Originally published at
Animalife.Ru. You can comment here or
there.
В этом году на Оскар в категории «лучший полнометражный анимационный фильм» претендовали пять хороших фильмов. Три из них представляли мейджоров анимационной индустрии - это «Босс-молокосос» от DreamWorks, «Фердинанд» от BlueSky и «Тайна Коко» от Disney/Pixar. Последний фильм - история о приключениях мальчика в мексиканский День мертвых - в итоге и получила заветную награду.
Все три фильма прошли во всероссийском прокате. Четвертый номинант - живописная история о жизни великого художника «Ван Гог. С любовью, Винсент» - также на удивление быстро добралась до больших экранов России. Пройдя в ноябре в прокате, в некоторых кинотеатрах «Ван Гог» показывается до сих пор. К примеру, в кинозале Третьяковской галереи, где его из-за симпатий со стороны зрительской аудитории любовно величают «кормильцем».
А вот пятый оскаровский номинант - драма «Добытчица» /The Breadwinner/ - только сейчас, благодаря фестивалю ирландской культуры Irish Week, наконец будет показан в России, пусть и пока только в Москве.
Три сеанса пройдут в кинотеатре «Октябрь» 17, 23 и 24 марта, причем на первом показе 17 марта после фильма пройдет Q&A-сессия с одним из основателей студии Полом Янгом.
Фильм создан на легендарной ирландской студии Cartoon Saloon, известной всем любителям авторской мультипликации. Режиссер «Добытчицы» Нора Твоми /Norah Twomey/ вместе с коллегой по студии Томом Муром /Tom Moore/ создавала восхитительную «Тайну Келлс» /The Secret of Kells/, буквально сотканную из культских сказаний, мифов и образов. Затем она принимала участие в создании следующего фильма Тома Мура - эпической «Песни моря» /Song of the Sea/. Этот фильм, также вошедший в программу ирландского фестиваля, будет показан 17 марта в Санкт-Петербурге и 18 марта в Москве, и если вы не видели его на большом экране - вы многое теряете!
Казалось бы, Cartoon Saloon стала студией, полностью погруженной в пространство сказочно-мифической мультипликации. «Песнь моря» и «Тайна Келлс» открыли стиль «под Тома Мура» и показали востребованность иносказательных историй у широкой аудитории. «Добытчица» стала совершенно иным фильмом, сравнимым с предыдущими работами студии лишь с точки зрения качественности режиссуры и анимации. Это как сравнивать драгоценные камни друг с другом и выбирать, что же лучше - изумруд из аббатства Келлс, сапфир от волшебных шелки или кроваво-прекрасный рубин, впитавший в себя новую историю.
Действие «Добытчицы» разворачивается в недавнем прошлом. Афганистан находится под правлением талибов - религиозных фанатиков, заставляющих подчинить нормам патриархального Ислама весь жизненный уклад обитателей страны. Как во многих традиционных обществах, вся власть находится у мужчин. Женщины же не могут выходить на улицу без сопровождения мужей, а если ослушаются этих правил, то это ставит их на грань жизни и смерти.
Папа маленькой девочки Парваны - единственный взрослый мужчина в семье - попадает в тюрьму, и мама вместе с детьми оказываются в практически безвыходной ситуации. Парвана решает помочь семье, переодевается в мальчишескую одежду и становится добытчицей пропитания для всей семьи, при этом не забывая о своем отце и надеясь его спасти из каземата. Фильм основан на книге Деборы Эллис /Deborah Ellis/ и погружает зрителя в реалистическую атмосферу практически иной человеческой вселенной, с натуралистическими подробностями вскрывая стороны жизни Афганистана эпохи Талибана.
Удивительно, насколько глубоко и подробно переданы в картине дыхание Кабула, поведение главных героев и окружающих их людей, пыль города, трагизм пространства, прохлада живительной воды, драгоценность пищи, радость от малых, но дорогих сердцу вещей, проникновенность материнства, взаимоотношения между детьми и многие другие стороны угрожающе неуютной повседневности. Но и в ней присутствуют свои сила, жизнь и надежда, питающие Парвану и позволяющие двигаться ей вперед.
Создатели фильма буквально погрузились в культуру и мир талибского Афганистана. Нора Твоми и ее коллеги общались с переселенцами из Афганистана, которые рассказывали о своем взрослении. Их истории, жесты и мимика сильно повлияли на фильм и придали ему правдивость и глубину.
Реалистичности основной истории фильма противопоставляется вымышленная, мифическая вселенная сказки, рассказываемой Парваной своему брату. Эта история, будто сложенная из перекладочных марионеток, в чем-то продолжает традиции мифической анимации от Cartoon Saloon и добавляет важные элементы в понимание зрителями психологии главного героя фильма.
Несмотря на ощущение, что история происходит не у нас и не с нами, все же фильм заставляет задуматься, насколько далеко мы ушли по пути эмансипации, насколько у нас не ущемляются права женщин и детей, насколько бесправными они на самом деле являются в тех или иных жизненных ситуациях.
Пронзительный фильм, уверен, не оставит никого равнодушным.
Не пропустите!
Click to view