Михаил Тумеля: "Мы делаем фильмы не для космоса, а для зрителей"

Sep 01, 2011 11:49


"Вечерняя Москва" опубликовала 21 августа интервью с Михаилом Тумелей, который входил в жюри фестиваля "Золотая рыбка"

- Я связан с "Золотой рыбкой" достаточно давно, - говорит Тумеля, - принимал участие в первых фестивалях. Потом в наших отношениях случился некоторый перерыв, так как не совпадали наши рабочие графики. И вот я снова на "Рыбке" - на этот раз в Сочи. Мне было интересно посмотреть, с одной стороны, насколько все изменилось, а с другой - насколько  сохранилось все хорошее от первых смотров.

В первую очередь, конечно, интересны сами фильмы - основа любого фестиваля мультипликации.Во вторую - реакция на них детей. Замечу, что моих картин в программе не было - на этот раз я член жюри. И еще мне очень важна профессиональная возможность пообщаться с коллегами, обсудить, куда мы двигаемся, что дальше, для кого мы все это делаем.

- Есть мнение, что анимация - это такой "легкий жанр"...

- А ведь анимацию в больших количествах смотреть сложновато - это такой концетрированный раствор. Не всякий критик может это понять и оценить. А дети воспринимают ее чисто и живо, несмотря на то, что фильмы попали в программу не только детской тематики - есть и потяжелее, рассказывающие о достаточно "взрослых" вещах. Мне будет интересно узнать, совпадет ли мнение детского жюри со взрослым.

Меня радует такая живая реакция детей - это еще раз доказывает, что  необязательно делать для них фильмы такой "сюсюкающей" направленности. На самом деле, фильмы должны быть разные - они показывают ребенку разнообразие этого мира, почерков художников. И мне кажется, ребенок это может почувствовать.

- Вам важно мнение детей? Советуетесь с ними в своей практике? Показываете сделанное в фокус-группах?

- Последнее время я работаю на Беларусьфильме. Там напряженный график производства. Сценарий  утверждатся - и пошли! Так что не до "фокусов". Но я знаю, что такая практика есть. Мне приходилось принимать участие в коммерческих сериалах - там мнение аудитории, конечно,  более точно отслеживается. Там делают фокус-группы, проверяют на пилот-роликах реакцию детей. Я не уверен, что авторы небольших проектов могут себе это позволить,  если только у них нет своей "личной" группы. Но на выездах Беларусьфильма я видел, что это им интересно -  тем более что приоритет у нас - детские мультфильмы, а также образовательные проекты, посвященные беларусской культуре и искусству.

- Вы ведь сейчас готовите именно такие проекты?

- Да, я делаю второй выпуск белорусских поговорок-миниатюр. В 2007-08 годах я уже выпустил партию - восемь фильмов-поговорок, сейчас в работе еще шесть проектов.

- Это на основе фольклора?

- Да. Берется одна известная белорусская поговорка и разыгрывается небольшая миниатюра - от 30 секунд до минуты. Мы стараемся по-новому показать поговорку. Потому что сейчас дети из рекламных блоков очень быстро запоминают, какую сделать паузу и что скушать. А этот пласт народной культуры потихоньку становится книжным. В живой речи его редко встретишь. И я пытаюсь вернуть белорусские поговорки в речевой обиход

- А какие у вас главные проблемы - наверняка финансовые?

- Конечно, хотелось бы, чтобы у нас было немного побольше денег, чтобы наш труд был более осмысленным. Потому что бюджеты таких фильмов не очень большие, но, с другой стророны, все-таки государство стопроцентно финансирует анимацию. И конечно, хотелось бы больше связи со зрителем через прокат, но такого рода миниатюры практически не демонстрируются в кинотеатрах. Сейчас совсем другой прокат. Хотелось бы, чтобы у фильмов случилась и более счастливая телевизионная судьба.

Все эти службы донесения нашего продукта зрителю не очень развиты. У телевидения свои планы. И это общая мировая проблема - авторская короткометражная анимация неформатна, как и документальное кино. Мы вроде есть и вроде нас нет.

- А вы делаете полнометражную анимацию?

- Был такой опыт в белорусской анимации - три примера. Один рисованный, два кукольных фильма в 90-е годы были сделаны. Сейчас это обсуждается, но нужно коренным образом перестраивать собственно производство под эти цели. Потому что, условно говоря, авторская анимация - это небольшая яхта с одним капитаном вроде Федора Конюхова.  А полнометражная анимация - это большие корабли с большими командами.

- И все-таки зачем нужны анимационные фестивали?

- Это один из способов донесения аниматорами разных стран своей продукции до зрителя. Причем на этот раз на "Рыбку" приехали польские аниматоры с замечательной программой.  Под лежачий камень вода не течет. Созданные для детей фильмы не должны летать в космосе, их нужно собирать и показывать зрителю. На мой взгляд, фестиваль - это такая же работа, как создание фильма. Это отличная возможность показать зрителю то, чем богата современная мультипликация...

Автор: Наталья Боброва
Источник

Михаил Тумеля

Previous post Next post
Up