уточнил его адвокат, за кражу журнала из магазина.) Еще троих несовершеннолетних лидеров приговорили к семи и девяти годам колонии общего режима: по закону преступники младше 18 лет не могут быть осуждены больше чем на 10 лет колонии.

По версии следствия, свое первое убийство группировка совершила в день рождения Адольфа Гитлера ― 20 апреля 2007 года ― на улице Куусинена на севере Москвы. Алексей Джавахишвили по кличке Джава, его приятели Виктор Петров по кличке Бревно (также он откликался на прозвище Лысый), Александр Гришков и еще трое их знакомых, которых следователи так и не нашли, выпили пива и «отправились на поиски объекта для нападения». Им стал тракторист-узбек Худойкул Чориев, который за месяц до этого приехал в Москву и работал на стройке вместе с сыном. 42-летний Чориев вышел в магазин за продуктами, когда толпа набросилась на него с криками «Россия для русских!». Узбека били руками и ногами, повалили на землю, а добивали подобранной с земли доской. Труп забитого скинхедами Чориева нашли на следующее утро, а еще через несколько дней видеозапись убийства появилась в интернете. Один из нападавших снимал убийство на камеру мобильного телефона, а позже запись появилась на одном из националистических сайтов под заголовком «Что крепче череп хача или полено» (пунктуация оригинала сохранена).

Это не единственное видео, которое следствие приписывает «Белым волкам». Монтировал ролики и выкладывал их в сеть Джавахишвили, заявил на процессе представитель гособвинения. Сам подсудимый своей вины не признал.

Следующую жертву преступники нашли через полгода, 31 октября 2007-го. По данным следствия, Дмитрий Исакин по кличке Лютень, Николай Памфилов, которого друзья называли White Excuser, Александр Талатынов по прозвищу Джейсон и их приятель Иван Стрельников, которому не было еще 16 лет, недалеко от станции метро «Сокол» избили, а потом зарезали 42-летнего Алишера Тешебоева. Он приехал в Москву из Киргизии и был в столице разнорабочим на стройке.

После этого нападения участились, причем скинхеды стали убивать не только на севере, но и в других районах Москвы. В начале декабря у метро «Пражская» Сергей Демченко и Александр Соловьев приняли за «понаехавшего» из Средней Азии россиянина Улана Тумудова. 19-летний калмык приехал в столицу из Элисты за год до гибели. Он работал в одном из ресторанов и в тот вечер шел с работы домой. Националисты напали внезапно: Демченко сбил Тумудова с ног ударом кулака в голову, затем лежащую на земле жертву стали бить вдвоем, после чего тот же Демченко 36 раз ударил молодого человека ножом, а Соловьев, перед тем как убежать с места преступления, вытащил у Тумудова мобильный телефон. За это позже ему предъявили дополнительное обвинение по ст. 158 УК РФ (кража).

Через несколько дней скинхеды избили, а затем добили ударом ножа в спину узбека Поянова, еще через неделю их жертвой стал стекольщик из Киргизии Токтобердиев (его ударили ножом 73 раза в Нижнелихоборском проезде недалеко от метро «Петровско-Разумовская»), а на следующий день в районе метро «Чертановская» от рук скинхедов погиб 25-летний земляк Токтобердиева Нурланбек Шааев. Он работал на строительстве здания Чертановского суда. Причина смерти ― 36 ударов ножом, зафиксировали медики. В этих убийствах, согласно материалам дела, участвовал еще один член группировки ― Дмитрий Петров по кличке Дункель.

В январе были убиты еще пять человек, одному из пострадавших, 34-летнему Тиркешбаю Серкееву, удалось убежать от скинхедов. Его знакомый, 19-летний строитель Ягишмурат Сапаров, скончался в «скорой» от 20 ножевых ранений. 29-летнего разнорабочего из Узбекистана Равшана Аширова националисты забили ножами и отверткой на Ленинградском шоссе. 47-летний водитель автобуса Фахтуло Касимов, приехавший в Москву из Таджикистана за восемь лет до смерти, попался скинхедам на Новгородской улице недалеко от Алтуфьевского шоссе. Его тоже убили ножами. В тот же вечер «Белые волки», к которым присоединился их знакомый Рихард Соболев, напали на дворника из Киргизии Джаркынова, он умер от 29 ножевых ранений. По показаниям свидетелей и вещественным доказательствам следователи восстановили события того вечера: с места преступления скинхеды уехали на троллейбусе, вышли через несколько остановок и, купив в аптеке перекись водорода, с ее помощью смыли с одежды следы крови. Еще через четыре дня двое участников группировки ― Исакин и Дмитрий Петров ― напали на 22-летнего киргиза Нурлана Эркинбаева, грузчика с рынка «Горбушкин двор». Это нападение стало последним в череде убийств «Белых волков».

Арестовали предполагаемых членов группировки в конце 2008 ― начале 2009 года. Дома у нескольких из них нашли видеозаписи нападений. В ходе следствия половина подсудимых признали вину частично или полностью, остальные отрицали свою причастность к убийствам. Джавахишвили, например, говорил следователям, что не только не был лидером «Белых волков», но и убегал, когда его друзья начинали «бить нерусских». Панфилов рассказывал, что на месте нескольких преступлений был и даже участвовал в избиениях, но убийств не совершал. Родители подсудимых, в ходе процесса дежурившие у дверей зала судебных заседаний, как один утверждали, что их дети не националисты, а обвинить их можно в крайнем случае в хулиганстве.

«Никаких «Белых волков» нет и не было», ― заявил «Газете.Ru» по окончании процесса адвокат одного из обвиняемых Александр Васильев.

Васильев, представлявший в суде интересы Исакина, наказанного суровее других, считает такой приговор победой. «Его удалось увести от пожизненного», ― отмечает адвокат. Защитник рассказал, что из девяти вмененных Исакину убийств присяжные поверили в его причастность только к трем, к тому же проявили к националисту снисхождение. Впрочем, сам осужденный ни одного пункта обвинения так и не признал: он утверждает, что никого не убивал, не бил, «ненависти к нерусским не испытывает».

О том, что «Белые волки» не были организованной группировкой, к всеобщему удивлению, в процессе заявили сами представители гособвинения, чем сбили с толку присяжных. Ведь первоначально в материалах дела говорилось, что двенадцать националистов объединились в группу в день рожденья Гитлера в 2007 году и «разработали план преступной деятельности, согласно которому намеревались систематически в общественных местах совершать жестокие по своему характеру убийства лиц неславянского происхождения».

Один из заседателей, выбывший из коллегии по болезни, считает, что вердикт его коллег был мягким не потому, что они сочувствуют националистам, а потому, что следствие работало из рук вон плохо.

«Я понимаю, почему мои коллеги оправдали некоторых подсудимых, а остальных признали заслуживающими снисхождения. И почему признали их виновными только в шести убийствах из одиннадцати… Среди членов коллегии были люди «неславянских» национальностей. Ксенофобов, националистов и прочих шовинистов не было. Но следствие работало так плохо, что не было уверенности в том, что на скамье подсудимых именно те люди, которые и совершили вменяемые им убийства», ― рассуждает в «Живом журнале» бывший присяжный ― блогер postor0nnim-v.

Ни адвокат Васильев, ни другие защитники осужденных пока не решили, обжаловать ли обвинительные приговоры: в четверг после вынесения приговора им не удалось пообщаться с доверителями, которых тут же увезли в СИЗО.

http://www.gazeta.ru/social/2010/02/25/3329632.shtml

террор, правосудие, наци, убийства, нападение

Previous post Next post
Up