Невесёлые картинки --- Наша Версия

Jul 20, 2010 12:53



Знаменитые российские мультстудии доживают последние дни

Производство мультфильмов, которое во всём мире приносит огромную прибыль, в России вновь на грани исчезновения. Знаменитая студия «Пилот» из-за отсутствия денег не может закончить последние несколько серий разрекламированного проекта «Гора cамоцветов». Более того, в здании, где работают мультипликаторы, недавно отключили лифт. Режиссёр Сергей Меринов рассказал, что «Пилот» на грани закрытия, денег нет и зарплату сотрудники не получают. Похожая ситуация на многих анимационных студиях. Можно ли выйти из кризиса, попытался понять корреспондент «Нашей Версии» Мария Ческис.

Лихие 90-е, похоже, возвращаются. Российская мультипликация на грани исчезновения. В последние несколько месяцев многие студии стали закрываться и распускать работников. Заморозить часть проектов пришлось даже студии «Петербург», делающей очень успешный с коммерческой точки зрения сериал «Смешарики». На столичной студии «Пчела» законсервированы два крупных проекта. Сотрудники находятся в неоплачиваемом отпуске, а до этого они полгода не получали зарплату. Ещё один известный производитель - «Мельница» - выживает только благодаря тому, что контролирующим совладельцем является кинокомпания «СТВ».

Выход из кризиса руководители студий видят прежде всего в помощи государства. «99% российской анимации может выйти на рынок только в условиях государственной поддержки, - считает генеральный директор студии «Пилот» Лев Бубненков. - Причин много: неразвитый кинорынок, дороговизна производства, интернет-пиратство». Но в последнее время господдержка практически сошла на нет, и на скорое её возобновление рассчитывать не особо приходится.

Некоторые считают, что проблему можно решить, выпуская полнометражные мультфильмы, но опыт показывает, что это не является панацеей. Некоторые картины умирают ещё на стадии работы, и даже приличный бюджет не всегда помогает. Так получилось, к примеру, с полнометражным 3D-мультфильмом «Сапсан» с бюджетом 2,5 млн долларов. Контракт на производство «Сапсана», выход которого в прокат ожидался в прошлом году, группа «Централ Партнершип» («ЦП») подписала с продюсерским центром «Эра Водолея». После ряда переделок деньги иссякли, а в «ЦП» просмотрели материал и решили, что финансировать дальнейшее производство нецелесообразно.

И этот случай не единичный. Не всё просто и с выходом на телерынок. Несмотря на то что 15% эфирного времени по закону должно быть отдано детским передачам, ставить современные отечественные мультфильмы в сетку вещания невыгодно, ведь за 1 секунду нового анимационного проекта придётся заплатить от 70 до 140 долларов. Гораздо дешевле показывать диснеевские сериалы и старые советские мультфильмы.

Некоторые эксперты предлагают ввести квоту на показ отечественных мультфильмов на телевидении и изменить закон, запрещающий в детских передачах рекламу, отчего всё детское для каналов является пустой тратой времени. «Мне не кажется, что это решение проблемы, - возражает продюсер и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов. - При нашем мизерном мультпроизводстве отечественных мультфильмов хватит лишь на три дня показа на 10 каналах при заполнении 15% экранного времени». Остаётся ещё один выход - сериальные проекты по заказу телеканалов. К сожалению, здесь назвать практически нечего, кроме «Смешариков», которые делались когда-то на свой страх и риск студией «Петербург», и «Лунтика», снятого на деньги канала «Россия 1» под передачу «Спокойной ночи, малыши».

Эфирные каналы, живущие за счёт рекламы, инвестировать в серьёзные проекты не хотят. Ещё есть возможность перенять мировой опыт и зарабатывать деньги на продукции, связанной с героями мультиков: компьютерных играх, сувенирах, игрушках, одежде и т.д. Пример «Смешариков» доказывает, что данный вариант - довольно перспективный. Сегодня более 70 российских и международных компаний выпускают продукцию под брендом «Смешарики» (всего в линейке 2 тыс. наименований). Но, к сожалению, у нас этому ещё только учатся. Ну а пока выхода из замкнутого круга не видно, и государство, телевидение, да и сами студии помочь себе не хотят, высококлассным специалистам остаётся лишь уходить в коммерческие структуры: рекламу, Интернет или уезжать работать на Запад, как это делали в 1990-е, чтобы выжить.
Previous post Next post
Up