Режиссер 73-летний Евгений Сивоконь проводит собеседование с поступающими на факультет анимации Киевского театрального университета. Он преподает 20 лет, создал 26 мультфильмов.
- Я хорошо распознаю людей, которые занимаются мультфильмами. Они где-то там, - показывает рукой в небо. - Все в себе, в мире анимации, задумчивые. Слова лишнего не скажут.
В комнату заходит Евгений, 25 лет. Он закончил экономический университет, хочет снимать мультфильмы. Достает из папки рисунки акварелью, на стол ставит глиняную голову. Евгений Яковлевич рассматривает рисунки.
- У вас мало шансов поступить даже на контракт. Попробуйте пойти на оператора или на продюсера. Анимация - это работа для фанатиков. Если совсем не сможете без этого жить, приходите. Всегда боюсь пропустить талант, - говорит вслед. - Пытаюсь ничего от себя не навязывать. Первая фраза, которую говорю ученикам: ”Друзья мои, я не хочу, чтобы через четыре года из института вышло семь-восемь сивоконьчиков”.
В этом году мастер выпустил 12 режиссеров.
- Сегодня очень многие молодые художники работают в компьютерной графике. Это мертвая фактура, потому что машина не ошибается - все ровненько, чистенько. Когда смотришь рисунок от руки, видишь - линия не туда пошла. Чувствуешь энергетику автора. Сейчас мода на компьютерную анимацию отходит, больше ценится ручной труд.
Последние работы ”Засыплет снег дороги” и ”Компромикс” режиссер делал в технике сыпучих материалов.
- В фильме ”Засыплет снег дороги” снег засыпал изображение. Вместо него я использовал 3 килограмма соли. В ленте ”Компромикс” боролись добро и зло. Я использовал черный и белый порошки. Когда борьба прекращалась, порошки смешивались и выходил серый. Приходил истощенный домой. За день мог снять 6-7 секунд. А весь фильм длится 7 минут. 1 секунда движения это 24 кадрика. Одинаково - рисунок это, куклы, пластилин.
Смета последней его ленты - 10-минутной ”Спаси и сохрани” - 400 тыс. грн.
- Большую часть выделенных государством средств забирает студия. До режиссера доходит только четверть денег. Остальные идут на оплату бухгалтера, уборщицы, оборудования. Замечательный киевский композитор Вадим Храпачев, который работает с режиссером Романом Балаяном, писал музыку к фильму ”Полеты во сне и наяву”. За 10 минут музыки к моим мультфильмам получает 1200 гривен. Уборщице больше платят.
Мультфильмы, которые идут в кинотеатрах, он не смотрит.
- Во всех этих ” шреках” пытаются сделать мир похожий на настоящий. Натуралистичность - это тупик. И все просчитывают: сначала выпускают футболки со Шреком, потом его куклы. Обязательно должен быть хеппи-энд, потому что на фильм с грустным концом американцы не пойдут. Чтобы пошли и афроамериканцы, и белые, Шрека сделали зеленым. Когда Дисней придумал Микки Мауса, на его курточке вместо двух пуговиц нарисовали одну. Потому что изображать две пуговицы - это платить художнику полцента. Таких рисунков должно быть 15 тыс. Поэтому Микки Маусу сделали четыре пальца, а не пять.
Автор: Анна Балакир
Источник