История возвышения Москвы. Мы помним - а вы?

Jan 11, 2007 23:35

Нереальный и непередаваемый пафос многих мАсквичей (за исключением некоторго вменяемого процента жителей столицы, которым безмерный респект), побудил меня вступить в это сообщество и написать пару строк отдельной темой.

Очень забавляет убежденность мАсквичей в том, что они кормят всю Россию. Это при том, что Москва уже давно ничего не производит (да и до этого производила разве что убогий одноименный автомобиль "мАсквич"). Причем, все мАсквичи в том или ином поколении являются приезжими и лимитой (процент остальных, чьи предки живут тут со времен Ивана Калиты, ничтожен и не подтверждается печатями в паспортах за неимением в те временах оных). В таком случае и я, приехав в Маскву и получив прАписку, вольюсь в нестройный хор голосков этих сверхчеловеков-чудобогатырей. Фиолетовая печать площадью в несколько квадратных сантиметров в книжице под названием "паспорт" - это повод относить себя к расе атлантов, держащих на своих плечах всю Россию.

Теперь, собственно, к делу - к истории возвышения Москвы над другими русскими городами.

Во всей России - а в московских школах в особенности - с детских лет на уроках истории внушают нам, что Москва и московские князья ночами не спали, все думали, как бы им Русь объеденить и дремучих провинциалов - тверичей, рязанцев, суздальцев, новгородцев и прочих - избавить от донимавших татар, научить жрать фуагру и строить дома в соответствии с фэн-шуй. Про то, что Москва есть Третий Рим, духовный оплот русского народа и прочей метафизической чепухи тоже написано немало.

На самом деле возвышение Москвы началось с подковерных интриг и дрязг, творимых московскими князьями в столице Золотой орды Сарае. Все мы знаем, что в период "ига" князья ездили за ярлыками на княженье в Орду. Менее известно, что борьба за наделы сопровождалась усобицами, в которых практически все князья использовали монгольские войска. Татар просить два раза не надо было - просьбы, как правило, подкреплялись богатыми дарами, плюс сами войска беззастенчиво грабили города и села "провинившегося" князя. Такая политика особенно нравилась московским князьям.

Начал эту "славную" традицию Иван Калита. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание против монгольского посла и его войска, которое грабило тверичей. Тысячу монгол перебили, остатки забаррикадировались в княжьем тереме, где их и сожгли вместе с послом. После этого в некоторых русских городах начались восстания, жители перебили монгольских и булгарских баскаков. Москва в число этих городов не входила. Более того, узнав о мятеже, Калита ужасно обрадовался и поехал в Сарай, велев воеводам собирать московские полки. Из Сарая князь московский вернулся с пятидесятитысячной ордой, которая прошлась катком по Твери и другим городам, миновав лишь Москву (по понятным причинам) и Новгород (он по традиции откупился данью). В летописях данный факт зафиксирован как "Федорчукова рать". Благонадежность Ивана Калиты позволила ему получить ярлык на великое владимирское княжение (до этого ярлык принадлежал тверскому князю). Слава собирателю земли русской!

Московское княжество принято считать самым прогрессивным, объеденившим русские земли назло окрестным князьям, вставлявшим палки в колеса. Самое главное - Москва усиленно боролась с Ордой. Все мы знаем о знаменитом (говоря современным языком - распиаренном) Куликовском сражении. Произошло оно в 1380 году. Вроде, по учебникам истории, переломный момент в борьбе русских с Ордой. Естественно, ведь то была победа Москвы, а не какого-нить Урюпинского княжества! О-о-о. Но... есть как минимум три "но" (на самом деле даже больше): 1) После этого сражения Москва вплоть до Ивана III ровно сто лет платила дань "поверженной Орде". Причем, через несколько десятков лет Орда была уже не единым сильным государством (как думают у нас многие), а распалась на три-четыре враждующих ханства (Крым, Казань и еще один-два осколка), в которых были постоянные усобицы и дворцовые перевороты. 2) Мамай не был полновластным властителем Орда, он был ханом лишь половины - в другой ханствовал Тохтамыш. 3) Объеденив Орду, Тохтамыш пошел на Москву. Произошло это в 1382 году. Героический Дмитрий Иванович (будущий Донской) с дружиной... бежал в Кострому. Обороной Москвы заведовал пришлый литовский князь. Москва пала и была разграблена. Кстати, героизм Дмитрия Донского проявился и в том, что во время Куликовского боя он одел в княжеские доспехи на боярина Михаила Бренка. Так же он дал ему своего коня и велел возить над ним княжеское знамя. Сам же оделся простым ратником. В результате Михаил был убит, а князь, бежав с поля боя, когда был опрокинут левый фланг русских, попал под засеки устроенные засадным полком, где его и нашли под поваленным деревом после сражения без сознания.

В наших школах нам не рассказывают, как ушкуйники (вольные люди из Новгорода и Хлынова) еще за 20 лет до Куликова поля организовывали успешные набеги на татарские города, спускаясь по Волге. Грязные интриги московских князей возводятся чуть ли не в священную борьбу, локальная победа москвичей это главное событие трех столетий русской истории (напомню, что через два года после Куликовского сражения Тохтамыш почти без боя сжег Москву). В то же время про то, что новгородцы два раза захватывали столицу Золотой Орды (в 1375 и 76) - и вообще совершили больше десятка успешных походов в Орду - у нас знают лишь историки. Еще бы... При Василии Темном Новгород попал под власть Москвы (ну не мог алчный великий князь смотреть на богатую торговую республику) и, согласно линии партии, в многолетних усобицах Москвы и Новгорода правой была признана современная столица (хотя по всем летописям видно, что Новгород успешно занимался торговлей и не совался в чужие дела; Москва же постоянно лезла к богатому городу, чья дань приходилась всегда кстати поиздержавшимся в усобицах московским "собирателям земель"). Если уж на то пошло, то Новгород и Псков издавна были истинными ДЕМОКРАТИЯМИ. Все решения на них принимали вече. И князь призывался вече только как защитник со своей дружиной - при первой же провинности князю давали звонкого пинка под зад. В Москве же издавна царил великокняжеский произвол. Да, это было жестокое время средневековья, но московским князьям удавалось выделяться даже на этом мрачном фоне. Василий Темный, а за ним Иван III (в свое время прозываемый Грозным, потом эта кличка перешла к его более отмороженному внуку) начали славную традицию истребления конкурентов на престол (то есть близких родственников). Иван Грозный ее с успехом завершил. Династия была прорежена настолько, что род московских князей прекратился (в будущем Рюриковичей заменили Романовы).

Тридцатилетняя гражданская война, которую вел Василий Темный (он решил побороться за власть вопреки завещанию Дмитрия Донского), это вообще отдельный разговор. Будучи бездарным командующим, Вася два раза терял Москву и продержался только из-за излишней доброты и милосердия своих противников (своего дяди и двоюродных братьев). Окончательно ему помогли победить внезапная смерть дяди, а также регулярные предательства, подкупы и отравления соперников. Немловажным фактором в его победе оказались и татарские войска. Василий регулярно призывал их на помощь, расплачиваясь данями с других русских городов (обычно это был Новгород). Когда денег стало совсем уж не хватать, то князь стал давать монголам в качестве платы "в кормление" русские города (случай, на самом деле, вопиющий; надо учесть, что монголы сами никогда не захватывали города, а только грабили их). Например русский город с современным названием Касимов был дан в свое время татарскому царевичу Касиму. ЭТО И ЕСТЬ ПАТРИОТИЗМ ПО-МОСКОВСКИ. Благодаря московским князьям, которые брали к себе на службу татарских князьков из развалившейся Орды (зачастую без войск), Россия получила несколько десятков дворянских татарских родов. Два ничем не примечательных крещеных татарских царевича до сих пор лежат в Архангельском соборе Кремля среди московских князей. Такой чести не удостоился ни один немосковский князь.

Еще один момент. Московские князья не стремились сбросить ханскую удавку и перестать платить дань, вместо этого они стремились стать посредниками между остальными княжествами - естественно, беря проценты "за банковский перевод". Причем, дань платилась в два, а то и три ханства.

Интересна и история становления Государства Российского. После смерти первой жены (кстати, анализы ее останков современными учеными и летопись свидетельствуют, что ее отравили) Иван III женился на наследнице Византии Софье (Зое) Палеолог (Византия тогда была уже захвачена турками). Эта свадьба была устроена Папой Римским в надежде на то, что Иван поможет ему отбить Константинополь. Иван и правда объявил себя преемником византийских императоров (и впоследствии взял себе византийский герб - двуглавого орла; лозунг про "третий Рим" из этой же оперы - как известно, после переноса столицы Римской Империи из Рима в Константинополь-Царьград, последний стал "вторым Римом"). При всем этом пафосе в Москве существовала униженная и раболепская процедура приема ханских послов. Посол садился на княжеский престол, а Иван слушал его, стоя на коленях и склонив голову. Софья смеялась над ним и говорила, что вышла замуж за ханского холопа. Она подговорила Ивана хотя бы сказываться больным и лежать при приеме посла. В конце концов (под давлением Софьи) Иван объявил независимость от Орды. Тут и начинается самое интересное - Иван объявил себя царем. Не королем (как сделал князь тогда еще русской православной Литвы), не императором, а царем - то есть титулом, под которым во всех документах той эпохи писались ордынские ханы. Идеология ханства переместилась в Москву. Хан умер - да здравствует хан.

Дальнейшая история показала, что московские цари достойно несли тяжкое бремя ханства. В последующие века постепенно ситуация стала исправляться, хотя Российской империи все-таки было далеко до республиканского Новгорода. И в современной России все язвы прошлого выперли наружу. Москва так же собирает дань с окрестных земель при помощи "татар", дерущих три шкуры с русского народа (только теперь это сопровождается пафосом новоиспеченных москалей). В столице, за зубчатой стеной сидит хан, выдающий ярлыки удельным князьям. Справедливый суд заменил ханский произвол (см. дела Аракчеева, Худякова, Ульмана, неоднократно оправданных присяжными).
Previous post Next post
Up