Окончилось плавание теплохода «Виссарион Белинский», который 10 дней возил молодых аниматоров и их более маститых коллег из разных стран между российскими городами. На теплоходе проходил 17-й фестиваль студенческой и дебютной анимации «Крок- Мир детства».
Международный фестиваль молодой мультипликации «Крок- Мир детства» путешествовал в этом году по Волге- от Нижнего Новгорода до Нижнего Новгорода. Отчалив 18 сентября, теплоход отметился в Саратове, Самаре, Волгограде, Казани, и вернулся 28-го утром. Последний день был уже отдыхом и обсуждением итогов- призы раздали в воскресенье, 26 сентября.
Анимация без границ
Как очень точно подметил режиссер Михаил Алдашин на «Кроке»: «Фестиваль анимации- это передвижная выставка». Аниматоры, вообще, по натуре своей кочевники, им нравится смена декораций, поэтому неудивительно, что на плавание по российской провинции решилась молодежь из Швейцарии, Германии, Франции, Японии.
Они и учатся, зачастую перемещаясь между разными городами и даже странами. Базовое образование получают в одном месте, отшлифовывают профессию в другом. Из Украины- в Германию, из Финляндии- в Канаду, из Америки- в Москву или Ярославль, чтобы подсмотреть, например, как работает известный на весь мир художник-мультипликатор Александр Петров.
В прежние годы, когда он трудился над фильмами «Старик и море» и «Моя любовь», учебный процесс шел прямо у станка. С этого года мастер впервые получил свой официальный курс и приступил к педагогической деятельности. И результат не заставил себя ждать: фильм его учеников «Еще раз» получил «Пластилиновую ворону» (приз имени Александра Татарского) с формулировкой «За высший пилотаж». «Еще раз»- мир чистых воспоминаний, чистых красок и надежд. Вот дед, а вот он- еще мальчишка. Крутится пластинка с «Рио-Ритой», и если еще раз прокрутить пластинку, то можно еще раз вернуться назад.
Нарисовали фильм семь девушек с помощью техники Петрова- пальцами на целлулоиде. То, что в анимацию пришли девушки, уже не случайность, а закономерность- стала доступна техника, открывающая безграничные возможности. А мужчин, посвятивших себя профессии, становится все меньше, они уходят в прикладные профессии, ведь на мультфильмах не заработаешь. Девушки же нередко могут позволить себе заниматься одним только творчеством.
Женский вопрос
Вообще, прошедший «Крок» явил новое лицо анимации: если раньше творцы обращались к проблемам обществ, к плакатным сюжетам, то нынче в фаворе личные переживания, связанные с территорией женской доли и детства. В целом молодежь на фестивале была очень крепкая. Причем студенческие, учебные, работы во многом выигрывали на фоне дебютных. Мэтры-старики обвиняли авторов в том, что уж больно все у них пессимистично, много говорится о смерти и тому подобное. Но на самом деле так было всегда. И 10 лет назад молодежь говорила о том, что ее волнует, а в этом возрасте все думают о любви или о смерти, или о том и другом одновременно.
Диплом «За оригинальный дизайн для оригинальной истории» получила студенческая работа Марины Мошковой в «Масштабе». Слепая любовь птички-мамочки рушит мир, в котором птенцам предстоит жить. Режиссер, она же художник-аниматор, сценарист и звукорежиссер, рассказывает историю «в чертежах», «в масштабе», чем переводит картину в разряд неординарных. Мошкова- яркий пример ныне практикуемой многостаночности, когда все анимационные профессии сливаются в одну. Это выгодно и с финансовой точки зрения, и с творческой, а если есть разногласия- то только с самим собой.
Но в тоже время нельзя забывать- кто на кого учился. «Три в одном»- самое слабое звено производства. У сильного художника заметно хромает драматургия, у сценариста- режиссура, у режиссера- изображение.
Наталия Мирзоян, получившая приз в категории «Первый профессиональный фильм» за «Дерево детства»,- замечательный художник. С 2004 года работает на проекте «Смешарики», но желание самовыразиться вылилось в длинную погоню по детским сновидениям. В «Дереве детства» какая-то таинственная сила отбирает у ребенка любимого плюшевого мишку, и он, несчастный и перепуганный, носится за ним, то воспаряя к небесам, то падая в бездну. Просыпается- и снова этот кошмар.
«Хочешь повзрослеть? Тогда тебе надо разрушить внутренний мир своего детства»,- тревожно напутствует автор. Это- детство глазами взрослых. Как к художнику, претензий к Мирзоян нет, а к посылу, к драматургии- есть. Книжные иллюстрации, как бы ни были они совершенны, не заменят процесс чтения. Но в этой «книге» нет движения по главам и нет развития сюжета.
Еще одна женская работа- «Кирпичный» Марины Россе, живущей в Швейцарии,- получила диплом «За анимационное масонство в любви». Кирпичный- это дом, о котором мечтает женщина. Но не понятно, может ли мужчина его построить, сколько этого ждать, и не до самой ли смерти. В мультфильме нет никаких загадок, метафор- все буквально. Четкий драматургический замысел, точное изображение. Такое кино, открыто стоящее на стороне женщин.
Фильм «Женщина озера» француженки Матильды Филиппон-Агински, сделанный в технике песочной анимации, поверг мужское население «Крока» в смущение физиологичностью, возведенной до «степени риска». Что и помешало этой метафоричной работе занять призовое место. Женщина живет у озера, одна, ловит рыбу, чтобы не умереть с голоду. От ее угрюмой тоски озеро высыхает, и, в поисках влаги, маленькая рыбка устремляется в ее нутро. Женщина в экстазе извергает воду и заново наполняет озеро.
Мужской ответ
На прямолинейные женские обвинения мужчины отвечают свободным художественным высказыванием. Не в том смысле свободным, что менее прямолинейным, а в тот смысле, что о свободе.
Герхард Функ из Германии в студенческом фильме «Птица», получившем диплом «За философское соединение флоры и фауны», воспел свободу, как единственную ценность бытия. Он тоже «сам себе режиссер» и все остальное, но все же пригласил художников.
Эстетика минимализма подчеркнула философскую многозначительность. Условные круглые птицы-запятые (ни голов, ни крыльев) вросли корнями в землю- не оторвать, да они и не хотят, из-за лености сознания, закостенелости привычек. Только одна пташка оторвалась от корней, в свободном полете стала настоящей птицей. Началась новая жизнь, полная приключений и авантюр.
Автор «Птицы» признался GZT.RU, что фильм автобиографичен, что родом он из России, но корни вырвал и уехал в Германию. И не стыдно ему, что не страдает ностальгией, а летит все дальше, как его птица.
Поляк Збигнев Чапля в дебютном фильме «Ритуал», отмеченном дипломом «За экспрессивную трактовку тайминга, звука и графики», тоже говорит о свободе. По его словам, это фильм о сложности или, лучше сказать, о несовершенстве человеческой природы. Герой, устав от однообразных утренних ритуалов, обнаруживает ужасающую звериную сущность собственной натуры. Он не понимает, человек он или собака, рвущая поводок. Ритм нервно-экспрессивной графики очень точно соответствует метаниям героя. Весь фильм- бессюжетный конфликт с самим собою. На его изображение, признался Чапля, потребовалось 6 тыс. рисунков, семь месяцев труда, пять дней срочной сборки.
Самый яркий и убедительный гимн свободе на «Кроке»- фильм француза Бастьена Дюбуам «Мадагаскар. Путевой дневник», Гран-при фестиваля. Здесь уже нет никаких фантазий, а есть реальное путешествие реального человека- автора. Дюбуам год собирал деньги на поездку, потом жил на Мадагаскаре девять месяцев. Фильм делал еще два года.
Получился путевой дневник европейца, столкнувшегося с традициями Фамадиханы. Страницы дневника переворачиваются, рисунки оживают, восхищая разнообразием. Юрий Норштейн, ярый противник компьютерных технологий, признался: «Впервые увидел, как заработали 2D и 3D. За компьютером сидел творец, я увидел автора, который знает, о чем делает кино и как это кино делать. Он открыл нам неизвестный Мадагаскар. Настоящее мужское кино».
Автор: Дина Радбель
Источник