Гарри Бардин выступил 31 августа на радио "Маяк".
Звук беседы ТИХОМИРОВ: И все-таки это произошло! Сколько раз я хотел увидеть этого человека, пощупать его и, самое главное, задать ему вопросы, а он все время ускользал. И наконец-то он появился, наш великий российский аниматор Гарри Бардин. Здравствуйте, Гарри!
БАТИНОВА: Здравствуйте, Игорь Яковлевич.
ТИХОМИРОВ: Чем вы были заняты последние шесть лет?
БАРДИН: Работой.
ТИХОМИРОВ: Для меня это всегда тайна, покрытая мраком. Что такое снимать мультфильмы?
БАРДИН: Это усидчивость и преданность одной идее. Я ничего параллельно в это время делать не могу. Шесть лет мысли только об одном. Меня можно было разбудить ночью, я знаю, на каком кадре, где ставит ногу Гадкий утенок, где он поднимает голову.
ТИХОМИРОВ: Вы сейчас снимали сказку «Гадкий утенок»?
БАРДИН: Да.
БАТИНОВА: И вы представили его в Локарно?
БАРДИН: Да, 11 августа. Это было красивое зрелище. Наверное, до конца жизни не забудется… Восемь тысяч зрителей в центре города! Огромное волнение! Параллельно в закрытом помещении еще 3 тысячи смотрят. Вот так мы стартовали с этой премьерой. Я представил картину, сел подальше, протянул ладошку, и… капнула первая капля.
ТИХОМИРОВ: Весь фильм шёл дождь?
БАРДИН: Да, разверзлись хляби небесные. Мальчики из службы фестиваля желтые плащи разносили среди этих зрителей. Нужно отдать должное, все они сидели до конца, а потом устроили овацию. Публика настолько воспитанная, что только один мальчик попросил автограф, а остальные подходили на улице и говорили «грациа» и «белиссимо».
ТИХОМИРОВ: Гарри, скажите, пожалуйста, почему вы выбрали сказку «Гадкий утенок»? Мне кажется, это единственная светлая сказка у Андерсена, не типичная для него.
БАРДИН: Он очень жесткий сказочник, и он эту интонацию жесткости пытался сохранить. Я оставил только превращение гадкого утенка в лебедя, больше от Андерсена там нет ничего.
БАТИНОВА: Вы все изменили?
ТИХОМИРОВ: Почему вам не понравился первоисточник?
БАРДИН: У меня уже есть опыт топтания в классике. «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»… Мне интересно делать еще и социальную подоплеку всего происходящего - где живет, в окружении кого, отношение окружающих…
ТИХОМИРОВ: И где жил Гадкий утенок, по-вашему?
БАРДИН: Он оказался на птичьем дворе, жил там и вынужден был исполнять его законы. А он в них не вписывался ни внешностью, ни поведением, ни характером. Естественно, у меня возникло желание сделать это музыкальным фильмом. А когда возникло желание, я выстроил цепочку, как Гадкий утенок превращается в Лебедя (Лебедь - это «Лебединое озеро» Чайковского). Я взял фрагменты из «Щелкунчика» и «Лебединого озера». Сережа Анашкин всё это аранжировал, а потом Спиваков со своим оркестром записал.
ТИХОМИРОВ: Гарри, и все-таки я не могу понять. Я знаю режиссеров. Они все вампиры и питаются от актеров, доводят актеров до белого каления, измываются, глумятся, а потом напьются их кровищи и снимают талантливый, хороший фильм. А как может жить режиссер, который работает с куклами, ему же не напитаться кровушкой?
БАРДИН: Нет, я же все-таки не с куклами работаю, а с людьми. Потому что за стол садилось 22 человека, из них шесть мультипликаторов, это те, которые одушевляли героев. Кроме этого - художники, мастера, которые делали конструкции, мастера, которые обшивали кукол настоящими перьями. Это огромный штат! И все они были мои единомышленники.
ТИХОМИРОВ: То есть, вы тоже все-таки вампир?
БАРДИН: Ну, а как же без этого!? Я мягкой походкой… У нас это называют "добрый волшебник экрана". Скорее всего этому званию соответствует Леонид Аронович Шварцман, которому вчера исполнилось 90 лет. Он добрый волшебник экрана. Ты должен быть целеустремленным, как режиссер, ты должен держать свою идею, которую ты лелеешь, донести до экрана, ты должен не дать ее растащить на кусочки, чтобы не просто подчинить весь коллектив этой идее, а сделать их своими соавторами. Это убеждение, это должна быть заразительность идеи. Если у меня есть эта заразительность, если я могу увлечь людей… Что такое высшая похвала моему коллективу? Это когда приходит из лаборатории материал (две-три сценочки, снятые накануне), и все сбегаются в монтажную. Мы добиваемся синхронного осмысленного движения. Это чудо, к которому привыкнуть невозможно ни в 30, ни в 40, ни в 50, ни в мои 68.
БАТИНОВА: А почему вы выбрали пластилин? Почему куклы не компьютерные?
БАРДИН: Хорошо. Если вы это предлагаете, то с вас 20 миллионов долларов, и я все пересниму. Дело в том, что я исповедую ручную работу, я не люблю электронные сигареты, безалкогольное пиво и резиновых женщин. Я предпочитаю подлинность. Я не люблю синтезаторы, я люблю настоящее фортепиано. Я не люблю подделок.
ТИХОМИРОВ: Но, Гарри, с другой стороны, есть такое понятие - тренд, вот это модно - это не модно. Сейчас модно, чтобы все были силиконовые, чтобы все были 3D, и это продается.
БАРДИН: Мне посчастливилось общаться с Сергеем Владимировичем Образцовым, это потрясающий человек. И он сказал такую фразу: никогда не пытайтесь быть модным. Если вы талантливы, но это вопрос, постарайтесь быть самим собой. Если у вас что-то получится, то это потом станет модой. Если я буду идти за модой, я потеряю себя. А мне важно всегда сохранять себя, мое ощущение, как я понимаю… Это называется интуиция. Это мое желание сыграть эту историю так, как вижу ее, но не навязать свое видение зрителю, подцепить его на мое представление. И пока меня хватит, я буду делать так.
ТИХОМИРОВ: Я помню фильм «Архимед», 1976 год, по-моему. Там автомат ездил по цеху туда-сюда, развозит болванки...
БАРДИН: Я с актерством не завязал. Если в фильме более 400 кукол, то всех их сыграл я. И когда я даю задание мультипликатору, я все играю.
ТИХОМИРОВ: Значит, вы проживаете все, что с ними происходит?
БАРДИН: А как же!? Конечно, я все проживаю. Мой плюс в том, что я все могу сыграть как актер, благодаря своему актерскому образованию. И я, естественно, играю за всех.
БАТИНОВА: И вы тоже озвучиваете мультики?
БАРДИН: Чуть-чуть, это как у кота метка.
ТИХОМИРОВ: Знаете, здесь в чем опасность… Я как-то спросил у писательницы Татьяны Устиновой: Тань, почему ты в такие молодые годы седая? Она ответила: Вадик, когда я пишу, то переживаю за каждого героя. Так это же можно здоровье подорвать себе, если за каждого так проигрывать сцены?
БАРДИН: И подрываем. Я закончил фильм и упал, у меня было внизу 50, наверху 0.
ТИХОМИРОВ: Давление?
БАРДИН: Да.
ТИХОМИРОВ: Вы сейчас бодры!
БАРДИН: Да, и готов выполнить любое задание любой партии, любого правительства.
ТИХОМИРОВ: Вы занимаетесь высоким искусством, но есть, допустим, компания «Кока-Кола», ей нужна реклама, придет ее представитель и скажет: Гарри, сделай нам рекламу, мы парочку лимонов тебе дадим.
БАРДИН: Я это знаю не понаслышке, я это делал.
ТИХОМИРОВ: С кем?
БАРДИН: С компанией «Кока-Кола».
ТИХОМИРОВ: Вы снимали рекламу для…
БАРДИН: Я ее делал в 1996 году. Они мне позвонили и сказали, что хотят рекламу с российским оттенком, но на весь мир. Сказали, что хотят, чтобы из матрешки появилась бутылка «Кока-Колы», а вот сюжета у них нет. Я самонадеянно сказал: будет, позвоните через три дня. Они позвонили, я им всё рассказал и вылетел в Америку, куда вскоре вылетела и вся моя команда, и мы сняли 30-секундный ролик «Кока-Колы» за 2 месяца.
ТИХОМИРОВ: Как же так? Вы занимаетесь высоким искусством, и все на продажу?
БАРДИН: Перестаньте, не продается вдохновение, но «Кока-Колу» можно продать. Это для нас было очень престижно, потому что я чувствовал, что за мной вся Россия, и не должен был ударить лицом в грязь, потому что там все были суперпрофессионалы, в том числе и оператор комбинированных съемок Стивена Спилберга. Мы снимали сцену и отправляли на утверждение, нам говорили "о`кей", и мы делали следующую сцену, настолько к нам было пристальное внимание.
ТИХОМИРОВ: Почему вы вдруг решили работать с пластилином?
БАРДИН: Материал для меня был интересен потому, что я семь лет проработал на рисованной анимации.
ТИХОМИРОВ: Ваш мультфильм «Летучий корабль» - это классика жанра.
БАРДИН: Я хотел придать кукольной анимации некоторую рисованную легкость, а пластилин дает эту возможность. Мы впервые осваивали трехмерный пластилин. Саша Татарский только делал блины, а мы делали в трехмерном пространстве. Попробовали, нам понравилось на «Тяп-ляп, маляры», потом был «Брэк», более сложный, а потом «Серый Волк энд Красная Шапочка», еще сложней.
БАТИНОВА: Слушатели спрашивают: вы знаете происхождение своей фамилии?
БАРДИН: Нет, это мой псевдоним, а имя настоящее. Имя Гарри насоветовала моя тетка, которая любила какого-то актера иностранного.
ТИХОМИРОВ: Снимать мультфильмы - недешевое удовольствие.
БАРДИН: Недешевое. «Шрек» - это 97 миллионов долларов. А мы поскромничали, у нас 1,5 миллиона долларов.
ТИХОМИРОВ: Вы на миллионера не похожи. Часы, правда, хорошие.
БАРДИН: Сын подарил.
ТИХОМИРОВ: Сейчас выгодно заниматься мультипликацией? Где вы нашли деньги, чтобы снять это все?
БАРДИН: Я должен сказать спасибо министерству культуры, они дали миллион долларов, а остальное, поскольку я еще и продюсер, я искал по мелочам, собирал крохи, чтобы собрать необходимую сумму.
ТИХОМИРОВ: Вы, Гарри Бардин, известный режиссер, приходили в банк и устраивали презентации?
БАРДИН: Да, я ставил музыку, приносил эскизы и рассказывал. Иногда меня душили слезы… А они смотрели на меня, как на муху, бьющуюся о стекло. Говорили: очень интересно, мы подумаем. И вот до сих пор думают, а фильм уже закончен.
БАТИНОВА: Вам когда-нибудь хотелось плюнуть, сказать: да идите вы все!
БАРДИН: Там охрана, я бы плюнул.
БАТИНОВА: Нет, не на них, а на идею. Не могу больше, не хочу больше ходить собирать!
БАРДИН: Нет, это был бы не я. У меня, наоборот, трудности вызывают спортивный азарт, желание их преодолеть. Я горжусь тем, что преодолел и довел это до конца. Конечно, мир не без добрых людей, кроме моих сотрудников, которые стояли со мной все шесть лет на баррикадах, есть потрясающая кинолаборатория «СинеЛаб» под руководством Тихона Пендюрина, где мне пошли навстречу.
ТИХОМИРОВ: Хорошее имя.
БАРДИН: У него замечательная фамилия! У него прадед был купец первой гильдии, который сделал очень много добрых дел, его правнук продолжает делать добрые дела, во всяком случае, для нас он сделал очень много. Но вот мы закончили картину и остались без копейки денег. Теперь рассчитываем на прокат, который начнется с 16 сентября по всей России.
ТИХОМИРОВ: Ну, ладно, у вас сын есть, поможет, я думаю.
БАРДИН: Мы с ним два банкрота.
ТИХОМИРОВ: Я как раз хотел спросить про вашего сына. Нашумел его фильм «Россия-88». Понравился ли фильм сына?
БАРДИН: Да, конечно. Я видел рабочий материал, он меня поразил.
ТИХОМИРОВ: Сын в вас пошел?
БАРДИН: Он пошел в себя. Но мы смотрим в одну сторону. Социально, граждански мы с ним сходимся, а средствами выразительности он выиграл. Но мыслим одинаково, потому что «Россия-88» и «Гадкий утенок» где-то пересекаются. Эти фильмы о терпимости, о толерантности, о ксенофобии.
ТИХОМИРОВ: Гарри, почему вы, воспитанный в советское время, толерантны ко всему, смотрите вперед, а многие люди, которые воспитаные в другое время, все равно смотрят туда, назад?
БАРДИН: Не знаю. Наверное, неумение мыслить самостоятельно, неумение анализировать, подверженность зомбированию, пропаганде, неумение отделить зерна от плевел... Когда втюхивали в мозги, они, как флюгер, поворачивали головы в ту сторону, откуда им вдували в уши, и не пытались осмыслить ни время, ни себя, ни себя в обществе, ни само общество.
БАТИНОВА: Это воспитание?
БАРДИН: Во многом воспитание, во многом нежелание мыслить, во многом рабство, которое еще не отменено с 1861 года и до сих пор сидит в голове.
ТИХОМИРОВ: Для чего вообще мультипликация? У нас есть кино, театр, чтобы поплакать, подумать, а мультфильм - это развлечение. Пришли, красивые картинки, тю-тю, сю-сю.
БАРДИН: Фиг вам! Я рассчитываю на своего зрителя, который пришел не ржать и жрать попкорн, а который пришел узнать то, о чем я ему расскажу. И то, что я считаю интересным, то и рассказываю. И, как правило, извините за самонадеянность, я находил и нахожу своих зрителей. Можно заглянуть в Youtube и посмотреть, сколько скачано моих фильмов. Я, конечно, от этого не богатею, но есть удовлетворение, что молодежь смотрит, ей интересен не я, а то, что я сделал за свою жизнь. Значит, всё было не зря...
БАТИНОВА: А вы сами интересуетесь на Youtube? Вы говорили, что перед блогерами показывали…
БАРДИН: Да, меня сын надоумил, и я подсел на это дело. Иногда, правда, думаю: и что я в этой помойке делаю? Как я сюда попал? Этот язык, этот культурный слой, который иногда недопустим и низок, это жлобское переписывание… Не дай бог, если бы Маша и Дубровский переписывались в Интернете!
ТИХОМИРОВ: Скажите, а у вас остались какие-то недостижимые вершины мастерства мультипликации?
БАРДИН: Я каждый раз ставлю себе и своим людям непреодолимую задачу, а потом карабкаемся. То есть, я сам не живу и другим не даю. С другой стороны, мы получаем от этого удовольствие. Потому что делать то, что уже сделано, неинтересно, повторять то, что я уже сделал, тоже не интересно, стремиться делать, как кто-то уже сделал, тоже не интересно, глупо, значит, нужно что-то искать интересное.
БАТИНОВА: А можно еще чем-то удивить в мультипликации?
БАРДИН: Конечно.
БАТИНОВА: Потому что на радио уже нечем удивлять.
БАРДИН: Как нечем? Вы же меня пригласили, это удивительное событие.
ТИХОМИРОВ: Вас что-то потрясало, вдруг кто-то подходил и говорил: Гарри! И падал, например, в ноги и говорил: боже, талант?
БАРДИН: Конечно, признание само по себе - это вещь хорошая, потому что когда ты долго работаешь, вкладываешь душу и силы, то хочется быть замеченным. И когда ты замечен, это приятно. Сейчас я понимаю, что в какой-то степени мне не нужно выставляться на конкурс и играть бицепсами перед молодыми, нужно уступить дорожку. Но не в том смысле, что ничего не делать, а в смысле конкурировать, потому что я понимаю, что тот уровень, который мы достигли в этом фильме, для молодых и начинающих не по плечу.
БАТИНОВА: Максим с форума спрашивает: пластилин для мультфильмов отличается от обычного?
БАРДИН: Ничем не отличается, только внутри конструкция.
ТИХОМИРОВ: А что происходит с фигурками пластилиновыми после съемок?
БАРДИН: Как правило, они высыхают. Но есть некоторые куклы, которых мы продавали на аукционе, когда у нас наступило совсем безденежье.
ТИХОМИРОВ: Гарри, у нас звонок от слушателя. Здравствуйте, Аня.
АННА: Здравствуйте. Дорогой Гарри, я очень-очень хочу вам сказать добрые слова. Я вас люблю с детства, хотя мне, на самом деле, лет чуть меньше, чем вам, у меня такое ощущение, что мы с вами вместе по жизни идем, начиная с "Тяп-ляп, маляры".
БАРДИН: Спасибо, а то тут на меня нападают, вы хоть доброе слово сказали.
ТИХОМИРОВ: Еще один телефонный звонок. Константин, здравствуйте.
КОНСТАНТИН: Здравствуйте. Я хотел бы поблагодарить Гарика за чудесный фильм «Летучий корабль», который лег в мое восприятие мира. Гарри, почему вы недооцениваете трехмерные мультфильмы? И еще. Я придумал мультфильм, у меня есть сценарий, есть персонажи, что мне делать дальше?
БАТИНОВА: Искать спонсора.
БАРДИН: Ну, что делать? Присылайте по e-mail, Костя.
ТИХОМИРОВ: А как вас найти в этом огромном поле?
БАРДИН: garry@bardin.ru, все очень просто. Что касается 3D, я никому не запрещаю это делать, но мне самому больше нравится по-старинке.
ТИХОМИРОВ: Давайте Александра послушаем.
АЛЕКСАНДР: Здравствуйте. Я хотел бы поблагодарить Гарри за то, чем он занимается, и пожелать ему доброго здравия!
ТИХОМИРОВ: Вот видите, Гарри, а вы расстраивались, думали, что вас никто не слушает. С премьерой вас, счастья, успехов, чтобы все гадкие утята превратились в белых лебедей.
БАРДИН: Спасибо, вы на меня, конечно, не нападали, мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо, всего доброго.
БАТИНОВА: Спасибо, до свидания.
Источник