Конец Кино

May 19, 2013 15:43

Есть некая аналогия с первым фильмом Цоя. Со смертью Цоя умер настоящий русский рок, который родился вместе с ним. Умерла многослойность в музыкальных произведениях, которая заставляла задумываться и искать смысл. Остались одни однослойки, без второго дна... Может и великолепные, но всё же...

Так и в кино.
Вчера умер Алексей Балабанов. Человек с которым родилось настоящее русское кино и умерло вместе с ним.

Нет ни одного человека который был бы безразличен к его фильмам. Их либо любят, либо ненавидят, потому что эти фильмы, даже самые страшные, затрагивали сокровенную жилку внутри каждого человека. Нельзя оставаться равнодушным к тому, что задело тебя за живое... ты либо любишь это, либо ненавидишь, потому что ты живой человек и ты узнаёшь себя в героях Балабанова. Любовь и ненависть зависит от того, в ком ты опознал себя - в Даниле Богрове, или в маньяке Журове, что отозвалось в твоей душе...

Безразличными к творчеству Балабанова могут быть только человекоподобные андроиды, воспетые Тальковым:
"Они не думают, не чувствуют, не слышат,
Они не видят ни зги.
Они не любят, не страдают, не ищут,
Не напрягают мозги.
У них руки-лопаты, глаза-пятаки,
А вместо лиц-квадратные совки."

Балабанов это жестокий сказочник наподобие неотцензурированных братьев Гримм или Гофмана. И его жестокая сказка - это голая, неретушированная реальность до последнего слова, кадра, и ни грамма фальши. Его сказка - это фактически преддверие жестокого мира WarHammer`a, где Зло не инфернально, а оно полностью от начала и до конца создано людьми и питается их грехами и страстями. Его сказка о том, что Зло не пришло к нам откуда-то, а мы сами его создаём ежеминутно. И самый страшный грех, который позволяет цвести Злу - это безразличие. Тот же "груз 200" это фактически эпитафия рукотворному Аду на Земле, который и смог произойти только потому, что каждый человек где-то, хоть чуть-чуть, но оказался безразличен к чужой беде. О, как многие узнали себя в этих трусливых обывателях, чьё безразличие позволило цвести Злу. Именно потому "груз 200" вызывает столь лютую ненависть у обывателей - они узнают там себя.
Как гласит старая самурайская пословица:
Не бойся врагов, самое страшное что они могут сделать - это убить тебя.
Не бойся друзей, самое страшное что они могут сделать - это предать тебя.
Бойся безразличных, ибо именно с их молчаливого согласия и происходят убийства и предательства.

Балабанов велик, как пророк искренности и реальности. Его "груз 200" и "кочегар" это фотографический снимок жестокой реальности, где благодаря человеческому равнодушию цветёт Зло. Это не надуманные голливудские ужастики, снятые откровенными психопатами для явных психопатов типа цикла "Пила" и т.п. подобной пропаганды извращений и насилия. "нас пугают, а нам не страшно"(с) Какой моральный выбор в фильме "Пила", "Коллекционер" и т.д.? Садисткая развлекуха снятая больными выродками для психопатов и трусливых офисных говноедов. Фильмы же Балабанова это жестокое зеркало, где каждый видит себя, со всеми бородавками и прыщами и должен дать ответ самому себе - "С кем ты?" Показательно, что многие, ненавидящие Балабанова, любят щекотать себе нервишки просмотром садистких ужастиков типа "Пилы".

Балабановские "Брат", "Война" это жестокий слепок военной реальности, известный ему не понаслышке (Балабанов прошёл Афган).Это не сказочный "Рэмбо", не пафосные агитки "мы были солдатами" или политагитки типа "взвод" и "Апокалипсис сегодня". Даже жестокое "Чистилище" Невзорова всего лишь полухроника, где нет вопроса "Камо грядеши, Павел?" (Куда идёшь, Павел?). А Балабанов задаёт этот вопрос со всей жестокостью лечащего врача, который должен удалить опухоль без наркоза, дабы спасти организм. Многие предпочли не увидеть этот вопрос, притворившись что смотрят банальные боевички. Но вопрос никуда не делся, как и проблема Кавказа.

Балабанов это фактичеки некоторый прообраз инквизитора Эйзенхорна из мира WarHammer, который бичует и обличает пороки людей, питающие Зло. "Жертвуй миллионами, чтобы спасти миллиарды"(с)
Балабанов надрывался, чтобы донести до нас мысль, что это мы сами лично создали этот Ад на Земле. И как подлинный пророк, оказался не понят современниками.
Все его фильмы это крик души, наподобие Кассандры в осаждённой Трое.
Показательно, но Балабанов начинал свою карьеру с экранизаций Кафки, а в итоге превзошёл его.
"Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью"(с)

Жаль, но я так и не увижу как Балабанов экранизирует Говарда нашего Лавкрафта или Юрия Петухова. Жаль, что закончилось Кино.

Может путанно, но мне кажется, что я ясно выразил мысль.
И завершить хочу Бутусовым. При всём уважении к Бутусову, песни его же всё же однослойны, не заставляют искать смысл. Но они хорошо передают состояние души.

image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=TvZXL-spwTQ
Previous post Next post
Up