В канун празднования 75-летия киностудии «Союзмультфильм» в Концертном зале имени Чайковского прошел грандиозный (не побоюсь этого слова) Мультконцерт. Сотрудники московской Филармонии говорят, что такого ажиотажа не было ни на одном другом концерте этого сезона.
Главным действующим лицом концерта стал легендарный Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки - сильный и слаженный коллектив, которому по плечу не только классическая музыка, но и джазово-эстрадные композиции. В мероприятии приняли участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова и несколько детских коллективов. Среди двух десятков солистов были Екатерина Гусева, Юлия Рутберг, Федор Добронравов, Михаил Ефремов, Эдуард Радзюкевич, Аркадий Арканов, Кира Крейлис-Петрова… Музыкальную феерию сопровождала трансляция фрагментов из шедевров советской мультипликации - «Снежной королевы», «Чиполлино», «По следам Бременских музыкантов», «Винни Пух идет в гости», «Цапля и Журавль», «Варежка», «Падал прошлогодний снег», «Ну, погоди!» и многих других.
В общем, три часа невероятного счастья для полутора тысяч зрителей концертного зала.
И минимум внимания со стороны «культурных» парторгов…
Пять лет назад Владимир Путин, занимавший в то время пост президента России, поздравил коллектив «Союзмультфильма» с 70-летием знаменитой студии. Проблема была лишь в том, что к началу 2000-х годов от блистательного коллектива практически ничего, кроме стен, не осталось. В этом винить кого-то конкретно трудно - девяностые годы были слишком тяжелыми для страны, и на культуру обращалось крайне мало внимания. Но с наступлением «тучных» лет риторика государства изменилась: стало вполне модно говорить про массивный исторический пласт, на котором хранится российская культура. В иконографию высокой культуры вошла и мультипликация, гордиться которой было легко и приятно.
Но это не слишком сильно сказывалось на реальности.
Киностудия «Союзмультфильм», несмотря на нефтяной дождь и эпоху стабильности, продолжала чахнуть и сохнуть.
В начале лета 2007 года будущий президент, а на тот момент первый вице-премьер Дмитрий Медведев, общаясь с мастерами детского искусства, выступил за развитие отечественной мультипликации.
«Если мы хотим воспитать патриотизм в наших детях, необходимо развивать российскую детскую продукцию», - говорил будущий президент.
«Необходимо делать российские мультфильмы. Только в этом случае возникает ощущение самоидентификации ребенка как человека, гражданина своей страны», - отмечал он.
Напоследок детских писателей, режиссеров и художников, участвовавших во встрече, по сообщениям всех телеканалов страны, накормили мороженым, клубничным и персиковым вареньем, печеньем и сладким чаем. В общем, все воспрянули духом и стали ждать благосклонного внимания государства к поднятым проблемам.
Но за четыре года мало что поменялось. Скорее, даже наоборот. Закрылся проект «Гора самоцветов», поражены в правах художники-мультипликаторы…
Причем, нельзя сказать, что высшие лица государства отвернулись от «детского искусства» и его проблем. Уже будучи президентом России, Дмитрий Медведев продолжает ратовать за «качественные фильмы», интересные детям. И вроде никто не сомневается в том, что старые советские мультфильмы нисколько не растеряли обаятельности и актуальности. Но вот чиновники от культуры не стремятся помогать жить тому наследию, которое является настоящей гордостью России.
Тот же прошедший концерт стал ярким тому свидетельством. Действительно уникальная программа практически не исполняемых оркестрами, но всем знакомых и любимых мелодий, приуроченная к юбилею главной мультипликационной студии страны и к столетию всей российской мультипликации, отмечаемому в следующем году, - эта программа не заинтересовала не только всех федеральных телебонзов, но и даже профильный телеканал «Культура». Этому факту нет никаких объяснений! Видно, прав мультипликатор Юрий Норштейн, горестно заметивший, что либо «Культура» не считает анимацию культурой, либо «Культура» - не культура.
А ведь российская мультипликация внесла посильный вклад в развитие мирового музыкального искусства. И это - нисколько не передергивание! Такие великие композиторы XX века, как Софья Губайдулина, Мечислав Вайнберг и Альфред Шнитке гордились своими работами в анимации.
«На ваших добрых, искренних, удивительно светлых мультипликационных лентах выросло не одно поколение юных граждан нашей страны», - эта фразу из президентского поздравления к 70-летию «Союзмультфильма» можно применить и к анимационной музыке. Песни из мультфильмов пела вся страна от мала до велика. А мелодии заучивались в музыкальных школах буквально до дыр в партитурах.
Софья Губайдулина хотела услышать музыку, написанную ею для мультфильмов, отдельно записанной на кассете. «Просто звуковая дорожка к фильму. Мог бы ведь существовать такой жанр. Это не симфония, не концерт, не балет, а вот такой новый жанр…», - мечтала она. Но, увы, несмотря на популярность мультипликационных композиций, симфоний и увертюр, их практически не издавали на грампластинках и аудиопленках. И тем важнее организация прошедшего концерта, фактически реанимировавшего из забытья многие полновесные музыкальные произведения.
Несмотря на кажущуюся простоту, музыка в мультипликационной картине - это очень сложная материя, требующая от автора изрядной доли мастерства. По мнению многих композиторов, написать музыку к мультфильму намного сложнее, чем какую-нибудь симфонию. Альфред Шнитке говорил, что работа в мультипликации дисциплинирует композитора, и не каждый выдержит такие испытания.
Но, при этом, мультипликационная музыка - нисколько не прикладная. Ведь если бы она несла бы в себе исключительно утилитарный характер, то она не имела бы такую массу почитателей и поклонников. Евгений Крылатов говорит, что работая над мультфильмом, композитор пишет настоящую «чистую» музыку с огромным простором для самовыражения.
Кстати, многие шедевры советской анимации стали таковыми и запомнились на долгие годы именно благодаря музыке. «Колыбельная медведицы», «Оставайся, мальчик, с нами…», «Облака - белогривые лошадки…», «Чунга-чанга», «Кто ходит в гости по утрам…» - эти и другие песни на века продлили жизнь фильмов, в которых они исполняются.
На мультконцерт зрители приходили целыми семьями. И все - бабушки-дедушки, дети и внуки - купались в знакомых с детства ритмах, неоднократно порываясь подпевать исполнителям любимых, фактически «своих», запомнившихся с детства песен и мелодий.
Вот вам тот самый кладезь нашей традиции, нашей культуры, которым должна гордиться вся страна.
Если в него, конечно, перестанут плевать бюрократы от культуры.
Вскоре, уже практически завтра, мы услышим бравые речи в честь 75-летия киностудии «Союзмультфильм». Про место, где «создавались подлинные шедевры отечественной и мировой анимации», будут сообщать все радио- и телеканалы страны. Жаль только, что традиция может не прерваться, и на следующий день после торжествующих песнопений бюрократия опять забудет про «доброе-вечное» мультипликационное кино.
Я же желаю организаторам мультконцерта, чтобы, как поется в одном из мультфильмов, «еще неоднократно вышел зайчик погулять».
Автор: Павел Шведов
Источник