Программа "Персона грата".
Ведущий - Виталий Ушканов.
Гость программы - директор студии "Союзмультфильм" Николай Маковский.
- Буквально накануне нашего выпуска я получил по почте электронное письмо, в котором предлагается приобрести по достаточно сходной цене несколько коллекций советских мультфильмов на DVD дисках с оригинальной озвучкой, отреставрированным качеством. Все эти мультфильмы - старые, добрые и поучительные. Они положительно влияют как на детей, так и на взрослых. Мультиков сотни, и, как я понимаю, большинство из них было создано в советские времена на студии "Союзмультфильм".
Я честно хотел даже для Вас распечатать это письмо, но потом решил сэкономить бумагу - там 25 страниц набрано мельчайшим шрифтом - я Вам могу переслать его по почте. Действительно, мультфильмов сотни, но, я думаю, что ни для Вас, ни для кого другого уже не секрет, что продукцией "Союзмультфильма" сегодня торгуют все, кому не лень.
МАКОВСКИЙ: Да, искусство принадлежит народу.
- Тогда не очень понятно, что делать художнику, который эти ленты произвёл?
МАКОВСКИЙ: К сожалению, сложилась такая ситуация на настоящий момент, которая ставит под серьёзный удар судьбу тех художников, которые создали в своё время фактически те мультипликационные сокровища, которые сейчас сложно оценить. Даже в будущем мы вряд ли сможем получить эквивалент того творческого всплеска, который был в 60-е и 70-е годы, когда люди создавали для будущих поколений работы, несущие разумное, доброе, вечное. Каким образом решить этот вопрос? Однозначного ответа пока, наверное, нет, поскольку та ситуация, связанная с прокатом продукции и защиты авторских прав, находится не в той кондиции, когда можно было бы сделать однозначный вывод, что намечена тенденция к тому, чтобы права соблюдались, чтобы государство отслеживало те мероприятия, которые позволяют защитить авторов от такого рода фактов, о которых, Вы, Виталий, сказали.
- Но, если бы в своё время авторские права, извините меня за такое выражение, не были бы "профуканы", наверное, и художникам жилось бы лучше, и студия не была бы в том состоянии, в котором она сейчас пребывает?
МАКОВСКИЙ: Безусловно. К примеру, если бы это было сделано так, как на киностудии "Мосфильм". Студия "Мосфильм", по статусу являясь таким же мероприятием в настоящий момент - ФГУП - как и наше, сохранила за собой права на коллекцию. Благодаря этому она на настоящий момент фактически смогла восстановить свою производственную базу, воссоздать и сохранить необходимый производственный штат профессионалов, которые работают на студии, а также оказывать им услуги. На сегодняшний момент она является образцом технологической базы, которая, думаю, достойно представляет кинопромышленность на территории России и Европы.
- Вас назначили на пост директора в конце августа этого года, уже в сентябре стало ясно, что правительство выделяет 6 миллионов рублей, чтобы "Союзмультфильм" как-то поддержать и вывести его из аварийного состояния. Состояние действительно такое плачевное?
МАКОВСКИЙ: Плачевное, потому что студии почти 60 лет, и это здание до сих пор остаётся без ремонта. Оно состоит из двух частей, одна из которых - пристройка к храму Николая Мирликийского Чудотворца в Новой слободе, построенная в духе советского конструктивизма. На момент своего возведения она, конечно же, имела технологическую основу, которая давала возможность разместить те группы, которые работали на "Союзмультфильме" в рамках технологии рисованного кино. Но в настоящее время здание уже не соответствует принятым технологиям. Да, можно подогнать любое пространство под внедрение новых технологий, особых апартаментов для этого не нужно, но, поскольку ремонт, как таковой, из-за специфики архитектуры самого имущественного комплекса производился не в советские времена, и тем более не в годы перестройки, студия пришла в упадок. Более того, ещё в конце 60-х годов была идея переезда студии на "Речной вокзал". Здание в Новой слободе всегда рассматривалось как временное пристанище. В вязи с этим ремонтные мероприятие не были проведены.
Переезд даст нам возможность уйти от многолетней проблемы, так как в связи с указом президента это здание и территория принадлежат РПЦ. К примеру, судьба студии "Классика" - показатель того, как люди в своё время вложили достаточно средств в создание новой технологической линии по производству 3D анимации, а, буквально, через полтора года их выселили.
Сейчас правительство идёт нам навстречу - есть серьёзные преференции. Другое дело, что нужно очень рачительно отнестись к этим возможностям, потому что сама процедура реанимации анимации - процесс очень длительный. Если мы в начале сразу будем исходить из того, что раз нам дали деньги, то их сразу необходимо освоить на тех площадях на которых есть, то тем самым мы рискуем ввязаться в некую историю. В случае переезда через два года, пусть даже через пять такой важный первый период реанимации, когда мы будем заниматься строительством новых технологических линий и начнём подготовку персонала, который будет там работать, будет не целесообразным по той причине, что деньги будут брошены в песок...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.