О настоящем и будущем анимации

Jun 20, 2011 10:35

Георгий Бородин: "Близится встреча аниматоров с Вице-премьером Жуковым и Премьер-министром Путиным.
Многие блоггеры уже подвергли критике ряд постулатов «письма четырех», которое вызвало столь активную реакцию в правительстве.
Поэтому я предлагаю вниманию читателей несколько иной взгляд на ситуацию в современной анимации. Это - текст Наталии Евгеньевны Головановой, присланный сегодня из Екатеринбурга.
Идеям, сформулированным в этом тексте, уже много лет. Мы их обсуждали с автором и три, и четыре года назад. Собственно, это - не альтернативный проект, но некая база, на которой подобный проект можно построить. Это - сжатый перечень постулатов и тезисов, каждый из которых у автора существует и в виде более подробного текста, развернутого на целую страницу. Надеюсь, до их публикации время дойдет.
Почему я хочу, чтобы этот материал заметили?
Во-первых, он мне кажется несколько более реалистичным и конкретным, нежели тезисы «письма четырех». И, во всяком случае, их можно сравнивать.
Во-вторых, он предлагает не только проект устройства будущей централизованной государственной студии, но - некую систему взглядов на то, КАКАЯ анимация сегодня нуждается в поддержке, КАКИЕ задачи должна эта новая студия выполнять. Он дает определенную систему координат, в которой намного легче (на мой взгляд) ориентироваться в проблемах, волнующих аниматоров уже много лет.
Главное - ЗДЕСЬ ЕСТЬ ЧТО ОБСУЖДАТЬ.
К обсуждению я и призываю всех, кто прочтет этот текст.
Перепост приветствуется!"

Развитие анимации стало, наконец, темой обсуждения в правительстве.
Просим дать денег на развитие, но нужно четко понимать, в каком качестве мы собираемся развиваться?
- или развиваем то, что есть, только больше и лучше, и на новые деньги;
- или строим производство полнометражных зрительских фильмов, прокатное кино, которого у нас практически нет.

Интересный вопрос с деньгами. На мой взгляд, объем финансирования зависит от концепции развития:
В случае, если улучшать то, что есть - может, денег и хватит.
В случае, если строить студию-базу и развивать промышленное производство - денег надо больше, поскольку на них надо построить производство, а не только снимать кино.
Студия «Союзмультфильм» стоила дорого, зато был результат.

Итак, о какой концепции идет речь, на которую просят серьезные деньги и два президентских срока?
Их две. Господдержка или госзаказ. Рассмотрим варианты.

Сегодня у нас - господдержка. Согласно закону о господдержке никто не вмешивается в процесс создания фильма, требуется только исполнение сроков и отчет по деньгам.
По этой модели можно просить серьезного целевого увеличения господдержки, т.е. дотация пойдет через Минкульт, в соответствии с законом и на тех же условиях.
Возможно, это увеличит объем продукции и приведет к укрупнению студий - если оговорить, что часть средств, через гранты, например, пойдет на реорганизацию и на курсы. Поскольку по закону Минкульт дает деньги исключительно на кино.
В результате мы получим невиданное развитие авторского кино, свободного и неиндустриального.
Строительство для этого не нужно. Нужны только деньги.
Из тех же денег будем дотировать прокат. Но не факт, что это можно назвать развитием.
Скорее всего, эта система будет действовать до тех пор, пока будет действовать закон о господдержке.

Другая модель развития - преимущественно зрительское, прокатное кино, которого у нас почти нет и которое надо создавать, если всерьез говорить о развитии.
По существу, у нас сегодня нет анимационной кинематографии как индустрии, это о ней речь.
Для такого кино нужна студия масштаба «Союзмульфильма», которая не нужна в первом варианте. И нужен фонд, а не господдержка.

Вряд ли правительство выделит деньги и не поставит условий.
Одно из очевидных условий - производство социально-ориентированной продукции, пропаганда разумного, доброго, вечного, зрительского кино.
Фонд, распоряжаясь бюджетными деньгами, будет диктовать условия - эти и много других.
В отличие от господдержки, которая ничего диктовать не может.

Фонд не то что лучше, но логичнее. Этот фонд не должен входить составной частью в какие-то другие структуры и не должен быть частью какого-то другого фонда. Это должен быть целевой фонд, который должен:
найти или выстроить помещение, составить проект структуры студии,
составить проект оснащения студии, учитывая современные технологии, подобрать управляющие кадры.

Что в этом случае будет представлять собой студия:
Киностудия "Союзмульфильм" была очень хорошо устроена. Это был образец правильно устроенного производства больших объемов продукции. Правда, она работала в другой экономической реальности, которая, кроме собственно студии, включала еще и Госкино, и Главкинопрокат, которые обеспечивали устойчивость системы.
Вся эта модель вполне может работать и в сегодняшних реалиях, как, собственно, она и была задумана в американском первоисточнике. Только вместо Госкино и Главкинопроката надо поставить фонд, который, в отличие от господдержки, обладает многофункциональностью. Закончив строительство, фонд и будет выполнять функции, которые в советское время выполняли Госкино и Гвалкинопрокат, т.е. самостоятельно выходить на прокатные конторы и прокатчиков.

Посмотрим, из чего в этом случае состоит студия:
Это - фонд, т.е. финансовая инстанция, заказчик и гарант в отношениях с прокатом.
Это сценарно-продюсерский отдел, т.е. - формирование сценарного портфеля, творческая и техническая экспертиза, предпроектные работы и обеспечение запуска. Работает с независимыми творческими группами и студиями. Это может быть собственная продукция или чистый заказ, или варианты того и другого.
А также База - исполнительские цеха, технические мощности, учебная часть.
Эти структуры не обладают самостоятельностью по отношению к фонду.
Вообще, именно так и работал «Союзмультфильм» - отсутствие самостоятельности дает возможность всей этой тройной структуре в целом обеспечивать гарантии по производству и срокам.

Фонд может ставить условия, формулировать направление творческой политики и настаивать на ней.
Фонд может разрабатывать разные схемы финансирования проекта.
Может работать как кредитный банк, осуществляющий возмездный, безвозмездный кредит, частичное, долевое или полное финансирование, формулировать гранты и заказы.
Коммерческое кино - другая профессия. Это - сложно организованное производство, работа с прокатом и окупаемость.
Если согласиться, что вся анимация и впредь будет только бюджетной, то все разговоры о развитии надо прекратить.
Студия строится, чтобы играть роль «стартового капитала». Не разрушили бы студию «Союзмультфильм» - сегодня это было бы ее место.
Цель конструкции - научиться зарабатывать деньги.

Уцелеть в конкуренции мы можем только за счет содержания, близкого нашему зрителю. Наша анимация должна иметь смыслы. Мы все-таки так привыкли.
Анимацию надо строить, выращивать, учить бизнесу. И она должна стать жизнеспособной и, по крайней мере, на нашем рынке - она должна побеждать чужую.

Система административного регулирования более эффективна, чем естественное развитие событий (пример - создание «Союзмультфильма»).
Обращение к административному ресурсу может довольно быстро запустить этот процесс.
При этом надо надеяться, что поддержка авторского малоформатного кино сохранится, в полном соответствии с законом о господдержке. Поскольку именно авторское кино является лабораторией по поиску новых средств выражения, нового киноязыка, "инноваций" для индустрии прокатного кино.
Для режиссера отсутствие финансовых рисков в системе господдержки в новой структуре - сохраняется: рискует фонд, а не режиссер. Напротив, режиссер получает определенные льготы и дивиденды, поскольку его фильм зарабатывает деньги и доходит до зрителя. Единственный риск - сделать приличное кино, которое понравится зрителю.
Чему мы сопротивляемся?

К вопросу о киноязыке - еще недавно рисованное кино было приоритетным в анимации, цеховая система была заточена на него, на большие объемы работ в этой стилистике. Сейчас ее популярность не так очевидна.
Цеховая культура исчезла. Система уникальной пластики и актерской игры исчезла, традиция прервалась. Появились новые компьютерные технологии, а вместе с ними - новые виды работ и новая стилистика, «объемная» анимация, новое пространство. Новая культура графики, новый вкус.
Уже устоялась культура смешанных фильмов, где анимация совмещается с игровой средой не в качестве спецэффектов, но на правах равных партнеров.
Все это нужно учесть, планируя оснащение студии.

Зрительское кино гораздо ближе к кинематографу, чем авторское кино.
Но у нас нет авторов, умеющих писать занимательные истории, поскольку в анимации сейчас нет заказа на такие истории.
Игровое кино, пометавшись, уже охватило все: исторические драмы, социальные трагедии, недавнее прошлое, духовные искания, фантастику, развлечения.
А есть ли у нас вообще желающие снимать длинное анимационное кино? И о чем?

И наконец, о проблемах:
Нас ждет проблема кадров.
Во-первых - управляющие, руководящие кадры, а также специалисты для всех подразделений студии; трудно сказать, что важнее. Обнадеживает то, что индустрия анимации в плане управления проектами не сильно отличается от игрового кино и от любой другой индустрии, поэтому нужные специалисты могут быть найдены на рынке труда.
Во-вторых - творческие кадры. С этим сложнее, и здесь понадобится корректировка системы образования.
ВГИК по-прежнему готовит кадры для «Союзмультфильма», т.е. преимущественно для тех технологий, которые там были. Нужны специалисты, работающие в новых технологиях, во всех, какие существуют сегодня. Режиссеры, художники, аниматоры, которые осваивают не только собственную, личную, но и общепринятую технологию, поскольку на большом фильме вся рабочая группа должна говорить на одном языке.
Может быть какой-то спецкурс - про особенности сценариев для анимационного кино.
ВГИК готовит специалистов анимации, в основном ориентируя их на высокое творчество, чем выше - тем лучше.
А теперь потребуются специалисты, умеющие снимать полный метр, а это почти другая профессия, другое время внутри кино, расклад сюжета на большой метраж, построение ритма, работа с большой съемочной группой, работы с цехами. Возможно, должна быть специализация - авторское кино и прокатное. Все эти запросы должен обеспечить фонд, исходя из собственного понимания потребностей индустрии.
Возможно, у обучающихся специалистов будет желание выходить на собственный бизнес-проект, фонд также должен содействовать этому.
Бюджетные деньги - и собственный бизнес (индивидуальное предпринимательство) в рамках одного проекта. Может, во что-нибудь разрастется.

Анимация изменилась до неузнаваемости. Может быть, нам еще раз удастся построить великое здание практически с нуля, ведь один раз это уже получилось.

Н.Голованова

Источник

Георгий Бородин, Союзмультфильм, Наталья Голованова

Previous post Next post
Up